Файл: Принципы и методы современного налогового планирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • направлены на соблюдение оптимального баланса целей увеличения доходности бизнеса при сокращении его рискованности;
  • обусловлены внутренней сущностью налогоплательщика, вытекающей из его хозяйственной деятельности;
  • вытекают из естественного использования условий среды обитания хозяйствующих субъектов.

1.2 Элементы и этапы налогового планирования

Поставленные перед налоговым планированием задачи достигаются не только за счет грамотного использования действующего законодательства. Также большую роль играет применение целого комплекса элементов, к которым относятся следующие:

 Налоговый и бухгалтерский учет (их данные должны соответствующим образом взаимодействовать между собой, а также они должны достоверно и полно предоставлять всю необходимую финансовую информацию)[14].

  • Учетная политика, которая применяется в организации и закреплена в соответствующем документе.
  • Наличие налоговых льгот и особенности заключаемых сделок. 
  • Налоговый контроль, в основе которого лежит составление налогового бюджета. Такой подход дает возможность осуществлять внутренний контроль над сферой расчетов, что, в свою очередь, позволяет избежать всевозможных ошибок, а также просрочки уплаты обязательных платежей или предоставление отчетности.
  • Разработка стратегии управления и плана ее реализации. Практика показывает, что правильно построенная структура бизнеса способствует увеличению прибыли. А в долгосрочной перспективе это дает возможность сократить до минимума налоговые потери.
  • Использование льготных режимов налогообложения. Имеется в виду открытие филиалов организации в оффшорных зонах. Нужно отметить, что подобные решения должны гармонично вписываться в общую картину бизнеса. Иначе контролирующие органы будут инициировать постоянные проверки[15].

На первоначальном этапе прорабатывается сама идея бизнеса, формируются его задачи, и решается вопрос о применении льгот. Следующий этап посвящен выбору удобной с финансовой точки зрения местности для производства и руководства. На третьем этапе бизнесмен определяется с организационной формой будущей компании, а также режимом налогообложения.

 На всех последующих этапах осуществляется текущее планирование, которое должно гармонично вписываться в структуру управления компанией в целом. Так, на четвертом этапе для определения льгот и формирования плана по их применению создается налоговое поле компании. Пятый этап посвящается системе договорных правоотношений. В его процессе руководство компании определяется с формой сделок, которые будут использоваться в дальнейшей работе.[16]


 На шестом этапе формируется журнал типовых операций, который ложится в основу ведения учета. Также анализируются различные хозяйственные ситуации, в том числе сопоставляются ожидаемые прибыли и убытки вследствие штрафов. На завершающем этапе организуется система контроля над правильностью уплаты обязательных платежей[17].

Успешное осуществление налогового планирования предполагает следованию определенным правилам:

-  если при налогообложении прибыли, полученной от деятельности за рубежом, применяется принцип резидентства, то не стоит оформлять соответствующий статус в стране, где компания зарабатывает больше всего денег;

- в процессе анализа налоговой системы иностранных государств основное внимание рекомендуется уделять правилам определения облагаемого дохода, а не размеру налоговой ставки;

- не декларировать прибыль, если есть такая возможность, что, в свою очередь, позволит отсрочить уплату налогов[18].

 Основные риски налогового планирования связаны с конфликтом интересов предпринимателя и контролирующих органов. Бизнесмен заинтересован в максимальном снижении налоговой нагрузки. Тогда как государство в лице налоговой не в восторге от таких действий, хотя формально они не запрещены.

 Также нужно упомянуть о неполноте и противоречивости действующего законодательства. Очень часто в нем отсутствуют четкие критерии, которые разграничивают оптимизацию платежей и незаконное уклонение от них. Поэтому судебная практика также не отличается последовательностью. Но если грамотно применять закон и использовать все льготы, то это даст возможность максимально уменьшить все риски налогового планирования.

Глава 2. Методы и принципы налогового планирования

2.1 Методы налогового планирования

Налоговое планирование - это особая организация деятельности налогоплательщика с использованием различных способов, методов и средств, предоставляемых законом и не нарушающих его, с целью минимизации налоговых обязательств налогоплательщика в течение определенного времени. Объединяя существующие определения, можно выделить следующие ключевые моменты:


• налоговое планирование - совокупность действий,

• цель налогового планирования - сокращение налоговых обязательств,

• недостаток существующего налогового планирования - отсутствие направленности на сокращение налоговых рисков[19].

В процессе налогового планирования можно использовать все методы оптимизации: как внутренние, так и внешние, а также формировать налоговую политику не только по каждому отдельному налогу, сделке, но и бизнесу в целом. Налоговое планирование имеет свои границы, и самая основная из них - соответствие положениям закона той местности и того промежутка времени, когда применяется налоговое планирование. Рассмотрим, какими методами можно проводить оптимизацию налогообложения[20].

