Файл: Роль лица, принимающего решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность управления во многом обусловлена качеством принимаемых решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы. В нашей стране долгое время проблеме обучения управленческого персонала не уделялось должного внимания. Это происходило потому, что в административно-командной системе основные решения принимались на уровне министерств и ведомств. На более низком уровне эти решения только претворялись в жизнь. Также на более низком уровне принимались тактические решения, которые также контролировались вышестоящими органами. В условиях перехода к рыночной экономике существенно увеличивается ответственность при принятии решений руководителей всех уровней. Это связано с тем, что каждое решение может повлиять на положение данной конкретной организации, и нет вышестоящих органов, разрабатывающих и контролирующих принятие стратегических решений.

Разработкой данного вопроса занимались многие специалисты в сфере управления. Среди наиболее значимых авторов, следует выделить Фатхутдинова Р.А., Лукичеву Л.И., Егорычева Д.Н., Воробьева С.Н., Глущенко В.В., Албастову Л.Н., Игнатова В.Г.. Также особое внимание стоит обратить на работы зарубежных авторов, таких как Дж.К.Лафта, Мескон М.Х., Хедоури Ф., Ричард. Л.Дафт.

Принятие решений – основная часть работы менеджеров любого звена любого предприятия. Поэтому понимание всех тонкостей процесса принятия решений в различных условиях, знание и применение различных методов и моделей принятия решений играет значительную роль в повышении эффективности работы управленческого персонала.

Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.

Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.


Цель курсовой работы – рассмотреть специфику процесса принятия решений и роль в этом процессе лица, принимающего решение.

В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:

1. Охарактеризовать лицо, принимающее решение.

2. Проанализировать аспектный подход к определению поняти "Управленческие решения".

3. Изучить роль менеджера в системе принятия управленческих решений.

4. Рассмотреть улучшение результативности труда менеджеров с целью повышения конкурентности организаций.

Объектом курсовой работы является менеджмент предприятия. Предметом – процесс принятия решений.

Работа состоит из введения, основной части, посвященной тем или иным аспектам рассматриваемой проблемы, заключения и списка использованной литературы.

Информационной базой исследования являются учебная литература, монографии, экономические справочники, периодические издания и ресурсы всемирной сети Интернет.

1. Управленческие решения менеджера

1.1. Лицо, принимающее решение

Лицо, принимающее решение, может рассматриваться как система, направленная на достижение определенных целей. Каждому отдельному ЛПР присущ определенный уровень притязаний, который можно определить как степень реализации целей, которые удовлетворяет ЛПР. Уровень притязаний ЛПР определяет выбор критериев, по которым будет приниматься решение.

Например, при покупке товара для ЛПР с низким уровнем притязаний основным критерием, вероятно, будет цена, а для покупателя с высоким уровнем притязаний - качество товара. На выбор также конкретных, частных целей субъекта решающее влияние оказывает его общая идеология, система ценностей, которой он придерживается.

Одно из направлений исследований в процессе выявления целей может заключаться в изучении системы ценностей ЛПР, а также остальных заинтересованных сторон. Уровень притязаний определяет деятельность руководства или менеджеров компании в случае утверждения результатов стратегического планирования. Одна из самых распространенных причин конфликтов среди менеджеров заключается в том, что уровень амбиций, например, начальника отдела и его непосредственного руководства, никак не согласуются между собой[1].


Методы принятия решений предусматривают субъективный взгляд ЛПР на проблему, поэтому важное значение имеет учет возможностей и ограничений переработки информации человеком, а именно:

1. Человек не может одновременно уделять внимание многим аспектам, влияющих на принятие решений, так ЛПР упрощает ситуацию.

2. Человек не может выполнять точные количественные измерения.

3. Из-за невнимательности или иным причинам человек совершает ошибки[2].

Принятие решений - это наука и искусство. Многие решения принимаются интуитивно. Часто ЛПР даже не может проанализировать и четко осмыслить принятое решение. Математическая теория принятия решений по экономическим проблемам основывается на предположении, что все ЛПР являются людьми, "которые экономически рассуждают", то есть в пределах, разрешенных законами, морально-этическими стандартами и др., они пытаются максимизировать результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия (например, прибыль)[3].

Однако в жизни ЛПР не всегда стремится максимизировать экономический результат. Вместо этого ЛПР принимает "удовлетворительные" или "достаточно хорошие" решения. В таком случае для принятия решений могут использоваться такие критерии, как "приемлемая величина прибыли", "надежное выполнение плана" и др.

Согласно одной из психологических моделей ЛПР скорее пытается найти достаточно хорошее решение в конкретных условиях с учетом традиций принятия решений. То есть, скорее традиции принятия решений, личные качества ЛПР являются определяющими, чем стремление к максимизации какого либо критерия.

В процессе принятия решения можно выделить следующие основные функции руководителя:

1) управление процессом принятия решения;

2) выдвижение задачи для решения, участие в ее конкретизации и выборе оценочных критериев. Умение правильно определить и поставить задачу в чрезвычайно сложной и противоречивой ситуации является существенной обязанностью руководителя, основной творческой частью его работы;

3) выполнение сложной работы в процессе принятия решения;

4) организация выполнения решения[4].

