Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Оборотные активы на предприятии. Теория управления оборотными активами предприятия
1.1 Сущность и состав оборотных активов предприятия
1.2 Методы управления оборотными активами предприятия
1.3 Финансирование оборотных активов предприятия
Глава 2. Политика предприятия в области оборотных активов
2.1 Общая характеристика анализируемого предприятия
2.2 Состав, структура и эффективность использования оборотных активов предприятия
2.3 Управление денежными средствами и другими финансовыми инструментами
2.4 Управление дебиторской задолженностью и производственными запасами
Введение
Развитие рыночных отношений и трансформационные процессы, происходящие в российской экономике, развитие не только разнообразных форм собственности, но и многообразие хозяйственного поведения собственников и менеджеров предприятий в стране обусловило повышение роли финансов и их управлением на предприятии. Состояние финансовых ресурсов предприятия становится фактором, определяющим финансовые результаты его деятельности.
Становятся востребованы нетрадиционные, уникальные решения, основанные на глубоком анализе достижений современной финансовой теории в совокупности с опытом финансового управления.
Специфика предприятий, например таких отраслей, как легкая, пищевая и других, состоит в значительном объеме оборотных средств в составе их активов, поэтому для предприятий этих отраслей проблемы организации и эффективности использования оборотных средств носят ещё более насущный характер.
Анализ эффективности использования оборотных средств предприятий производится значительным числом хозяйствующих субъектов. Однако, на большинстве российских предприятиях существуют трудности с планированием величины оборотного капитала. Процесс планирования затянут по времени, что делает его неприемлемым для принятия оперативных управленческих решений.
Считаю, что изучение темы оборотных активов предприятия является одной из важнейших и неотъемлемых частей изучения бухгалтерского учета и анализа. Решение проблем управления оборотным капиталом на предприятиях неизменно остаются актуальными, в том числе по причине постоянно происходящих в экономике трансформаций. Вышеперечисленные доводы послужили причинами для выбора темы данной курсовой работы.
Глава 1. Оборотные активы на предприятии. Теория управления оборотными активами предприятия
1.1 Сущность и состав оборотных активов предприятия
Оборотные средства (синонимы: оборотный капитал, мобильные активы, текущие активы, оборотные активы) – это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельностью, вложения в которые, как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла, если последний превышает год.
Оборотный капитал — стоимостное выражение предметов труда, которые участвуют в процессе производства один раз, полностью переносят свою стоимость на себестоимость продукции, изменяют свою натурально-вещественную форму.
Сущность оборотных средств определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения. В отличие от основных фондов, неоднократно участвующих в процессе производства, оборотные средства функционируют только в одном производственном цикле и независимо от способа производственного потребления полностью переносят свою стоимость на готовый продукт[1].
Важной частью оборотных средств является дебиторская задолженность, которая образуется из расчетных взаимоотношений предприятия с хозяйственными организациями. При наличии конкуренции и сложностей сбыта продукции предприятия могут продавать ее.
Оборотные средства – это совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения в денежном выражении, постоянно находящиеся в движении и предназначенных для обеспечения бесперебойного процесса производства продукции и ее реализации. По своей сущности оборотные средства – это денежное обеспечение, необходимое для приобретения предметов труда, оплаты топлива, электроэнергии и др., необходимых для производства товаров, оказания услуг и их реализации.
Структурное представление активного капитала, можно представить следующей схемой, рисунок 2.
Рис. 2. Структурное представление активного капитала.
Активный капитал
Оборотный капитал
Средства в расчетах
Денежные средства
Материальные оборотные средства
Краткосрочные финансовые вложения
Под составом оборотных средств понимают совокупность элементов, образующих оборотные средства.
Соотношение между отдельными элементами оборотных средств, выраженное в процентах, называется структурой оборотных средств. В структуре оборотных средств наибольший удельный вес занимают запасы. Работники финансовых и экономических служб предприятия должны постоянно следить за состоянием оборотных средств, их структурой и эффективности использования[2].
Оборотные средства находятся в постоянном движении.
Главной целью управления оборотным капиталом является определение оптимального объема и структуры оборотных средств, а также источников их финансирования. Для достижения этой цели менеджер должен найти компромисс между объемом оборотных средств и риском потери ликвидности. Для поддержания ликвидности предприятие должно иметь высокий уровень оборотного капитала, а для повышения доходности предприятие должно снижать запасы оборотных средств, чтобы не допустить наличия неиспользуемых текущих активов.
Рациональное использование оборотных средств основано на планировании, точнее нормировании: обоснованном размере, предполагающем достаточность их запаса, с точки зрения обеспечения бесперебойной работы предприятия, и их одновременно минимальной величине, что ведет к максимальной отдаче от капитала, вложенного в оборотные средства.
Анализ оборотных средств предприятия показывает правильность их использования и определение состояние запасов товарно-материальных ценностей.
1.2 Методы управления оборотными активами предприятия
Управление средствами (текущими, оборотными активами) являются активы, которые могут быть обращены в наличность в течение одного года. Оборотный капитал (чистый оборотный капитал, собственные оборотные средства) может быть определен как разность между оборотными (текущими) активами и краткосрочными (текущими) обязательствами. В состав оборотных средств входят товарно-материальные запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги), денежные средства.
