Файл: Государственное регулирование инвестиционной деятельности РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 2395

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для регулирования инвестиционной деятельности используются два основных метода. Во-первых, создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности. Благоприятные условия могут создавать различными способами, такими как совершенствование системы налогообложения, защита интересов инвесторов, принятие антимонопольных мер, выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере нормирования и ценообразование при проектировании в строительство и другие.

Во-вторых, государство напрямую учувствует в инвестиционной деятельности. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности включает в себя разработку, утверждение и финансирование инвестиционных проектов осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Также могут использоваться другие методы, установленные законодательством Российской Федерации.

Сам процесс управления состоит из определения стратегических целей инвестирования, отбор и оценка проектов с высокой доходностью и минимальными рисками и выбор наилучшего проекта для инвестора, а также его реализация и контроль в дальнейшем.

В отечественной экономической литературе принято выделять две группы методов, при помощи которых государство регулирует инвестиционную деятельность: методы прямого и косвенного (непрямого) регулирования. Все формы государственного регулирования на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический.

Инструменты прямого регулирования реализуются через инструменты правового (законодательного), административного и экономического влияния.

Методы косвенного регулирования осуществляются только экономическими средствами. Система методов государственного управления инвестиционной деятельностью представлена в таблице 2.

Таким образом, участие государства в регулировании инвестиционной деятельности выражается в следующих формах. Государство выступает в качестве системообразующего фактора, так как создает нормативно-правовую базу, единую для всех участников инвестиционного процесса, включая и реализацию реальных проектов.


Государство само является субъектом инвестиционной деятельности, выделяя бюджетные средства на конкурсной основе непосредственным инвесторам. Государство определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров, а также объем и структуру государственных инвестиций.

Таблица 2

Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности [17, с. 208]

2. Анализ развития инвестиционной деятельности в России

2.1. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в РФ

Для активизации привлечения инвестиций в экономику России государством проводится инвестиционная политика, которая представляет собой «комплекс решений государственного уровня, ориентированных на потребности национального хозяйства, определяющих направления использования инвестиций во всех экономических сферах» [5, с. 88].

Главная задача государственной инвестиционной политики заключается в том, чтобы сформировать благоприятную внутреннюю среду, способствующую привлечению инвестиционных ресурсов.

Основные цели инвестиционной политики государства − стимулировать предпринимательскую активность и аккумулировать денежные средства населения на инвестиционные цели. Данный процесс подразумевает совершенствование системы льгот при осуществлении инвестиционного процесса и создание благоприятных условий для развития венчурного инвестирования.

Государство регулирует инвестиционную деятельность через нормативно-правовые акты, государственное планирование, прогнозирование, государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, а также социально-эконо-мические программы.

В настоящий момент в целях государственной поддержки инвестиционной деятельности:

  • совершенствуется налоговая система, снижается налоговое бремя;
  • проводится административная и судебная реформы, способствующие совершенствованию контроля за деятельностью чиновников;
  • оптимизируется сумма банковского процента за кредиты, чтобы простимулировать использование кредитных ресурсов для инвестиций;
  • решается проблема малоэффективных субъектов хозяйствования;
  • активизируется развитие малого бизнеса, ускоряется процесс его перехода на инновационную модель развития;
  • разрабатываются и корректируются стратегии привлечения иностранных инвестиций на территорию государства.

Важное место в современной инвестиционной политике принадлежит проблеме распределения государственных средств и привлечению частных капиталов. Задача государства в связи с этим заключается в том, чтобы сформировать систему мер, стимулирующих предпринимателей к активному участию в инвестировании высокорентабельных проектов.

Методы, направленные на стимулирование привлечения инвестиций, делятся на финансовые и нефинансовые [12, с. 289]. Финансовые методы представлены налоговым стимулированием, предоставлением грантов субъектам малого бизнеса, возмещением части процентной ставки по кредиту, компенсацией части лизинговых платежей, и другими методами поддержки. Нефинансовые методы заключаются в строительстве нужной для инвесторов инфраструктуры. К ней относят бизнес-инкубаторы, технопарки. Эффективной мерой привлечения инвестиций на данный момент является создание особой экономической зоны (ОЭЗ). Это целый комплекс преференций и льгот для её резидентов.

Минэкономразвития рассчитало, что затраты инвестора при реализации проекта в особой экономической зоне снижаются минимум на 30 процентов. Также резиденты ОЭЗ пользуются преимуществом в виде специального налогового режима (к примеру, с них не взимается налог на землю, на имущество, снижены также ставки по налогу на прибыль) и др.

Льготы гарантируются на время существования особой экономической зоны, то есть на 49 лет. Резиденты ОЭЗ пользуются созданной инфраструктурой на особых условиях.

Необходимо обозначить, что деловая среда РФ в настоящее время, находится на неблагоприятном уровне для инвестиционных вложений в реальную экономику. Распределение инвестиционных ресурсов между регионами осуществляется весьма непропорционально, главным образом сосредоточиваясь в больших городах и между регионами с богатым природным потенциалом. Оставшиеся области и значительная доля перерабатывающей индустрии России остаются в инвестиционном голоде, не имея возможностей получить инвестиционную поддержку.

