Файл: Банк России – как системообразующий элемент национальной банковской системы.pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Центральный банк России, его операции и функции
1.2. Характеристика Центрального банка России, его функции и полномочия
1.3. Классификация операций Центрального банка Российской Федерации
2. Анализ деятельности Центрального банка Российской Федерации за 2013-2016 гг.
2.1. Анализ операций Банка России
Ежегодно Центральный Банк Российской федерации публикует «ТОП-100» надежных банков. Рейтинг надежности банков России включает отчетность по имуществу, кредитам и непрофильным активам (показатель Активы нетто) по состоянию на ноябрь 2016 года. Он представлен в следующей таблице.
Таблица 3 - Рейтинг надежности банков России
Место в рейтинге |
Наименование банка |
2015 год, тыс. рублей |
2016 год, тыс. рублей |
Изменение, % |
1 |
Сбербанк России |
22582271547,00 |
22769723919,00 |
0,83 |
2 |
ВТБ Банк Москвы |
8635881358,00 |
9426904850,00 |
9,16 |
3 |
Газпромбанк |
4903223702,00 |
5200032570,00 |
6,05 |
4 |
ВТБ 24 |
2824182986,00 |
3214800742,00 |
13,83 |
5 |
ФК Открытие |
2971672984,00 |
3159180195,00 |
6,31 |
6 |
Россельхозбанк |
2452473590,00 |
2778068101,00 |
13,28 |
7 |
Альфа-Банк |
2189943079,00 |
2305151731,00 |
5,26 |
8 |
Национальный клиринговый банк |
1571338143,00 |
1952485449,00 |
24,26 |
9 |
Московский Кредитный Банк |
1033392084.00 |
1346169630.00 |
30,27 |
10 |
Промсвязьбанк |
1237033623.00 |
1304225270.00 |
5,43 |
Согласно выше приведенной таблицы в тройку лидеров вошли такие банки как Сбербанк России, ВТБ Банк Москвы, Газпромбанк. Еще одной важной функцией, которую выполняет ЦБ РФ, является установление ставки рефинансирования.[3]
Ставка рефинансирования — это размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате Центральному банку России за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям. С 1 января 2016 года значение Ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки, устанавливаемому Центральным банком. При утверждении ставки рефинансирования, ЦБ РФ руководствуется уровнем следующих параметров:
- Динамика инфляции
- Денежно-кредитные условия
- Экономическая активность
- Инфляционные риски.
Учитывая современные условия рыночной экономики в России, можно сказать, что Центральный Банк играет ключевую роль, он является мощным инструментом государства в проведении единой денежно-кредитной политики (регулирования темпов экономического роста, смягчении циклических колебаний, сдерживания инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей), при этом, не вмешиваясь в оперативную деятельность коммерческих банков.
2.2. Проблема рефинансирования и пути её решения
В соответствии с российским банковским законодательством Центральный банк Российской Федерации является для всей банковской системы страны кредитором последней инстанции, т. е., он организует для коммерческих банков систему рефинансирования с целью выполнения ими принятых на себя обязательств перед клиентами при отсутствии или недостатке у них средств на корреспондентских счетах. Система рефинансирования коммерческих банков в своем развитии прошла несколько этапов, решая при этом следующие задачи:
- регулирование текущей банковской ликвидности;
- обеспечение устойчивости платежной системы страны;
- пополнение ресурсной базы коммерческих банков для предоставления ими кредитов производительного характера реальному сектору экономики;
- воздействие на денежно-кредитную сферу для достижения целей денежно-кредитной политики Центрального банка и государства;
- предотвращение (смягчение) системных банковских кризисов ликвидности и других.
Таблица – 3 Объем операций рефинансирования Банка России (в разрезе видов кредитов), млрд
Показатель |
Год |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Внутридневные кредиты |
28359 |
38189 |
52673 |
57773 |
60742 |
53120 |
Кредиты «овернайт» |
229,9 |
209 |
172,2 |
146,4 |
203,9 |
180,9 |
Ломбардные кредиты (на аукционное основе и по фиксированной процентной ставке) |
75 |
112,8 |
211,2 |
224,8 |
113,2 |
238,6 |
Другие кредиты (обеспеченные нерыночными активами и по фиксированной процентной ставке) |
466 |
431,3 |
1522 |
1906 |
12172 |
9903 |
Общий объем кредитов рефинансирования |
29129 |
38941 |
54578 |
60050 |
73231 |
63442 |
Объемы рефинансирования коммерческих банков за последние 6 лет характеризуются следующими данными (табл. 3,4), которые свидетельствуют об их возрастании в кризисные для экономики и банковского сектора периоды (2008-2010 гг.; 2015-2016 гг.) и соответственно, об увеличении доли ресурсов Банка России в пассивах банковского сектора страны.Как показывают данные табл. 1, из года в год самый большой объем предоставленных кредитов Центральным банком приходится на внутридневные кредиты.
Таблица 4 - Операции по предоставлению ликвидности Банком России в период 2011-2016 гг., млрд руб.
Показатель |
Год |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Общий объем кредитов рефинансирования |
29129 |
38941 |
54578 |
60050 |
73231 |
63442 |
Прямое РЕПО (на аукционной основе и по фиксированной процентной ставке) |
2018 |
22234 |
89845 |
146111 |
158984 |
98006 |
Операции валютного СВОПа (рублевая часть) |
0 |
0 |
2607 |
12809 |
15701 |
4583 |
Покупка ценных бумаг в портфель Банка России |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Покупка ОБР Банком России на вторичном рынке |
100 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого предоставление ликвидности |
31247 |
61175 |
147030 |
218970 |
247916 |
166031 |
Если говорить обо всех инструментах предоставления ликвидности, то среди них наибольший объем приходится на операции прямого РЕПО, которые почти в 2 раза (2016) превосходят объем предоставленных внутридневных кредитов, выступая основным источником удовлетворения потребностей банков в текущей ликвидности.
