Файл: Формирование внутренней отчетности в системе управленческого учета.pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретическое содержание управленческого учета
Актуальность управленческого учета
1.2 Цель, задачи, функции и принципы управленческого учета
1.3 Методы управленческого учета
1.4 Варианты организации управленческого учета
Глава 2 Организация отчетности в системе управленческого учета
2.1 Система управленческой отчетности
2.2.2 Отчет о материальных запасах
2.2.4 Отчет о дебиторской и кредиторской задолженности
Источниками информации являются накладные, требования на отпуск материалов, карточки движения материалов, заявки, направленные в отдел закупок, поступившие, но не обработанные счета.
Отчет о материальных запасах может составляться в соответствии со следующими признаками: по отдельным видам и группам материалов, материалам и комплектующим изделиям, по движению материалов по складам.
Отчет о закупках
Целью составления отчетов о закупках является отслеживание процесса закупок с той степенью детализации информации, которая позволит не только быстро среагировать на любые изменения в текущей ситуации, но и своевременно увидеть симптомы изменений, которые возможны в будущем.
Необходимость ведения отчетов о закупках продиктовывается следующим:
- постоянное наличие информации о потребности в материалах и комплектующих, а также сведений о количестве и качестве материальных ценностей, заказанных у поставщиков и сроках их поставки. Наличие сведений о перспективах изменений потребностей позволяет сэкономить и избежать сбоев производства из-за отсутствия необходимого сырья. Информация о количестве заказанных материальных ценностей и сроках их поставки позволяет не только правильно спланировать работу складов, но и сориентироваться, на что можно рассчитывать в случае каких-либо изменений в производственном процессе;
- для наличия систематизированной информации по предыдущим и предстоящим закупкам, которая может быть использована при изучении рынка предложения материальных ценностей, необходимых организации, и располагать данными об имеющихся и потенциальных поставщиках. Сведения об увеличении или уменьшении потребности в том или ином виде материальных ценностей позволяет вовремя скорректировать работу по заключению договоров с поставщиками. Отчет о закупках, составленный с учетом планов развития производства, для руководителя отдела снабжения может являться основанием для поиска потенциальных поставщиков новых видов сырья, потребность в которых появилась у организации и материалов, необходимых для изготовления новых видов продукции, планируемых к выпуску;
2.2.4 Отчет о дебиторской и кредиторской задолженности
Целью составления отчетов о дебиторской и кредиторской задолженности является знание в любой момент времени состоянии расчетов с партнерами, поставщиками, покупателями, бюджетом и внебюджетными фондами, рабочими.
Отчет о дебиторской и кредиторской задолженности позволяет:
- отслеживать динамику производства, продаж и закупок. Анализ отчета предоставляет информацию о количестве продаж (сумме выручки), о количестве покупок (затраты по ним), количество имеющихся свободных средств (их источники и место их размещения);
- четко представлять о состоянии своих расчетов (это позволяет сориентироваться в случае возникновения нештатных, незапланированных ситуаций). Отчет о дебиторской задолженности позволит определить срок необходимости кредита и кому из дебиторов можно дать отсрочку платежа. Отчет о кредиторской задолженности дает представление о том, какие платежи можно пока отсрочить;
- планировать доходы и расходы. Своевременное планирование дает возможность подсчета суммы ожидаемой выручки и суммы предстоящих налоговых платежей из знания, когда и сколько поступит денежных средств на расчетный счет, а также о количестве и сроках оплаты налогов, закупки сырья, выплаты заработной платы;
- оценивать своих покупателей через анализ динамики возникновения и погашения задолженности за достаточно длительный срок. Исходя из правила, что 90% проблем создают 10% клиентов, с которыми происходит общение, следует ранжировать клиентов по степени их платежеспособности, что позволит в зависимости от надежности клиентов устанавливать основные условия поставки продукции (цена, срок оплаты, максимальная партия и т.д.);
- анализировать результаты от предоставления отсрочек по платежам. Эффективность политики предоставления отсрочек по платежам позволяет отследить отчет о дебиторской задолженности. Какие это отсрочки и как это влияет на уровень продаж, просчет уровня применяемых цен, чтоб не было потерь от обесценивания денег с момента отгрузки продукции до момента оплаты;
- своевременно предпринимать меры по взысканию просроченной задолженности. Отчет позволяет ориентироваться во времени, когда наступает время перестать верить обещаниям и пора принимать меры через установление критического срока неуплаты, после которого юристы должны принимать меры к взысканию задолженности (в том числе через суд);
- регулировать отношения с поставщиками через оценку собственной не пунктуальности по отношению к каждому из партнеров. Все в смысле «пока можно не платить» - если взгляды по этому вопросу не совпадают с партнером, то тщательный контроль за отсрочками и просрочками позволит хотя бы избежать штрафов и неустоек.
Источниками информации являются счета, выставленные покупателям, счета, полученные от поставщиков, накладные на отгрузку товаров, накладные на получение товара, сведения об оплате (банковские и кассовые документы), заключенные договоры. Лучше составлять сводный отчет о дебиторской и кредиторской задолженности, так как эти виды задолженности могут переходить во времени друг в друга. Сводный отчет составляется на основании отчета о дебиторской и кредиторской задолженности. Сводный отчет детализирует данные по дебиторской и кредиторской задолженности, по крупным должникам, по просроченным долгам (всех сторон). Сводки содержат актуальную на определенный момент информацию о сделках с отсроченными платежами и еще не погашенной задолженностью.
