Файл: Государственное регулирование инвестиционной деятельности РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 2398

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе разработки общей инвестиционной стратегии особенно важно учитывать факторы, которые прямо или косвенно влияют на инвестиционный климат в стране. К таким факторам можно отнести:

  • географическое положение и природно-климатические условия в текущей экологической обстановке,
  • состояние окружающей среды;
  • наличие энергетических мощностей и трудовых ресурсов;
  • развитость социальной инфраструктуры и большой научный потенциал.

Но перед активным привлечением в РФ иностранных инвестиций, надо затормозить процесс оттока капитала. Для этого политику страны в данной сфере необходимо модернизировать так, чтобы по отношению к внутренним инвестициям внешние, то есть иностранные, играли бы дополняющую роль. Именно в таком случае отечественный капитал будет играть лидирующую роль при разработке условий и темпов поступления иностранного капитала.

Таким образом, главное условие привлечения иностранных инвестиций – то эффективное использование собственного инвестиционного потенциала, как частного, так и государственного.

Тем не менее, постоянный приток иностранных инвестиций может стать причиной следующих затруднений: появляются проблемы целевого использования прямых инвестиций и проблема структуры инвестиций. Из всего объёма иностранных инвестиций лишь малая их часть направляется на возобновление основных производственных фондов. В результате модернизация, обновление или замена основных фондов происходят сравнительно медленно, они слишком долго используются, из-за чего в итоге снижаются темпы экономического роста в целом и эффективность самого предприятия в частности.

В целях решения данной проблемы необходимо заинтересовать зарубежных инвесторов в увеличении объемов капвложений, введя дополнительные льготы и преимущества. Кроме того, надо продумать глобальные инвестиционные проекты, которые будут связаны с увеличением и обновлением основных фондов.

Поскольку в России имеется достаточно большое количество многих мировых природных ресурсов, преимущественная доля инвестиций открывает доступ инвесторам к сырьевым ресурсам. В то же время лишь небольшая часть иностранных вложений привлекается в РФ низкими издержками производства или технологическими преимуществами. Также определенный процент составляют инвестиции, обеспечивающие инвесторам доступ к внутреннему рынку России, но пока это касается, в основном, так называемых «отверточных» производств, благодаря которым иностранные компании обходят таможенные препоны. Подобная ситуация возникает из-за неготовности зарубежных вкладчиков к организации на российском рынке других, более высокотехнологичных этапов производственной цепочки, размещению в РФ управляющих и исследовательских подразделений и т.д.


Инвестиции в сырьевые ресурсы, с одной стороны, влияют на рост эффективности рынка полезных ископаемых (углеводородного сырья, в частности), но с другой стороны, в долгосрочной перспективе могут разрушить экономику, максимально зависимую от экспорта.

Чтобы избежать подобных проблем, необходимо применять такие меры, как оперативный переход от экспортно-зависимой, в отношении сырья, экономики к экономике конкурентоспособных на внешнем рынке товаров и услуг. Также, не обходить стороной стимулирование развития инновационной и научной сферы; подготовку необходимой законодательной базы.

Решение проблем оживления государственной инвестиционной политики должно способствовать достижению следующих основных ценностных целей:

  1. достижению повышения экономического уровня развития;
  2. устранению денивеляций в системе между отраслевыми и региональными экономическими возможностями;
  3. доведению обеспеченности денежной массой экономический потенциал до степени, отвечающей потребностям инвестиционного развития на долгосрочную перспективу;
  4. устранению зависимости управления государства собственным капиталом от курса иностранной валюты;
  5. формированию концепции государственного кредитования (на некоммерческой основе) по сниженным ставкам по процентам (с тем, чтобы увеличить сроки кредитования для создания потенциала стимуляции отдельных секторов экономики и ликвидации системной денивеляции), для формирования определенных государством структурной и региональной соразмерности развития экономики на ближайшее время и долговременную перспективу.

Назначенные цели предусматривают системное осуществление государственных инвестиций, их полное слияние с государственной экономической политикой. Инвестиционная политика должна быть обозначена на долгосрочную перспективу, но, в том числе, необходимо разрабатывать инвестиционные программы на ближайшее время и средне-срочный период.

