Файл: Международный финансовый учет (сущность стандартов МСФО).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Для того чтобы стать полноправным участником международного рынка, экономические субъекты, должны осуществлять финансовый учет в соответствии с МСФО. Переход к международной практике учета позволяет предприятиям улучшить положение, состояние и сделать экономическую деятельность более прозрачной. Кроме того, признание МСФО в России является важным шагом для привлечения иностранных инвестиций. С каждым годом все больше и больше российских предприятий сталкивается с необходимостью формирования отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). На подавляющем большинстве предприятий России учет и отчетность ведутся только на основании российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ). В то же время при необходимости ведения одновременного учета по нескольким стандартам существенно возрастает объем работы специалистов, занятых ведением учета и составлением отчетности. Успешно решить накопившиеся проблемы ведения учета по МСФО можно только с помощью современных информационных технологий, внедрение которых продолжает оставаться наиболее актуальной проблемой последнего десятилетия.

В работе детально исследованы системы отечественных и Международных стандартов финансовой отчетности, определено их современное соотношение, выявлены проблемы и перспективы их дальнейшего развития. При этом учтены разработанные Минфином России проекты новых нормативных документов по бухгалтерскому учету, а также представленные Советом по МСФО проекты изменений Международных стандартов финансовой отчетности.

Сформулированные предложения могут использоваться при разработке и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений.

Сделаны выводы о сохранении на сегодняшний день существенных различий систем российских и Международных стандартов финансовой отчетности, обоснованы направления дальнейшего развития указанных систем. Многие российские предприятия уже сейчас стремятся составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО для того, чтобы иметь объективную оценку своего бизнеса и возможность выхода на международные рынки.

Предметом исследования является анализ систем российских и международных стандартов финансовой отчетности и проблемы их дальнейшего развития.


Целью курсовой работы является разработка направлений адаптации бухгалтерской отчетности по МСФО к условиям России в ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические аспекты составления международной финансовой отчетности;
  • рассмотреть особенности составления международной финансовой отчетности в соответствии на примере ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ».

Объект исследования – ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ».

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Сущность стандартов МСФО

1.1 Понятие и применение МСФО

С вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) возрастает значение методологии ведения бухгалтерского учета с использованием Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В настоящее время активно закладывается основа для трансформации отчетности, составленной по российским стандартам в отчетность, составленную в соответствии с МСФО.

На разъяснение МСФО и применение их на территории Российской Федерации, а также на повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности направлен План Минфина России на 2012 – 2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе МСФО, который был утвержден 30.11.2011, но уже ровно через год – 30.11.2012 он был дан в новой редакции. При этом сроки его реализации по большинству пунктов сокращены до 2014 г. Эти нововведения связаны с происходящими в обществе процессами экономического развития после вступления Российской Федерации в ВТО. Отчетность уже не является делом сугубо национального масштаба с тех пор, как бизнес (не только крупный, но малый и средний) перестал работать в условиях только одной страны.

Подчеркнем, что работа над созданием МСФО для малого и среднего бизнеса (IFRS for SME, International Financial Reporting Standards for Smalland Mediumsize Entities) началась еще в 2003 г. Однако только в июне 2009 г. необходимый комплект стандартов был принят Советом по Международным стандартам финансовой отчетности. В результате малый и средний бизнес получил единые для всего мира практики ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.


Российская практика интеграции с мировым бизнесом стала диктовать потребность представления отчетности компаний в формате МСФО, которая должна быть понятна, прозрачна и надежна.

Сегодня МСФО признаны глобальными стандартами во всем мире. Европейский союз отказался от разработки собственных директив по вопросам финансовой отчетности. С 1 января 2005 г. все европейские компании, чьи ценные бумаги обращаются на финансовых рынках Европы, обязаны готовить консолидированную отчетность в соответствии с принципами МСФО.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это совокупность общепринятых правил квалификации, признания, оценки и раскрытия хозяйственных операций и финансовых показателей для составления финансовой отчетности хозяйствующими субъектами большинства стран мира.