Группировать информацию можно по следующим признакам:
- по продуктам;
- покупателям;
- поставщикам;
- по дебиторской и кредиторской задолженности в виде денежных средств;
- по просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.
2.2.5 Отчет о движении денежных средств
Отчет о движении денежных средств раскрывает данные о движении денежных средств в отчетном периоде, характеризующие наличие, поступление и расходование денежных средств в организации. Отчет о движении денежных средств должен характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Отчет о движении денежных средств составляется в разрезе потоков денежных средств по трем видам деятельности организации (по трем видам операций): текущим, инвестиционным и финансовым операциям.
К денежным потокам от текущих операций в соответствии с ПБУ 23/2011 относятся:
- поступления от продажи покупателям (заказчикам) продукции и товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- поступления арендных платежей, роялти, комиссионных и иных аналогичных платежей;
- платежи поставщикам (подрядчикам) за сырье, материалы, работы, услуги;
- оплата труда работников организации, а также платежи в их пользу третьим лицам;
- платежи налога на прибыль организаций (за исключением случаев, когда налог на прибыль организаций непосредственно связан с денежными потоками от инвестиционных или финансовых операций);
- уплата процентов по долговым обязательствам, за исключением процентов, включаемых в стоимость инвестиционных активов;
- поступление процентов по дебиторской задолженности покупателей (заказчиков);
- денежные потоки по финансовым вложениям, приобретаемым с целью их перепродажи в краткосрочной перспективе (как правило, в течение трех месяцев).
Денежные потоки от инвестиционных операций включают в себя:
- платежи поставщикам (подрядчикам) и работникам организации в связи с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией и подготовкой к использованию внеоборотных активов, в том числе затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
- уплата процентов по долговым обязательствам, включаемым в стоимость инвестиционных активов в соответствии с ПБУ 15/2008;
- поступления от продажи внеоборотных активов;
- платежи в связи с приобретением акций (долей участия) в других организациях, за исключением финансовых вложений, приобретаемых с целью перепродажи в краткосрочной перспективе;
- поступления от продажи акций (долей участия) в других организациях, за исключением финансовых вложений, приобретенных с целью перепродажи в краткосрочной перспективе;
- предоставление займов другим лицам;
- возврат займов, предоставленных другим лицам;
- платежи в связи с приобретением долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам), за исключением финансовых вложений, приобретаемых с целью перепродажи в краткосрочной перспективе;
- поступления от продажи долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам), за исключением финансовых вложений, приобретенных с целью перепродажи в краткосрочной перспективе;
- дивиденды и аналогичные поступления от долевого участия в других организациях;
- поступления процентов по долговым финансовым вложениям, за исключением приобретенных с целью перепродажи в краткосрочной перспективе.
Примерами денежных потоков от финансовых операций являются:
- денежные вклады собственников (участников), поступления от выпуска акций, увеличения долей участия;
- платежи собственникам (участникам) в связи с выкупом у них акций (долей участия) организации или их выходом из состава участников;
- уплата дивидендов и иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников);
- поступления от выпуска облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг;
- платежи в связи с погашением (выкупом) векселей и других долговых ценных бумаг;
- получение кредитов и займов от других лиц;
- возврат кредитов и займов, полученных от других лиц. [11]
Кроме того, в отчет о движении денежных средств необходимо включить отдельной графой возможность образования текущих активов в деньги.
Содержание отчета зависит от информации, которая необходима. Например, сводки могут составляться с отражением данных с учетом степени значимости тех или иных поступлений (расходов) по ожидаемым датам платежа и т.д.
По каждой статье лучше выделить в отдельную графу данные о взаимозачетах и о сделках, заключаемых с использованием векселей, расчетов путем перевода долга или уступки требования и т.п.
Управленческий отчет о движении денежных средств целесообразно составлять в тех же разрезах поступления денежных средств, как они отражены в отчете движения денежных средств финансовой бухгалтерии (форма №4):
1. Денежные средства от операционной деятельности.
2. Поступления.
Получение денежных средств от реализации продукции и оказания услуг (по видам продукции или услуг), включая:
- -поступления от текущих продаж;
- -поступления от сбора дебиторской задолженности;
- -поступление средств, полученных при погашении краткосрочных векселей, выданных покупателям в качестве оплаты;
Заключение
Управленческий учет является необходимой подсистемой управления организацией. Задача руководителя в настоящее время состоит в том, чтобы определить стратегическое направление, заручиться согласием подчиненных, дать им полномочия. При этом внутрифирменный учет также должен соответствовать целям и задачам внутрифирменного маркетинга и способствовать активизации роли каждого работника в управлении.
Управленческая отчетность организации, в свою очередь, решает несколько иные задачи. Она нужна, в первую очередь, самой компании, а не государственным органам, как в случае с бухгалтерскими и финансовыми показателями. Если интерпретация цифр, содержащихся в управленческой отчетности, при заданной структуре производства в определенный период сыграла свою положительную роль, то не гарантируется, что она будет такой же полезной при условии, что характеристики тех или иных бизнес-процессов изменились. Скорее всего, составителю отчетных документов придется по мере изменений в сфере производственных активностей фирмы совершенствовать подходы к интерпретации. Это может потребовать большого количества времени — как его личного, так и коллег, к которым он может обращаться за советом, мнением либо некими вспомогательными показателями, отражающими результаты деятельности компании, для того чтобы понять, каким образом можно улучшить подход к интерпретации цифр.