Положения государственной инвестиционной политики предполагает ликвидировать несовершенства экономического развития страны и стимулировать первоочередное становление областей хозяйствования, государственного значения для отечественного экономического развития, предоставления гарантий ликвидации экономических рисков и обеспечения социальной стабильности. При этом государственная инвестиционная политика должна играть роль, так называемого флагмана, для бизнесменов, показывая приоритетные направления, для вложения инвестиций, с точки зрения рентабельности в инвестиционном и финансовом ключе. Поэтому, все крупномасштабные инвестиционные программы предполагается и полезно реализовывать с позиций сообщничества между государственными и частными бизнес-структурами, т. е. с позиции активного привлечения резервов коммерческих структур.


Государственная инвестиционная политика, безусловно, должна быть направлена на получение экономического эффекта.

3.2. Основные пути совершенствования инвестиционной деятельности на современном этапе

Недостаточной можно назвать деятельность государства по защите прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности. Сложные экономические условия требуют усиления роли государства формировании положительных факторов инвестиционного климата.

Основной упор должен быть направлена на расширение состава государственных гарантий, на масштабное увеличение государственных инвестиций. В первую очередь следует в инвестиционное законодательство ввести следующие дополнительные гарантии.

Государство должно гарантировать рынок сбыта продукции, это предопределяет поведение инвестора, который приступает к реализации инвестиционного проекта. Определенный объём продаж по зафиксированной цене тех экономических благ, которые созданы в результате инвестиций, должен быть гарантирован.

Государство должно гарантировать предоставление бюджетных субсидий на:

  • оплату процентной ставки, предусмотренной условиями кредитного договора;
  • возмещение части затрат на уплату процентов по купонам по корпоративным облигационным займам.

Все вышеперечисленные государственные гарантии могут быть предоставлены на следующих условиях.

Инвестиции должны размещаться в высокотехнологичные и среднетехнологичные отрасли обрабатывающих производств, в отдельные наукоемкие сегменты экономики. При том объём инвестиций, связанных с инновациями, должен составлять как минимум половину общей суммы инвестиций.

Порядок предоставления государственных гарантий необходимо чётко регламентировать инвестиционным законодательством. Для того, чтобы коренным образом переустроить национальные производительные силы, поднять их на площадку шестого технологического уклада, нужно каждый год размещать как минимум 1 трлн. долл. капитальных вложений в предстоящее десятилетие. Для такого огромного объёма инвестиций нужна перенастройка всего инвестиционного процесса, резкое повышение в нём роли государственных инвестиций.


В свете вышеизложенного, необходимо осуществить масштабное инвестирование государственного недвижимого имущества. В настоящее время существуют значительные поля нелегализованного недвижимого имущества государства. Это имущество должно пройти государственную регистрацию права собственности, а затем уже на законных основаниях использоваться для целей инвестирования.

Для государственного инвестирования могут быть предусмотрены различные варианты. Прежде всего, следует шире использовать государственно-частное партнёрство, включающее государство и бизнес в процесс соинвестирования. Государственное недвижимое имущество можно инвестировать, передав его в доверительное управление управляющим компаниям.

Государственное недвижимое имущество необходимо трансформировать в инвестиционный ресурс бизнеса. Для того те объекты, которые относятся к государственному недвижимому имуществу, следует безвозмездно передать в собственность частному инвестору. При том с инвестором заключается контракт, по условиям которого данное имущество может использоваться только для реализации конкретного инвестиционного проекта. Выполнение данной рекомендации может послужить началом принципиально нового этапа приватизации госсобственности в России.

Совершенствование государственной поддержки инвестиционной деятельности должно привести к увеличению потока как национальных, так и иностранных инвестиций в экономику страны.

Заключение

В первой главе курсовой работы рассмотрена теоретическая сущность инвестиционной деятельности и приведена классификация инвестиций. Инвестиции представляют собой вложение капитала в различные отрасли и сферы экономики, в объекты предпринимательской и других видов дея­тельно­сти в целях получения прибыли, а также достижения иного эко­номического или внеэкономического эффекта. Под инвестиционной деятельностью понимают вложение денежных средств субъектами хозяйствования в экономически целесообразные с их точки зрения проекты, осуществляемого на добровольных условиях, сопровождаемого риском и предполагающего достижение определенного положительного эффекта.

Во второй главе проанализирован характер инвестиционного процесса в России в настоящее время. На протяжении рассматриваемого периода ос­новное место занимали инвестиции в основной капитал (98%). Объем инвестиций в основной капитал увеличился за десять лет в 1,6 раза. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП в 2015 г. составила 20,7%. Что ниже, чем в предкризисный 2008 год (21,4%), но выше, чем в 2014 году (20,6%). Структура инвестиций свидетельствует о сырьевой направленности экономики. В качестве причин резкого снижения иностранных инвестиций назвать санкции против России, а также отрицательные перспективы роста экономики.