Внутреннее планирование:

• варианты учета, отраженные в учетной политике;

• использование налоговых кредитов;

• использование спецрежимов и пр.

Внешнее планирование:

• замена налогового субъекта;

• изменение вида деятельности;

• замена налоговой юрисдикции[21].

Рассмотрим каждый метод внешнего планирования подробнее.

Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации организации или индивидуального предпринимателя, в отношении которых действует более благоприятный режим налогообложения, например, переведенных на упрощенную систему налогообложения.

Метод изменения вида деятельности предполагает переход на осуществление таких операций, которые облагаются налогами в меньшей степени. В частности, его используют торговые организации, заключая с контрагентами не договоры поставки, а агентские контракты или договоры комиссии[22].

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, облагаемой налогами в льготном режиме, а именно в зонах с минимальным налоговым бременем (офшор). Обратите внимание: при выборе места регистрации следует ориентироваться не только на размер налоговых ставок, но и величину всего налогового бремени, так как при небольших налоговых ставках законодательство обычно устанавливает расширенную налоговую базу, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту - повышению налоговых платежей[23].

В отличие от внешнего планирования методы внутреннего планирования менее рискованны. Их можно использовать внутри уже существующей организации, не изменяя ее вида деятельности и места регистрации. Речь идет о таких методах, как:


• выбор учетной политики;

• эффективное использование оборотных средств

• посредством начисления амортизации, льгот, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), и прочих налоговых освобождений[24].

В процессе анализа эффективности проводимых мероприятий в области налогового планирования чрезвычайно важно определить ключевые результативные показатели подобного анализа и систематизировать их по степени и характеру влияния на конечный результат.

Эффективность применяемых методов и инструментов налогового планирования выражается количественно в снижении налоговой нагрузки или налогового бремени предприятия.

2.2 Принципы налогового планирования

Вставая на путь уменьшения налоговых платежей, каждый налогоплательщик неизбежно сталкивается с достаточно серьезным и жестким противодействием государства в лице его фискальных и правоохранительных органов.

Справедливости ради стоит отметить, специальные методы налогового контроля за деятельностью налогоплательщика весьма трудоемки и дорогостоящи и поэтому в настоящее время пока еще не приобрели всеобщего характера. Однако возможность того, что активная деятельность налогоплательщика по оптимизации налогового бремени привлечет «особое» внимание фискальных органов, существует. В результате налоговое планирование приобретает характер «азартной игры на деньги с государством»[25].

Также необходимо учитывать опасность наивного заблуждения (пусть даже возникшего в результате многолетней практики налогоплательщика) по поводу того, что с налоговыми органами можно «договориться». Это относится как к незаконным методам ведения переговоров с должностными лицами (подарки, товары со скидкой, откровенный подкуп и т. п.), которые преследуются уголовным законодательством, так и абсолютно правомерными попытками налогоплательщиков согласовать свои позиции по вопросам налогообложения с налоговыми органами. Например, получая устные консультации от налоговых органов, вы рискуете получить при проверке штрафные санкции из - за некорректной консультации и в лучшем случае моральное удовлетворение по поводу заявления руководителя налоговой инспекции о том, что сотруднику, давшему ответ, объявлен выговор[26].


Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять комплекс специальных мер по маневрированию в “налоговых воротах” и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования вне зависимости от конкретно приводимых примеров.

Налоговое планирование возможно и реально при соблюдении принципов, основными из которых являются:

1) Принцип разумности. Разумность в налоговой оптимизации означает, что «все хорошо - что в меру». Что - то заплатить придется. Применение грубых и необдуманных налоговых схем будет иметь только одно последствие - применение налоговых санкций со стороны государства;

2) Цена решения. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения. Как писал римский историк и писатель I века н. э. Светоний: «Тех, кто домогается малых выгод ценою больших опасностей, можно сравнить с рыболовом, который удит рыбу на золотой крючок; оторвись крючок, - и никакой улов не возместит потери»;

3) Комплексный подход. Выбрав метод снижения какого - либо налога, необходимо проверить, не приведет ли его применение к увеличению других налоговых платежей;

4) Юридическая чистота. Необходимо проанализировать все используемые в том или ином методе юридически значимые документы на предмет соответствия их требованиям действующего законодательства. Следует уделять пристальное внимание документальному оформлению операций, т. к. небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для предприятия порядка налогообложения.[27]

  5)Временность.  Налоговое законодательство самое подвижное из всех отраслей права. Его обещает изменить любой политик в любой стране идущий на выборы. Иногда они реализуют обещания. Фискальные органы специально отслеживают действия предпринимателей с целью создания нормативных документов, запрещающих или ограничивающих наиболее известные способы снижения налогов[28].

 Поэтому необходимо оценивать время окупаемости любого метода или способа. И сравнивать это время со временем вероятной жизни метода.