В процессе подготовки и принятия решения участвуют два основных типа работников: системные аналитики и собственно руководители. Могут также привлекаться эксперты из определенных проблем. Специалист имеет преимущество перед любителем том, что он имеет дело с большим количеством случаев, поэтому лучше оценивает место каждого из них среди многих. Решение разрабатывается совместно руководителем и системными аналитиками, которые выявляют и оценивают варианты решения проблем.


Руководитель должен принимать решение, опираясь на точные, проверенные данные, на детально проработанные системными аналитиками варианты, среди которых оптимальный вариант редко можно обнаружить с первого взгляда. А интуиция руководителя используется только как приложение, но не как замена результатов, подготовленных системными аналитиками. Участие руководителей в системных исследованиях оказывает решающее влияние на результаты их внедрения. Такие разработки в 80% случаев находят практическое применение, это в два раза больше, чем для разработок без участия руководителей[5]. В совместной работе руководителей и аналитиков первым иногда кажется ненужной математическая постановка задачи, тогда как другие склонны недооценивать роль интуиции и прошлого опыта. Системные аналитики не гарантируют нахождения единственно правильного решения, они лишь могут помочь руководителю выбрать разумное решение. Главные требования к ЛПР:

1. Способность решать проблемы, знание целей и наличие возможности влиять на результат. Это означает, что ЛПР должен иметь власть.

2. Способность нести ответственность за последствия выбранного решения. Это позволяет усилить мотивацию ЛПР к тщательному анализу вариантов решений. Но иногда случается стремление ЛПР уходить от ответственности за принятое решение, тогда решение называют объективным или научно обоснованным.

3. Талант или творческие способности к анализу проблем и решительность в принятии решений, поскольку принятие решений - это искусство и требует творческого подхода[6].

Таким образом, руководитель выбирает единственный вариант решения, но он должен вовремя требовать от аналитиков данные исследований, даже неполные, поскольку иногда не принято вовремя решение - более грубая ошибка, которая может иметь тяжелые последствия, чем решение вовремя принято, но с некоторым недостатком. Всегда существует некий оптимум, к которому целесообразно проводить исследования и после которого время пользоваться их плодами, то есть принимать решения. Это должен делать руководитель.

1.2. Аспектный подход к определению поняти "Управленческие решения"

Известно, что в любой науке обоснованность теоретических выводов и ценность практических рекомендаций по решению той или иной отдельной проблемы напрямую зависят от правильного понимания явлений и процессов, которые по данной проблеме являются более общими, от методологии подхода к ее решению, мировоззренческих и общенаучных основ. С учетом этого методологического положения необходимо уяснить понятие «управленческое решение» (УР), его роль и место в управлении предприятием.


Понятие "управленческое решение" можно рассматривать с трех аспектов (от лат. Aspectus - вид):

- селективный аспект (от лат. Selectio - выбор) - управленческое решение интерпретируется как выбор альтернативного варианта среди множества возможных;

- результирующий аспект - управленческое решение определятся как результат управленческой деятельности, выраженный через ее конечные результаты;

- процессный аспект (от лат. Processus - продвижение) - понятие управленческого решения рассматривается как процесс воздействия управляющей системы на управляемую. Реализуется процессный аспект УР с помощью взаимосвязанных функций, последовательное выполнение которых формирует процесс его выработки, принятия и реализации, характеризующееся универсальным набором процедур, взаимосвязанных последовательностью стадий. Селективный аспект ограничивает процесс принятия решения через определение альтернативного варианта.

Таким обоазом, понятие "управленческое решение" сужает понятие УР, акцентирует внимание на конечном результате управленческой деятельности. Роль УР (как основы управления) заключается в том, что оно определяет последовательность действий персонала для производства и реализации товаров или услуг.

Решение бывают трех видов: уникальные, стандартные и рутинные[7]. Уникальные проблемы выбора возникают, если для ЛПР новые объекты выбора или выбор осуществляется в новых условиях. Решать такие проблемы для человека самое трудное, поскольку для них не разработаны типовые правила принятия решений, и ЛПР разрабатывает их при принятии решений. Они возникают при управлении организациями перед людьми, которые работают в административных службах.

Примеры таких проблем:

1. Выбор плана капиталовложений, когда имеются ограниченные ресурсы, которые можно использовать или для реконструкции имеющихся предприятий, или для строительства новых.

2. Выбор проектов проведения научных исследований.

3. Выбор перспективного плана развития предприятия.

Уникальные решения принимались всегда, но в последние десятилетия их важность возросла по следующим причинам:

- увеличивается изменчивость окружающей среды и уменьшается период, когда принятые ранее решения остаются правильными;

- развитие науки и техники способствует появлению большого количества вариантов выбора;

- растет сложность каждого из вариантов и др.

Поэтому в процессе принятия уникальных решений возникает много трудностей: