Файл: Общие принципы учета расходов и доходов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы определяется тем фактом, что организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в некоторых сферах могут уплачивать ЕНВД, если в их регионе для этой сферы деятельности введен данный специальный режим.

Налогоплательщики, применяющие ЕНВД, не платят налог на прибыль в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом; в свою очередь, плательщики налога на прибыль при исчислении налоговой базы не учитывают доходы и расходы, относящиеся к другим налоговым режимам, в том числе к ЕНВД.

Однако на практике организации и индивидуальные предприниматели не всегда сосредоточивают свою деятельность только лишь на одной сфере. Они, как правило, осуществляют несколько видов предпринимательской деятельности.

В связи с этим у данных плательщиков возникает обязанность ведения раздельного учета тех параметров, которые являются необходимыми для расчета физических показателей и исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Объект исследования – ООО «Север – Авто»

Предмет исследования – раздельный налоговый учет доходов организации.

Цель исследования –изучение особенностей налогообложения доходов по различным видам деятельности.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1) Изучить нормативно- правовое регулирование организации осуществляющей различные виды деятельности с позиции налогообложения;

2) Проанализировать организацию налогового учета деятельности ООО «Север – Авто».

Глава 1. Теоретические аспекты ведения раздельного налогового учета доходов по видам деятельности предприятия


1.1. Сущность и нормативное регулирование организации налогового учета на предприятии

Обязанность организовать и вести налоговый учёт у всех предприятий появилась с вступлением в силу главы 25 второй части НК РФ «Налог на прибыль организации». Понятие налогового учета введено ст. 313 гл. 25 НК РФ. Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ [2].Организацию налогового учёта на предприятии необходимо начинать с разработки порядка ведения данного учёта и закреплении его в приказе об учётной политики организации для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения - это совокупность способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о прибыли организации в налоговой декларации. Учетная политика должна раскрывать подходы организации при решении вопросов определения налоговой базы по налогу на прибыль, оценки имущества, формирование налоговых обязательств перед бюджетом, распределение убытков между налоговыми периодами, формирование налоговой отчётности [5]. В процессе формирования учетной политики должны быть установлены и обоснованы организационно-технические и методические аспекты налогового учета (рисунок 1).

Детальная регламентация налогового учёта как методологической и организационной категории осуществлена в налоговом законодательстве. Использование унифицированных рекомендаций по организации налогового учёта на предприятии очень затруднительно. Это связано со сферой деятельности предприятия, со структурой и объёмом производства и продаж, применяемой системы налогообложения, с отраслевой принадлежностью, наличием внешних и внутренних пользователей информации; степенью автоматизации и объем информационных потоков между структурными подразделениями, уровнем состояния системы бухгалтерского учета, внутреннего и внешнего контроля и другими факторами его деятельности.

Рисунок 1 – Основные аспекты формирования налогового учёта [4]

Однако можно сформировать наиболее общие подходы в организации и ведении налогового учёта, приемлемые для большинства налогоплательщиков.

Для этого в первую очередь рассмотрим наиболее основные способы ведению налогового учёта, представленные на рисунке 2.


Основные способы ведения налогового учёта на предприятии

Данные налогового учета формируются на счетах бухгалтерского учета

Бухгалтерский

и налоговый

учет ведутся в

параллельном

режиме

Учет ведется в

соответствии с

правилами

налогового

учета

Рисунок 2 - Основные подходы к ведению налогового учёта на предприятии [5]

Первый подход к ведению налогового учёта предусматривает максимальное сближение (интеграцию) его с бухгалтерским учётом. Поскольку в этом варианте регистры налогового учета строятся на основе регистров и первичных документов бухгалтерского учета, ведение налогового учета осуществляется работниками бухгалтерской службы.В основе первого способа лежит организация налогового учета на основе бухгалтерского. Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку их группировки и отражения в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены как регистры налогового учета.

Данный путь сближения бухгалтерского и налогового учета позволяет с наименьшими затратами рассчитать налог на прибыль и организовать учет в соответствии с нормативными требованиями.

Если наряду с финансовыми и комбинированными регистрами возникает необходимость в применении еще и аналитических регистров налогового учета, то оправдан первый способ ведения налогового учета – данные налогового учёта ведутся на счетах бухгалтерского учёта.