Изучены особенности инвестиционного процесса в Республике Башкортостан. На сегодняшний день Башкортостан соответствует всем требованиям Федерального стандарта работы регионов по созданию благоприятного инвестиционного климата: приняты Инвестиционная декларация, Стратегия инвестиционного развития до 2020 года. В законодательство внесены дополнительные гарантии для инвесторов. Сформирован Перечень и Реестр приоритетных инвестпроектов. Действуют Общественный Совет при Главе республики по улучшению инвестиционного климата и Агентство по привлечению инвестиций.

Проводимая в последние годы в республике целенаправленная работа сказывается на улучшении показателей деловой активности. Инвестиции в основной капитал растут пятый год подряд. В 2016 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования вырос на 4,2% к уровню 2015 года. По данному показателю среди субъектов Российской Федерации республика занимает 9-е место и 2-е место среди регионов Приволжского федерального округа. Необходимо продолжить работу по повышению информа­ционной открытости Башкортостана в стране и за рубежом, шире раскрывать потенциальным инвесторам имеющиеся в республике возможности для развития бизнеса.

В третье главе курсовой работы выделены основные проблемы и возможные пути их решения. Совершенствование государственной поддержки инвестиционной деятельности должно способствовать увеличению потока как национальных, так и иностранных инвестиций в экономику страны.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с изм. от 03.07.2016) // ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/12114699/
  2. Алаев Т.В. Характеристика инвестиционной деятельности на современном этапе // Science Time. − 2016. − № 9 (33). С. 13-17.
  3. Бочаров В. В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. − М.: Финансы и статистика, 2013. − 144 с.
  4. Быстров О.Ф. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации: монография. – М.: Инфра-М, 2016. С. 80.
  5. Гаймелетдинова Г.М., Яруллин Р.Р. Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности // Инновационная наука. − 2016. − № 4-1. С. 88-91.
  6. Елкин С.Е. К вопросу о классификации инвестиций // Сибирский торгово-экономический журнал. − 2016. − № 4 (25). С. 48-51.
  7. Жуковский А.И., Васильев, С.В. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе Канадского опыта). Учебно-методическое пособие. − М.: ИНФРА-М, 2016. С. 44.
  8. Зубова Е.В. Экономическая сущность и классификация инвестиций // Общество XXI века: итоги, вызовы, перспективы. − 2016. − № 5. С. 73-77.
  9. Инвестиции в России 2016. Стат.сб./ Росстат. − М., 2016. – 190 с.
  10. Калинин Д.Г. Инвестиционная деятельность как фактор устойчивого развития экономики региона // В сборнике: Управление социально-экономическими системами. Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х томах. − 2017. С. 203-206.
  11. Крутиков В.К., Дророжкина, Т.В. Особенности становления и развития инвестиционных процессов в РФ: пособие. − Калуга: Издательство «Эйдос». − 2012. С. 11.
  12. Микляева Ю.С. Анализ инвестиционной деятельности в России // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. − 2016. − № 1. С. 289-295.
  13. Министерство экономического развития РФ. Официальный сайт. − Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main/
  14. Мозоляко А.В. Инвестиционная деятельность предприятий и ее проблемы в Российской Федерации // В сборнике: Научное сообщество студентов XXI столетия. − 2017. С. 173-179.
  15. Пискун Е.И., Гнитченко А.В. Инновационно-инвестиционная деятельность российских компаний // Хроноэкономика. − 2017. − № 2 (4). С. 28-31.
  16. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов. − М.: Министерство экономического развития РФ, декабрь 2015.
  17. Рак А.В., Фурманчук Д.А., Стенькина Е.Н. Государственное регулирование инвестиционной деятельностью // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. − 2016. − № 6-1 (87). С. 208-211.
  18. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб./Росстат. − М., 2015. – 728 с.
  19. Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб./Росстат. − М., 2016. – 725 с.
  20. Себекина Т.И., Геворкян Л.И. Экономические основы инвестиционной деятельности в РФ // Символ науки. − 2016. − № 8-1. С. 138-141.
  21. Федеральная служба государственной статистики // Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/ininvestme/ Дата обращения: (18.10.2017)
  22. Цыганов С.И. Совершенствование государственной поддержки инвестиционной деятельности // Инновационная наука. − 2016. − № 3-1. С. 251-253.
  23. Чернусь Н.Ю. Правовое регулирование инвестиционной деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. − 2016. − № 4-6. С. 56-57.