Файл: Транспортный налог (Особенности формирования системы налогообложения транспортных средств в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной проблемы связана с растущим уровнем автомобилизации в мире, следовательно, с ростом объектов налогообложения, а также с увеличением числа налогоплательщиков, физических и юридических лиц.

Существование налогов на транспортные средства необходимо для формирования устойчивых доходов в бюджете каждого государства и регулирования спроса и предложения на рынке на транспортные средства. В то же время эти налоги обладает и некоторыми недостатками, связанными с определением состава объектов налогообложения, порядок его исчисления и уплаты, а также администрированием. Потому государство уделяет особое внимание формированию системы налогообложения транспортных средств.

Российская налоговая система включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей на различных уровнях: федеральном, региональном и местном.

Региональный транспортный налог введен в действие с 1 января 2003 г. взамен действовавших до того времени налога с владельцев транспортных средств, регулируемого Законом РФ от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации», и налога на водно-воздушные транспортные средства, регулируемого Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Он установлен гл. 28 Налогового кодекса РФ и является обязательным, поскольку субъектам Федерации не предоставлено право не вводить данный налог на соответствующей территории.

При этом Кодекс предоставил право законодательным (представительным) органам власти субъектов Федерации определять только следующие характеристики данного налога: ставку налога (в границах, установленных Налоговым кодексом), порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. Кроме того, при установлении налога в законах субъектов Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и соответствующие основания для их применения налогоплательщиками. Налоговый кодекс предоставил субъектам Федерации достаточно существенные полномочия по установлению и введению транспортного налога.

Объектом исследования является налогообложение автотранспортных средств в России.

Предметом исследования является налоговые отношения, возникающие между государством и владельцами автотранспортных средств, по поводу налогообложения владения и использования автотранспортных средств.

Целью данной работы является:

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:


- рассмотреть теоретические основы налогообложения транспортных средств

- дать характеристику элементов транспортного налога в РФ 15

- выявить проблемы и перспективы транспортного налогообложения в Российской Федерации .

Проблема развития налогообложения транспортных средств в России основательно представлена как в научной, так и в специальной литературе. Теоретические основы системы налогообложения исследовались в работах C.B. Барулина, Е.С. Вылковой, И.В. Горского, A.Ю.Казака, В.Г. Князева, И.А. Майбурова, Т.В. Муравлевой, Л.П. Павловой, В .Г. Панскова, М.В. Романовского, Б.М. Сабитовой, Т.Ф. Юткиной и др. Аспектам анализа действующего механизма налогообложения транспортных средств посвящены работы С.П. Аукуционека, Н.Г. Веретиной, А.Р. Горбунова, B.П. Морозова и др.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1. Теоретические основы налогообложения транспортных средств

1.1. Особенности формирования системы налогообложения транспортных средств в России

Налоги являются одним из главных источников пополнения бюджетов различных уровней. Важно знать и уметь правильно с ними обращаться, дабы не понести ответственность перед законом и, в то же время, не получить лишние убытки для своего предприятия или личного имущества.

Введение транспортного налога являлось очередным этапом налоговой реформы, проводимой в России. Транспортный налог заменил налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан и налог на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств.

Транспортный налог является региональным налогом т.е. устанавливается НК РФ[1] и законами субъектов РФ. При этом региональный налог вводится в действие законом субъекта РФ в соответствии с НК РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

В соответствии с п.6 ст.3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

В отношении транспортного налога часть элементов налогообложения (объект, база, период, пределы изменения налоговой ставки) установлена федеральным законодательством, а в отношении другой части (ставки, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, налоговые льготы) законодательные (представительные) органы субъекта РФ[2].


Налоговая база - обязательный элемент налогообложения. Возникающие на практике проблемы связаны зачастую с порядком определения налоговой базы непосредственно по отдельным транспортным средствам. Однако совершенствование возможно не только путем предоставления разъяснений, внесения дополнений в законодательные акты, а также кардинальной заменой показателей налоговой базы прописанных в статье 359 Налогового Кодекса РФ, основываясь на зарубежном опыте. Данный вопрос широко обсуждается не только в финансовой периодической печати и литературе, он не оставляет неравнодушным и владельцев транспортных средств, и дискуссии по этому поводу ведутся на страницах автомобильных журналов.

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога определяется главой 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Транспортный налог отнесен к региональным налогам и сборам (. Это означает, что данный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта Российской Федерации, где принятым в соответствии с Кодексом соответствующим законом субъекта Российской Федерации налог введен в действие.

Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ принятием закона «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней»[3]. Налог взимался с предприятий. При этом объектом данного налога не были транспортные средства. В подпункте "б" п. 25 Указа было установлено, что транспортный налог взимается с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).

Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством.

Однако платежи владельцев средств введением в действие данного налога не ограничивались.

