Файл: Банк России – как системообразующий элемент национальной банковской системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 4

4^

Ю

В-третьих, разное видение руководителями Банка России и других ведомств источников роста кредитования реальной экономики для пере­хода ее от стадии рецессии к стадии оживления деловой активности и дальнейшему поступательному развитию. По мнению целого ряда уче- ных , в этих целях необходимо расширение денежного предложения пу­тем развития операций рефинансирования Банка России (особенно долго­срочного характера), а также развитие внутреннего долгового рынка, т. е. сочетание кредитного и бюджетного каналов денежного предложения.

Государственный долг представляет собой мощнейший инструмент макроэкономического регулирования и реализации стратегически важных структурных реформ. В современной мировой экономике инструменты государственного долга являются необходимыми компонентами регули­рования денежного обращения, ликвидности банков, процентных ставок рынка ссудных капиталов и экономической активности в целом.

Государственные заимствования могут осуществляться как за счет внутренних сбережений хозяйствующих субъектов, населения, коммерче­ских банков, а также сбережений внешнего мира, так и за счет денежной эмиссии Центрального банка. В последнем случае выпуск государствен­ных ценных бумаг выступает источником дополнительного предложения денег. Связь между финансированием дефицита бюджета и денежной эмиссией существует по нескольким направлениям: первое, если Цен­тральный банк прямо скупает государственные облигации, при котором расширение объемов денежного предложения происходит немедленно; второе - когда государство продает ценные бумаги коммерческим банкам, предприятиям и населению, а центральный банк скупает их или осущест­вляет рефинансирование банков под их залог. В последнем случае связь между финансированием бюджетного дефицита и денежной эмиссией не столь одномоментная и прямая, но конечный результат тот же. И, нако­нец, третье направление заключается в расширении кредитования цен­тральным банком государственных предприятий по льготным ставкам. В данном случае связь между денежной эмиссией и дефицитом бюджета не является столь явной и прямой. Однако встречное удовлетворение ин­тересов не только правительства, а всего государственного сектора делает ее более очевидной. Во всех этих трех случаях конечным результатом яв­ляется увеличение количества денег в обращении.

В настоящее время в ведущих странах мира бюджетная эмиссия яв­ляется основой финансовых потоков и главным источником возникнове­ния финансовых ресурсов. С середины XX в. операции с облигациями правительства стали основным каналом предложения денег центральных банков мира [1].


Что касается использования бюджетного канала предложения денег за счет средств денежной эмиссии в России, необходимо принять во внимание такое обстоятельство, что в соответствии со ст. 22 Федераль­ного закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)» № 86-ФЗ от 10.07.02 (с учетом последних изменений), Банк России не вправе покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. Однако в законе есть приписка: «за исключением тех случа­ев, когда это предусматривается Федеральным законом о федеральном бюджете». Таким образом, учитывая ситуацию в стране, принятую эко­номическую политику государства, отведенное время для решения по­ставленных задач и их исключительность, на наш взгляд, предложение денег через бюджетный канал за счет эмиссии денег Центральным бан­ком частично может заработать. Для этого нужна политическая воля Правительства.

В «Основных направлениях развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2017-2018 годов» предусмотрено принятие мер по стимулированию луч­ших заёмщиков (представителей крупного бизнеса) к переходу на рынки корпоративных облигационных займов, что, по мнению регулятора, мо­жет способствовать росту кредитования российской экономики (за счет наращивания дополнительного кредитования непубличных заемщиков, в том числе предпринимателей малого и среднего бизнеса). Мы согласны с такой точной зрения С. Андрюшина и В. Бурлачкова, что рынок внут­реннего долга в России ещё долгое время в основном будет связан с рын­ком государственных облигаций и что в отсутствие в хозяйстве свобод­ных денежных средств «рассчитывать на развитие рынка корпоративных облигаций не стоит, особенно в среднесрочной перспективе» [3], но на­чать его освоение, на наш взгляд, можно и нужно, хотя бы с целью выве­дения из «тени» около 30 млрд долл, средств населения, а также денег индивидуальных предпринимателей, хранимых ими в банковских ячейках и сейфах.