Политика управления оборотными активами, представляющая часть общей финансовой стратегии предприятия, заключается в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их формирования[3].
Процесс разработки политики управления оборотными активами предприятия включает в себя следующие методы управления:
1. Анализ состава и состояния оборотных активов предприятия в предшествующем периоде;
2. Определение общих принципов формирования оборотных активов предприятия;
3. Оптимизация объема оборотных активов;
4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов;
5. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов;
6. Обеспечение повышения рентабельности оборотных активов в процессе их использования;
7. Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования;
8. Формирование принципов формирования отдельных видов оборотных активов;
9. Оптимизация структуры источников финансирования оборотных активов.
Управление оборотными средствами включает в себя управление товарно-материальными запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными вложениями (ценными бумагами). Управление оборотным капиталом включает управление оборотными средствами и краткосрочными обязательствами. Управление оборотным капиталом – это регулирование величины различных типов оборотных активов и краткосрочных обязательств.
Важнейшим элементом управления оборотными активами является научно обоснованное их нормирование. Посредством нормирования оборотных средств определяется общая потребность хозяйствующих субъектов в собственных оборотных средствах. Правильное исчисление этой потребности необходимо для установления минимальной суммы средств, обеспечивающей устойчивое финансовое состояние предприятия.
Рассматривая проблемы нормирования и использования норм на предприятии, следует различать два совершенно разных понятия: норма-мера и норма-директива. Управление производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия путем установления правил (норм), регламентирующих эту деятельность, позволяет осуществлять анализ и контроль за выполнением этих правил соответствующими службами. Его можно рассматривать как нормативный метод управления, которому в условиях рыночной экономики нет разумной альтернативы. По своей сущности норма – это мера должного. И для понимания ее научного содержания в экономике надо учитывать, что применяемые экономические, технико-экономические нормы – это меры, имеющее числовое значение, которые используются для изучения и применения в практике хозяйствования объективных экономических законов. Нормативное управление состоит в том, что устанавливается норма, с помощью которой осуществляется воздействие на объект управления с целью изменения сущного и проверяется результат этого воздействия путем сопоставления сущного (фактического) с должным[4].
Формирование на предприятии необходимой нормативной базы для управления производством, материальными и финансовыми потоками является обязательным, сегодня без этого нельзя повысить эффективность хозяйственной деятельности.
В условиях рыночной экономики становятся особенно актуальными вопросы рациональной и эффективной организации процессов управления и контроля за движением материальных и финансовых потоков с целью повышения эффективности материально-технического снабжения самого предприятия и сбыта производимой им готовой продукции. Это необходимо для оптимизации уровня запасов и эффективного их использования, уменьшения их уровня, а также минимизации оборотных средств, вложенных в эти запасы.[5]
Основные задачи финансового менеджера в области управления оборотными средствами:
- Определить правильную структуру активов.
- Стремиться иметь минимально – возможную величину товарно-материальных запасов. Обеспечивать своевременные оптимальные объемы заказов.
- Своевременно получить деньги у покупателей и заказчиков. Ускорить приток денежных средств.
- Отсрочить платежи. Замедлить отток денежных средств.
- Увеличить объем продаж.
- Разработать подходящую для предприятия инвестиционную стратегию.
1.3 Финансирование оборотных активов предприятия
Главный вопрос каждого предприятия: «Откуда взять требуемые финансовые ресурсы?». Далее рассмотрим общие подходы к управлению источниками финансирования предприятия оборотными активами.
Способы финансирования предприятия за счет собственных средств. Источниками финансирования инвестиционной деятельности, а также обеспечения и расширения текущей деятельности, безусловно, выступает прибыль предприятия. Для осуществления стратегически важных проектов в качестве источника финансирования может выступать единовременное увеличение уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций.
В мировой практике известны различные способы эмиссии акций:
- Продажа непосредственно инвесторам по подписке;
- Продажа через инвестиционные институты, которые покупают весь выпуск и затем распространяют акции по фиксированной цене среди физических и юридических лиц;
- Тендерная продажа (несколько инвестиционных институтов покупают у заемщика весь выпуск по фиксированной цене и затем устраивают аукцион, по результатам которого устанавливают оптимальную цену акции);
- Размещение акций брокером у небольшого числа своих клиентов.
Эмиссия денег – дорогостоящий и протяженный во времени процесс, кроме того, он регулируется законодательством (в частности, Федеральным Законом «Об акционерных обществах»). Как показывает опыт экономически развитых стран, дополнительная эмиссия из-за так называемого сигнального эффекта нередко сопровождается снижением рыночной цены акций, поэтому к этому способу мобилизации финансовых ресурсов прибегают достаточно редко – в тех случаях, когда имеются четко обозначенные перспективы использования привлеченных средств.
Самофинансирование. В этом случае речь идет о финансировании деятельности предприятия за счет генерируемой ею прибыли. Суть этого варианта заключается в следующем. Собственники предприятия всегда имеют выбор между:
А) полным изъятием полученной в отчетном периоде прибыли с целью ее потребления или инвестирования в другие проекты;
Б) реинвестированием прибыли в полном объеме в деятельность того же самого предприятия, поскольку такое приложение полученного дохода представляется им наиболее предпочтительным;