Резкое увеличение объемов кредитной помощи коммерческим банкам Банком России в эти годы сопровождается и расширением инструментов рефинансирования. Так, в кризисные 2008-2010 гг. Банк России внедрил ранее задекларированные, но слабо использовавшиеся кредиты под залог требований кредитных организаций к предприятиям реального сектора экономики, определенным в Перечне, утвержденном Правительством РФ, а также под залог векселей таких предприятий, находящихся в вексельных портфелях коммерческих банков в качестве учтенных. Появились и новые кредиты рефинансирования: под залог золотых слитков, а также под поручительства надежных, финансовоустойчивых банков.
В конце 2009 года для обеспечения доступа к ресурсам Банка России кредитных организаций, нуждавшихся в финансовой помощи, но не располагавших соответствующим обеспечением для ее оформления (ценными бумагами из Ломбардного списка Банка России или качественным залогом прав требований к своим заемщикам сферы материального производства) ЦБ РФ стал выдавать им кредиты без обеспечения сроком до 1 года. Данные кредиты способствовали преодолению дефицита ликвидности банковской системы и сохранению ее устойчивости в сложный для нее и экономики страны период времени.
В 2015-2017 гг. в условиях отсутствия внешних источников фондирования коммерческих банков и их клиентов (из-за применения к России со стороны США и ЕС экономических и финансовых санкций) повысилось значение и роль системы рефинансирования Банка России как в поддержании текущей ликвидности банковской системы, так и в обеспечении ее ресурсами для кредитования экономики.
Банк России задействовал для этих целей все имевшиеся в его распоряжении инструменты рефинансирования (кроме беззалоговых кредитов). При этом для решения задачи поддержания банковской ликвидности он стал наряду с внутридневными, однодневными (овернайт) и ломбардными кредитами использовать сделки РЕПО с ценными бумагами и валютный своп (см. табл. 2), кредиты же рефинансирования постоянного действия для пополнения ресурсной базы коммерческих банков в целях поддержания кредитной активности банков ЦБ РФ дополнил нестандартными инструментами рефинансирования под залог выданных банками отдельным отраслям хозяйства кредитов по специальным программам их поддержки. Так появилось своего рода селективное рефинансирование, направленное на стимулирование кредитной активности коммерческих банков путем повышения доступности заемных средств для целевых групп заемщиков.
Программы стимулирования кредитования предусматривают кредитование Центральным банков коммерческих банков на льготных условиях, под определенные обязательства со стороны последних по кредитованию экономики. В настоящее время у Банка России 10 специальных инструментов рефинансирования.
Характеристика отдельных специальных инструментов рефинансирования Банка России представлена в табл. 4, где обращает на себя внимание среднесрочный (до 3 лет) период предоставления коммерческим банкам специализированных инструментов рефинансирования, а также их цена, которая ниже ключевой ставки Банка России, что подтверждает льготный характер оказания Банком России финансовой помощи банкам, кредитующим предприятия и организации, ориентированные на модернизацию экономики и развитие сегментов импортозамещения.
Кроме того, в 2016 г. Банк России в целях увеличения объемов такого специализированного рефинансирования внес отдельные изменения в его механизм. Так, во-первых, АО «МСП Банк» была предоставлена возможность рефинансировать в Банке Росси кредиты, предоставленные им не только банкам, но и микрофинансовым организациям на цели кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), а также лизинговым компаниям для предоставления имущества в лизинг субъектам МСП.
Во-вторых, в 2017 г. Банком России был повышен максимальный объем средств, предоставляемых на поддержку рефинансирования инвестиционных проектов со 100 до 150 млрд рублей. С декабря 2016 г. лизинг выступил самостоятельным объектом стимулирования со стороны Банка России, который стал предоставлять свои льготные кредиты рефинансирования банкам, предоставившим кредиты лизинговым компаниям.
Несмотря на все это, объем операций Банка России по специальным инструментам рефинансирования невелик. На 01.11.16 он составил 247,4 млрд руб., или 0,4% от совокупного кредитного портфеля российских банков на эту же дату, хотя мог быть гораздо более значительным. По ряду программ срок кредита был откорректирован в сторону увеличения с 1 года до 3 лет (в 2016 г.).
Причин тому несколько. Во-первых, Банк России продолжает придерживаться идеологии монетаризма, считая, что ускорение роста экономики и повышение инвестиционной активности связаны только со снижением темпов инфляции. Поэтому режимом монетарной политики ЦБ РФ, начиная с 2015 г., является таргетирование инфляции, доведение ее к 2018 г. до 4% (на конец 2017 г. она составила 5,4% в годовом исчислении) любой ценой. Исходя из этого, принятые в 2016-2017 гг. Банком России меры по изменению параметров введенных ранее специализированных инструментов рефинансирования для стимулирования приоритетных направлений экономической деятельности носят формальный характер, ибо, как указывается в Годовом отчете Банка России за 2016 год, «...объем предоставления средств в рамках специализированных инструментов был ограничен (курсив наш - В.К\ чтобы избежать искажения направленности денежно- кредитной политики и не препятствовать достижению ее основной цели - обеспечение ценовой стабильности». И как следствие этого, во-вторых, нежелание Банка России совместно с АРБ и Ассоциацией региональных банков «Россия» создать квалифицированные стандарты инвестиционного кредитования и его рефинансирования, а также стандарт синдицированного кредита, которые облегчили бы работу банков по долгосрочному кредитованию инвестиционных проектов, а следовательно, и способствовали бы повышению доли инвестиций в основные фонды в целях обеспечения в стране экономического роста.