Добавлен: 27.05.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
Введение
Долгое время в Российской Федерации государственная собственность оставалась главной формой собственности и имела максимальный удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие этого, ограничение имущественной сферы иных собственников, а также непризнание частной собственности положительных результатов, к сожалению не дали.
Сегодня же законодательство закрепляет равенство всех форм собственности и равную их защиту. Действующим российским законодательством государственная и частная собственность рассматриваются не в качестве противостоящих друг другу форм собственности, а в качестве двух составляющих экономических отношений собственности, лишенных политической окраски.
В достаточно непростой системе экономических отношений государственная собственность являет собой форму собственности, цель которой заключается в общенародном присвоении имущества, обособленного от имущества иных организаций и граждан. Совпадение государственных и общенародных интересов в области присвоения материальных благ основано на положении Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым, носителем и единственным источником власти в Российской Федерации выступает ее многонациональный народ.
Актуальность избранной для освещения темы курсовой работы состоит в том, что постоянно прослеживается реформирование и разделение права владения на объекты федеральной собственности.
Объектом исследования в представленной работе выступает вся государственная собственность, которая принадлежит Российской Федерации.
В качестве предмета исследования можно определить государственные мероприятия по оперативному управлению федеральной собственностью в целях минимизации затрат на ее содержание, а равно максимизации прибыли от ее использования и для привлечения иностранного капитала.
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении объектов государственной собственности и изучении правомерности применяемых методов и принципов управления. Достижение цели работы возможно посредством решения определенных задач, в числе которых следует обозначить:
- изучить понятие государственной собственности;
- рассмотреть роль и значение государственной собственности в Российской Федерации;
- изучить проблематику управления государственной собственностью.
Решение поставленных задач предопределило структуру работы, она состоит из введения, трех логически сменяющих друг друга глав, заключения и списка литературных источников.
1 Понятие государственной собственности
В Российской Федерации государственной собственностью признается имущество, которое на праве собственности принадлежит Российской Федерации, т.е. федеральная собственность, и имущество, которое на праве собственности принадлежит ее субъектам, т.е. собственность субъектов Российской Федерации.
Как земля, так и иные природные ресурсы, не относящиеся к собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, признаются государственной собственностью.[1]
Согласно положениям ст.ст. 294, 296 ГК Российской Федерации, имущество, которое находится в государственной собственности, подлежит закреплению за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Средства соответствующего бюджета и другое имущество, которое не закреплено за государственными учреждениями и предприятиями, слагают государственную казну, казну республики в составе России, края, области, автономной области, города федерального значения, автономного округа.[2]
В числе объектов, которые составляют основу национального богатства государства, следует назвать:
- ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации;
- охраняемые, либо используемые особым образом природные объекты;
- художественные ценности, объекты природного и историко-культурного наследия, учреждения культуры общероссийского значения, которые расположены на территории Российской Федерации.
Объекты, которые необходимы для обеспечения нормальной деятельности федеральных органов власти и управления, а также разрешения задач общероссийского характера:
- Государственная казна Российской Федерации;
- имущество вооруженных сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск, органов безопасности, органов внутренних дел и иных учреждений, финансирование которых происходит из республиканского бюджета Российской Федерации;
- высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и иные объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства здравоохранения, государственных научных центров;
- объекты и предприятия геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической служб, контроля состояния и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов;
- предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной служб, службы защиты растений;
- учреждения патентной службы, метрологии и стандартизации, машиноиспытательные полигоны и станции;
- государственные запасы и мобилизационные резервы, а равно предприятия, которые обеспечивают их сохранность;
- учреждения ИТУ и лечебно-трудовых профилакториев МВД Российской Федерации.[3]
Кроме того, в состав государственной собственности входят объекты оборонного производства; объекты отраслей, которые призваны обеспечивать жизнедеятельность народного хозяйства Российской Федерации в целом, и развитие иных отраслей народного хозяйства, в частности; автомобильные дороги федерального значения общего пользования и организации, которые их обслуживают, а также прочие объекты, в числе которых следует назвать:
- учреждения и предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов;
- организации и предприятия по производству спиртовой и ликероводочной продукции.
Согласно положениям Указа Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»,[4] Правительством Российской Федерации было определено:
а) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, в том числе, в отрасли земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в области имущественных отношений;
б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом подчиняется Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации;
в) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом действует непосредственно и посредством территориальных органов;
г) в качестве основных функций Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в пределах определенных полномочий закреплены:
- проведение единой государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений;
- исполнение полномочий собственника в порядке и пределах, которые определены федеральным законодательством в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений;
- разграничение государственной собственности, в том числе на землю, собственность Российской Федерации, ее субъектов, а также собственность муниципальных образований;
- исполнение полномочий собственника имущества должника – федерального унитарного государственного предприятия при производстве процедуры банкротства;
- защита имущественных и других прав, а также законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в пределах России и за рубежом;
- осуществление учета федерального имущества, а также ведение реестра федерального имущества;
д) обозначена предельная численность работников центрального аппарата Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в количестве 530 без обслуживающего и охранного персонала, а также предельную численность сотрудников территориальных подразделений в количестве 3251 человек, без учета обслуживающего и охранного персонала.
2 Роль и значение государственной собственности в Российской Федерации
Собственность представляет собой отношения между людьми, которые выражают определенную форму присвоения материальных благ, а особенно, форму присвоения средств производства. Таковые отношения образуют совокупность отношений между ее участниками, а равно, между ними и обществом в лице самого государства. Социальная суть подобных отношений и является выражение присущих данному обществу экономических отношений собственности. Для более полного представления о собственности целесообразно определить то место, которое ей отведено в системе общественных отношений.[5]
Во-первых, собственность представляет собой основу всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности находятся в зависимости и формы обмена, распределения и потребления. В частности, в настоящее время в условиях рыночной экономики в России преобладает частная собственность.
Во-вторых, в зависимости от собственности находится положение определенных групп, классов и слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.
В-третьих, собственность представляет собой итог исторического развития. Формы ее изменяются параллельно с изменением способов производства. При этом, главной движущей силой такого изменения выступает эволюция производительных сил.
В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы присутствует какая-либо базисная специфическая для нее форма собственности, это не исключает наличия и иных ее форм, как старых, которые переходят из прежней экономической системы, так и новых, присущих современным условиям хозяйствования. Взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное влияние на весь ход развития общества.
В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может проходить эволюционным путем, на основании конкурентной борьбы, так называемого естественного отбора, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время, имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы утверждают свое господство насильственным образом.[6]
Рассмотрение системы отношений собственности дает возможность ответить на вопрос о том, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность. Если приоритет у индивидуального интереса, то можно вести речь о системе отношений индивидуального частного отношения. Если присвоение происходит в интересах кого или иного коллектива, то речь можно вести о коллективной собственности. Присвоение может осуществляться определенной социальной группой людей. Здесь налицо уже присутствие классового интереса.
В процессе дискуссий, которые велись по поводу усилий России и других республик бывшего СССР преодолеть существующие в них экономические трудности, укрепилось мнение о необходимости перехода от административно-командной системы к рыночной системе свободной конкуренции. Рыночная экономика в зарубежных странах достаточно эффективно функционирует и сравнительно успешно удовлетворяет потребности своих граждан. Именно поэтому рыночное хозяйство и выступает альтернативой для стран бывшего социалистического толка; предполагается минимальное прямое вмешательство государства в управление экономикой и переход основных рычагов государственного регулирования к индивидуальной предпринимательской инициативе.
Итак, с точки зрения экономики, собственность представляет собой реальные отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию всего имущества.
Собственность относится к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются светлые умы человечества. Но борьбой лишь в теоретическом плане дело, естественно, не ограничивается. Социальные потрясения, порой содрогающие весь мир, в конечном счете, одной из главных своих причин имеют попытки поменять сложившиеся отношения собственности, закрепить новый строй таковых отношений.