Такая схема позволяет в максимальной степени использовать данные бухгалтерского учёта и сблизить налоговую и финансовую подсистемы бухгалтерии. К аналитическим регистрам налогового учета относятся накопительные ведомости, справки-расшифровки, специальные расчеты и иные аналогичные по назначению документы, в которых группируются данные первичных учетных документов. Они предназначены для систематизации и накопления первичной информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, и аналитических данных, сформированных в бухгалтерских справках и комбинированных регистрах бухгалтерского и налогового учета. На основании данных аналитических регистров налогового учета составляется расчет налоговой базы. При этом аналитический учет данных должен быть организован налогоплательщиком самостоятельно, а порядок формирования налоговой базы должен полностью раскрываться.


Второй подход ведения налогового учета предусматривает необходимость организации специальной службы, занимающейся всеми вопросами налогообложения на предприятии, включая формирование налоговой политики (оптимизации налогообложения) и взаимодействие с налоговыми органами.

Второй способ основан на параллельном учете, когда накопление информации для определения налогооблагаемой базы по расчету налога на прибыль ведется с использованием только регистров налогового учета.

Преимуществом данного способа является то, что данные для формирования налоговой базы поступают непосредственно из налоговых регистров, которые, в свою очередь, формируются непосредственно по первичным учетным документам. Взаимодействие финансовой и налоговой составляющих бухгалтерского учета в этом варианте сведено к минимуму, общими документами для подсистем учета являются только данные первичных документов. Однако такой путь приводит к дублированию учетной работы, значительному увеличению объемов учетных документов, большему числу персонала [6].

Второй способ ведения налогового учета в рамках бухгалтерского возможен только при создании комбинированных регистров бухгалтерского и налогового учета. Такие комбинированные регистры учета представляют собой уже существующие бухгалтерские регистры, дополненные необходимыми реквизитами для целей налогообложения. В дальнейшем набор таких регистров требует систематизации для определения доходов и расходов организации при расчете налогооблагаемой прибыли с учетом особенностей конкретной организации-налогоплательщика.

Преимуществом данного варианта ведения налогового учета является относительно небольшой объем учетной работы. Однако, его применение возможно только, когда методы группировки данных в бухгалтерском и налоговом учете сходны. Если методы начисления амортизации в налоговом и финансовом учете различаются, то использование комбинированных регистров нецелесообразно. Ведь способ начисления амортизации непосредственно влияет на сумму налога на имущество и налога на прибыль организации [6].

Третий подход заключается в том, что налоговый учет ведется по правилам налогового законодательства, которое предоставляет организации больше свободы, чем бухгалтерское законодательство. Систему налогового учета организация создает самостоятельно. Обычно в интересах налогового учета используются так называемые аналитические регистры налогового учета, в которых по правилам простой бухгалтерии ведутся записи налогового учета.


В связи с существующих законодательством организовать самостоятельный, независимый от бухгалтерского, налоговый учет на средних и крупных предприятиях представляется проблематичным. При данном подходе организации налогового учёта понадобится создание специальных структурных подразделений и привлечение в сферу управления специалистов в области налогового учета, которых надо еще обучить и подготовить. Данная структура должна иметь совершенно новый график документооборота, новый порядок обработки и хранения первичных документов и другие новые подходы для организации такого вида налогового учёта. Все вопросы создания новых структур по ведению налогового учёта на предприятии неизбежно затрагивают финансовую сторону данного вопроса, т.е. требует финансовых вложений в организацию ведения налогового учёта по правилам налогового законодательства [7].

Следовательно, исходя из всех перечисленных положительных и отрицательных сторон при выборе способа ведения налогового учёта, предприятию необходимо помнить о цели ведения налогового учёта – правильном формировании налоговой базы по налогам , созданию адекватной налоговой отчетности, планомерному отчислению налоговых платежей в бюджет. Реализация такого подхода в организации налогового учёта важна для стабильного функционирования предприятия и экономического развития и роста государства.

1.2. Раздельный учет доходов при совмещении разных налоговых режимов

Если деятельность, облагаемая ЕНВД, совмещается с другими видами предпринимательской деятельности, то необходимо вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности с разными налоговыми режимами. Одним из видов деятельности, для которого применяется режим налогообложения в виде ЕНВД, является розничная торговля. Однако согласно ГОСТу Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" торговля – вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям. Это означает, что помимо собственно реализации продавец (включая организации, занимающиеся розничной торговлей) должен производить закупку товаров.

Иными словами, закупка товаров является неотъемлемой частью торгово-технологического процесса или вида деятельности, в том числе розничной торговли.