Так, Законом «О фондах в РСФСР»[4] предусмотрен налог на автомобильных дорог, уплачивали предприятия, учреждения и организации заготовительных, торгующих и - сбытовых организаций) от форм собственности и принадлежности в размере процента объема продукции, выполняемых и предоставляемых услуг. торгующие (в том организации оптовой и снабженческо - сбытовые уплачивали данный в размере 0,03% оборота.


Помимо этого, 6 данного закона предусмотрен налог с транспортных средств 6. Налог с владельцев средств, который уплачивали предприятия, учреждения и организации от форм собственности и принадлежности, а также РСФСР, иностранные лица и граждане, без гражданства, транспортные средства и самоходные машины и на пневмоходу, в размере, зависел от количества сил транспортного

Кроме того, «О налогах на имущество лиц»[5] физические имевшие в собственности транспортные средства налог в зависимости от мотора транспортного

образом, согласно действовавшего законодательства предусмотрен ряд налогов, отличавшихся налогообложения, объектами и налогообложения, размерами налогов, порядком и другими необходимыми налогов. В совокупности разрозненность вносила налогообложения как в субъектов налогов, и в отношении налоговых

С введением налога из числа взимаемых на территории Федерации, исключаются:

1) налог на автодорог;

2) налог с владельцев средств;

3) с продажи легковых в личное пользование (статьи 2 и 9 Закона N

4) налог на транспортные средства[6].

Согласно п. 1 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах Российской Федерации в силу не ранее 1 года, следующего за их принятия, но не ранее месяца со дня их опубликования. Следовательно, правомерности взимания налога в 2003 г. субъекта Российской должен быть и официально опубликован не 30 ноября 2002 г. законом определяются налогообложения - налоговая в установленных Кодексом порядок и сроки налога.

средства - это наименование объекта В соответствии со ст.83 НК РФ подлежат постановке на в налоговых органах по месту нахождения месту нахождения ее подразделений, месту физического лица, а по месту нахождения им недвижимого имущества и средств, подлежащих Таким образом, транспортного средства возникновение обязанности по на налоговый учет. критерием, по которому субъекту присваивается налогоплательщика в целях гл.28 «Транспортный » НК РФ, является транспортного средства. вывод следует из ст.357 НК РФ. В с ней плательщиками налога признаются на которых зарегистрированы средства, признаваемые налогообложения.

средства, не зарегистрированные в законом порядке, не объектом обложения налогом, согласно транспортные средства, на балансе общества, но не в соответствии с законодательством не облагаются транспортным Незарегистрированное транспортное не может беспрепятственно по российским дорогам, оно не будет на состояние дорог пользования, поэтому оснований для такого транспортного налогом нет[7].


Если организация грузовые автомобили в комплектующих средств и их в установленном порядке в ГИБДД, то их следует как объекты транспортным налогом.

судно не зарегистрировано ни в из реестров судов то оно не является обложения транспортным В отношении судна, в бербоут-чартерном реестре арендованных иностранных плательщиком транспортного является фрахтователь На него не распространяется пп.4 п.2 НК РФ, согласно не являются объектом пассажирские и грузовые речные и воздушные находящиеся в собственности основным видом которых является пассажирских и (или) перевозок. Данная также не распространяется на лицо, имеющее в грузовое судно. В с пп.9 п.2 НК РФ суда, зарегистрированные в международном реестре также не являются обложения транспортным

Также предприниматели являются транспортного налога. в отношении них учесть следующее. в том, что в НК РФ не упоминается об индивидуальных и она регулирует налогообложения организаций и лиц. А поскольку в применения налогового под индивидуальными понимаются физические зарегистрированные в установленном и осуществляющие предпринимательскую без образования лица (п.2 НК РФ), следовательно, исчисляя и уплачивая налог, должны порядком, установленным физических лиц.

Налогоплательщики – физические лица транспортный налог по налогового периода года) согласно ст.360 НК РФ на основании налогового органа. словами, индивидуальный не участвует в расчете транспортного налога, не и не сдает налоговую а также не сообщает органу сведения, для исчисления налога[8].

В со ст.52 НК РФ налоговое может быть физическому лицу под расписку иным способом, факт получения (например, по почте письмом).

абзацу второму НК РФ по транспортным средствам, на физических лиц, и переданным ими на доверенности на право и распоряжения им до момента опубликования Закона № налогоплательщиком является указанное в такой При этом на которых зарегистрированы транспортные средства, налоговый орган по своего жительства о на основании доверенности транспортных средств.

Правилам регистрации средств и прицепов к в Государственной инспекции дорожного движения, средства регистрируются за юридическими или лицами, указанными в транспортного средства, в или ином удостоверяющем право на транспортные средства[9].

Вместе с установлено, что изменении места транспортного средства временная регистрация места пребывания. особенностью режима регистрации является что автотранспортное в период пребывания по эксплуатации продолжает зарегистрированным за собственником.