Вопрос регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации регламентируются федеральными нормативными актами: Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и Федеральным законом от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 05.05.2016) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

В настоящее время в государственной казне, не смотря на кризисную ситуацию и станционную мировую политику в отношении РФ, тем не менее, имеются достаточные финансовые средства, которые можно и должно использовать для осуществления активных инвестиционных действий. Цель реализации инвестиционной политики лежит, главным образом в решении проблем системной реорганизации внутренней экономики. Важность укрепления индустриально-инновационных отраслей, повышения процента содержания в выпускаемом валовом продукте результата работы перерабатывающей индустрии и реализации высоко-технологичной продукции, признается всеми.


Активная государственная инвестиционная деятельность необходима, прежде всего, в связи со сложностями, имеющимися в государственной кредитно-денежной системе, к которым можно отнести дефицит финансовых источников денежных средств, вызванный во многом их искусственным консервированием, и, как результат, нехватку денег для долгосрочных инвестиций в реальную экономику.

Центральный экономико-математический институт Российской Академии наук осуществил математические расчеты и прогнозы, которые показали, что в результате крупномасштабного инвестирования в экономическую сферу, произойдет прирост ВВП, рост доходов народонаселения и производителей, и как результат, рост фискальных зачислений в государственную казну.

Государственная инвестиционная политика в настоящее время включает такие инструменты как, концессионное соглашение, Инвестиционный фонд, особые экономические зоны, создан Банк развития.

Одним из действенных инструментов государственной поддержки инвестиционной деятельности в РФ является государственно-частное партнерство в данной сфере. Из всех основных форм ГЧП основным и наиболее часто используемым в практике является механизм концессии, специфика которого заключается в сохранении собственности на объект соглашения за публичной стороной и в регулярных платежах концессионера (частного инвестора) концеденту (публично-правовому образованию) за его владение и пользование. В настоящее время в России было заключено 16,8 % концессионных соглашений от всех проектов ГЧП.

Концессии направлены на привлечение частных инвесторов для прокладки дорог, строительства аэропортов, портов, они оформляются соглашениями, утверждаемыми Правительством РФ в отношении каждого конкретного объекта. В результате концессионные соглашения, призваны создавать благоприятные условия для инвестирования, тем не менее в данном вопросе встречаются множество проблем, и поэтому их успешная реализация протекает не всегда.

Средства для инвестирования в промышленность могут формироваться за счет федерального, регионального и муниципального бюджетов; внебюджетных фондов региона; собственных средств предприятий; средств физических лиц; иностранных инвестиций.

Играют доминирующую роль и несут основную нагрузку в данном списке, в российской экономике, предприятия. Ни государство, ни банки не играют значимой роли в составе привлеченных для инвестиционной деятельности средств.

Низкая капитализация и нормативные показатели не дают возможность банкам в необходимой степени обеспечить предприятия кредитными ресурсами. Полноценное взаимодействие финансовых и нефинансовых секторов, которое обеспечит существенный прирост производства, может быть обеспечен в том случае, если финансовые структуры будут обеспечены ресурсами равными не менее 70% от стоимости активов нефинансовых структур экономики. В настоящее время эта цифра, включая активы небанковских кредитно-финансовых учреждений, составляет не более 20%.


Получается, что финансовая обеспеченность российских банков, включая ЦБ РФ, несопоставима с нуждами производственного и другого нефинансового сектора экономики.

Дополнительной возможностью привлечь финансовые ресурсы в экономику России служит привлечение зарубежных инвестиционных фондов и компаний. Но для больших зарубежных инвестиционных компаний в России интересна только энергосырьевая отрасль, при этом западными коммерсантами Россия воспринимается, как большой и малообеспеченный рынок сбыта всех видов потребительских товаров, а как экспортера высоких технологий нашу страну в мире пока никто не воспринимает.

Все эти обстоятельства указывают на экстренном принятии мер в решении задач усиления инвестиционной деятельности на основе новых комплексных подходов. При этом решение данных проблем должно лежать в плоскости уникальных, нетрадиционных методов, поскольку только таким образом можно добиться прорыва в отставании от мировых сверхдержав по темпам роста и диверсификации экономики в России, и решаться проблема должна на федеральном уровне в рамках государственной инвестиционной политики. Обеспечение законодательной поддержкой кардинально улучшит условия для инвесторов и хозяйственников, при условии значительного налогового послабления и повышения результативности налоговых и таможенных органов, достижения баланса и результативности бюджетных систем, активизации передовых структурных градаций в экономике, реструктуризации естественных монополий, создании предпосылок для укрепления финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности, формирования предпосылок для слияния России с мировой экономикой.

Таким образом, рыночный механизм не способен создать благоприятные условия для стабильного протекания инвестиционных процессов при существующих кризисных явлениях в российской экономике. Именно поэтому в сложившихся сложных условиях для инвестиционной деятельности требуется расширить инструментарий государственной поддержки инвестиционных проектов и повысить эффективность уже применяющихся методов государственного регулирования с целью формирования благоприятного инвестиционного климата и последующего экономического роста.