МСФО представляют собой систему документов, состоящую из предисловий к положениям по МСФО, разъяснений принципов подготовки и представления финансовой отчетности, стандартов и разъяснений (интерпретаций) к ним. Каждый из указанных документов имеет собственное значение, но, являясь элементом системы, не может применяться отдельно от остальных ее составляющих.

В предисловиях к положениям изложены цели и задачи органа, занимающегося разработкой МСФО, разъяснен порядок применения МСФО.

Принципы подготовки и представления отчетности определяют основы составления и представления финансовой отчетности, в частности рассматривают цели отчетности, ее качественные характеристики, порядок квалификации, признания и измерения элементов отчетности. Принципы призваны помочь национальным органам стандартизации при разработке национальных стандартов в соответствии с нормами МСФО, составителям отчетности – в применении существующих стандартов и по вопросам, по которым стандарты не приняты, а также аудиторам при выработке мнения о соответствии отчетности принципам МСФО.

Каждый из принятых стандартов содержит требования к объекту учета для его квалификации и признания, к порядку оценки объекта и раскрытию информации об объекте в финансовой отчетности. Наиболее близким российским аналогом стандартов являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утверждаемые Министерством финансов РФ. Необходимость интерпретаций (разъяснений) обусловлена тем, что в практике хозяйственной деятельности встречаются операции, по которым МСФО не содержат специальных стандартов.

Международные стандарты финансовой отчетности – система концептуальных документов, устанавливающих принципы составления и представления финансовой отчетности, но не порядок ведения учета, т.е. они не содержат так привычного для российских финансовых работников плана счетов, типовых бухгалтерских проводок, форм первичных учетных документов и учетных регистров. Основная задача, которую призваны решать МСФО, – унификация порядка оценки активов и обязательств и надлежащего раскрытия соответствующей информации. При этом МСФО не являются сводом жестких детализированных правил, а содержат общие принципы и требования, предоставляя составителю отчетности самостоятельно принимать конкретные решения, полагаясь на собственное профессиональное суждение


1.2 Основы формирования учетной политики в РСБУ и МСФО

Исследуем подходы к характеристике понятия «учетная политика» в системе МСФО. Анализ регламентаций различных МСФО позволяет утверждать, что определение данной категории представлено в МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменение в бухгалтерских оценках и ошибки». Согласно п. 5 данного Стандарта «учетная политика – это конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, принятые предприятием для подготовки и представления финансовой отчетности»[1].

Обратим внимание, что МСФО (IAS) 8 не раскрывает содержание принципов, основ, соглашений, правил и практики, которые следует отразить в составе учетной политики. Вместе с тем п. 7 данного Стандарта регламентирует, что, «когда конкретный МСФО применяется к операции, прочему событию или условию, учетная политика или ее положения, применяемые к этой статье, должны быть определены путем применения настоящего МСФО»[2]. Таким образом, вместо включения определенного перечня принципов, основ, соглашений, правил МСФО (IAS) 8 указывает на те операции, события, условия, в отношении которых конкретные международные стандарты требуют включения соответствующих положений в учетную политику. Если же к операции, событию или условию не применяются конкретные МСФО, то п. 10 МСФО (IAS) 8 требует от руководства организации использовать собственное суждение в разработке и применении учетной политики для формирования отчетной информации[3].

Необходимо отметить, что кроме МСФО (IAS) 8 некоторые регламентации в отношении формирования учетной политики содержит также МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Согласно п. 117 данного Стандарта «в кратком обзоре основных принципов учетной политики предприятие должно раскрывать следующую информацию:

  • база (или базы) оценки, использованная при составлении финансовой отчетности;
  • прочие принципы учетной политики, которые представляются уместными для понимания финансовой отчетности»[4].