При наличии в России банковской модели финансового рынка ис­пользование в качестве основного канала денежного предложения эконо­мике кредитного канала является вполне обоснованным, но расширение такого канала не в интересах Банка России, сдерживающего экономиче­ский рост для достижения запланированного уровня инфляции. Кредит­ные инструменты его денежно-кредитной политики нацелены в основном на регулирование текущей банковской ликвидности. Вот и на период 2017-2018 гг. он намерен лишь в ограниченных объемах продолжить ис­пользование специальных инструментов рефинансирования. С этим не со­гласно большинство ученых-экономистов, так как в сложившейся геопо литической и экономической ситуации выход страны из рецессии и даль­нейший экономический рост невозможен без активизации процесса сред­не- и долгосрочного рефинансирования инвестиционных кредитов ком­мерческих банков.


Таким образом, учитывая современные условия рыночной экономики в России, можно сказать, что Центральный Банк играет ключевую роль, он является мощным инструментом государства в проведении единой денежно-кредитной политики (регулирования темпов экономического роста, смягчении циклических колебаний, сдерживания инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей), при этом, не вмешиваясь в оперативную деятельность коммерческих банков.

Заключение

В финансовой и экономической системе Российской Федерации ключевую роль играет Центральный банк РФ. Полномочия Банка России закреплены в Конституции РФ, Федеральных законах от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Однако при этом в законодательстве не определен правовой статус Банка России и его место в системе органов государственной власти. Банк России является государственной собственностью и только он выполняет функцию всеобщего регулирования деятельности всех коммерческих банков в условиях функционирования единой денежно-кредитной системы страны. Сам Банк России обязан обеспечивать функционирование коммерческих банков страны в соответствии с принятой экономической программой. Кроме того, Банк России выступает в качестве главного, ведущего элемента государственной денежно-кредитной политики.

Как участник бюджетного процесса Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Значительные изменения роль Банка России как регулятора претерпела в 2013 г. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" (с изм. от 13 июля 2015 г. N 222-ФЗ) с 1 сентября 2013 г. единственным уполномоченным органом - регулятором формирования и деятельности КПК стал Банк России взамен ранее действовавшей Федеральной службы по финансовым рынкам (далее - ФСФР России), вошедшей на основании Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 г. N 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" в состав Центрального банка Российской Федерации.


Безусловными факторами повышения эффективности регулирования банковской деятельности, а также одними из ключевых элементов для разрешения множества проблем правового регулирования, которые имеют место на современном этапе развития общественных отношений в банковской сфере, являются развитие надзорной инфраструктуры, совершенствование самой модели банковского регулирования и надзора, а также внедрение международных стандартов и практик банковского регулирования и надзора. Однако некоторые проблемы развития банковского регулирования и надзора как раз и вытекают из самой надзорной модели или из применяемых и имплементируемых международных стандартов.

Банк России применяет экономические методы управления (налоговые, нормативные и корректирующие) и лишь в отдельных, исключительных случаях - административные (прямые ограничения или запреты в отношении определенных параметров функционирования банков). Основные цели Банка России - развитие и укрепление банковской системы страны, защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, организация эффективного планомерного развития платежной системы государства.

Несмотря на спад российской экономики, в 2015 году банковский сектор в целом сохранял свою устойчивость. За год активы кредитных организаций выросли на 6,9% (с исключением влияния валютного курса – снизились на 1,6%), до 83,0 трлн руб. (за 2014 год активы в номинальном выражении выросли на 35,2%). В результате опережающего роста банковских активов относительно ВВП их соотношение выросло с 99,6 до 102,7%.

По итогам 2016 года, как и годом ранее, основная доля в совокупных активах банковского сектора – 58,6% – приходилась на банки, контролируемые государством. Доля крупных частных банков за год выросла с 28,5 до 29,8%. При этом снизился удельный вес банков с участием иностранного капитала – с 9,6 до 8,8%. Доля средних и малых банков Московского и остальных регионов в активах банковского сектора сократилась с 3,1 до 2,5%.

Таким образом, учитывая современные условия рыночной экономики в России, можно сказать, что Центральный Банк играет ключевую роль, он является мощным инструментом государства в проведении единой денежно-кредитной политики (регулирования темпов экономического роста, смягчении циклических колебаний, сдерживания инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей), при этом, не вмешиваясь в оперативную деятельность коммерческих банков.