Обратим внимание на то, что при характеристике сущности учетной политики как МСФО (IAS) 8, так и МСФО (IAS) 1 содержат отдельные достаточно подробные регламентации относительно профессионального суждения, на основе которого осуществляется выбор принципов, основ, соглашений, правил при формировании учетной политики. Так, согласно п. 123 МСФО (IAS) 1 «в процессе применения учетной политики руководство формирует различные профессиональные суждения, помимо связанных с расчетными оценками, которые могут оказать значительное влияние на суммы, признанные в финансовой отчетности»[5]. Далее следуют примеры ситуаций, в которых необходимо применение такого профессионального суждения:


  • при определении, являются ли активы инвестициями, удерживаемыми до погашения;
  • при ответе на вопрос, в какой момент времени все значительные риски и вознаграждения, связанные с правом собственности на финансовые активы и активы, сдаваемые в аренду, переходят к другим предприятиям;
  • при определении, являются ли отдельные продажи товаров по существу соглашениями о финансировании и, следовательно, не приводят к возникновению выручки[6].

Отметим, что это вновь лишь отдельные примеры, а не попытка представить перечень всех возможных ситуаций.

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 содержит регламентацию общих требований к формированию профессионального суждения. Согласно п. 10 данного Стандарта собственное суждение в разработке и применении учетной политики должно обеспечивать формирование отчетной информации, удовлетворяющей определенным принципам: уместность, надежность, достоверность, приоритет содержания перед формой, нейтральность, осмотрительность (консервативность) и полнота[7]. Отметим, что МСФО (IAS) 8 дает также и ориентиры того, каким образом обеспечить такую направленность профессионального суждения. Так, согласно п. 11 МСФО (IAS) 8 при вынесении суждения руководство должно обращаться и рассматривать применимость следующих источников в нисходящем порядке:

  • требования МСФО, затрагивающие аналогичные и связанные вопросы;
  • определения, критерии признания и концепции оценки активов, обязательств, доходов и расходов, представленные в Концепции (Концептуальных основах МСФО)[8].

Кроме этого, в соответствии с п. 12 МСФО (IAS) 8 при вынесении такого суждения руководство может также рассматривать самые последние нормативные документы других устанавливающих стандарты органов, которые используют схожую концепцию для разработки стандартов бухгалтерского учета, прочую литературу по бухгалтерскому учету и принятую в отрасли практику в той мере, в какой они не противоречат МСФО и Концепции[9].

Сравнивая приведенные в МСФО и РСБУ определения понятия «учетная политика», нельзя не признать их существенного отличия. Если МСФО (IAS) 8 включает в учетную политику пять аспектов: принципы, основы, соглашения, правила, практика, то ПБУ 1/2008 – только совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Зададимся вопросом: можно ли сопоставить способы ведения учета в ПБУ 1/2008 и какие-либо аспекты учетной политики в МСФО (IAS) 8? Полагаем, что на этот вопрос нельзя дать однозначного ответа, поскольку ни российский, ни международный стандарты не раскрывают в достаточной степени те аспекты, на которых базируется определение учетной политики. Так, содержащееся в МСФО (IAS) 8 определение учетной политики не раскрывает тех принципов, основ, соглашений, правил и практики, которые являются ключевым моментом в трактовке учетной политики. Остается неясным, в какой степени организация может осуществлять выбор учетных принципов; ведь эти принципы однозначно заложены в концептуальных основах самих МСФО: к ним относятся принципы начисления, непрерывности деятельности, понятности, уместности, надежности и сопоставимости отчетной информации. Разве означает определение учетной политики в МСФО возможность выборочного применения принципов из указанного перечня? Очевидно, что нет. Все эти принципы должны стать базой для формирования отчетности в обязательном порядке. В таком случае неясно, какие же принципы должна определить и выбрать организация при формировании своей учетной политики. Неясно, и что понимать под «основами», которые должны приниматься при составлении учетной политики в соответствии с МСФО (IAS) 8. Их трактовка отсутствует в международном стандарте. Не раскрывается и то, что подразумевается под «соглашениями». Открытым является и вопрос о том, какое влияние на формирование учетной политики должна оказывать «практика».