Файл: Оборотные активы предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прогнозирование денежных потоков. Смысловая нагрузка этого блока определяется тем обстоятельством, что многие решения финансового характера, например инвестиции и выплата дивидендов, нередко предполагают единовременные оттоки крупных объемов денежных средств, которые должны быть своевременно накоплены. Прогнозирование денежных потоков является неприемлемым атрибутом бизнес - планирования и вообще взаимоотношений с потенциальным и (или) стратегическим инвестором.

Определение оптимального уровня денежных средств. Смысловая нагрузка последнего блока определяется необходимостью нахождения компромисса между, с одной стороны, желанием обезопасить себя от ситуаций хронической нехватки денежных средств и, с другой стороны, желанием вложить свободные денежные средства, в какое – то дело с целью получения дополнительного дохода.

Финансовые инструменты

Финансовые инструменты – относительно новое понятие в теории финансов, однако значимость его стремительно возрастает. Финансовый инструмент есть любой договор между двумя контрагентами, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одного контрагента и финансовое обязательство долгового или долевого характера – у другого. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, долевые ценные бумаги. Вторичные финансовые инструменты (синоним – производные инструменты, деривативы) – это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы. Финансовые инструменты являются основой любых операций предприятий на финансовых рынках, идет ли речь о привлечении капитала (в этом случае осуществляется эмиссия акций или облигаций), операциях спекулятивного характера (приобретение ценных бумаг с целью получения текущего дохода, операции с опционами), финансовых инвестициях (вложения в акции), операциях хеджирования (эмиссия или приобретение фьючерсов или форвардов), формировании страхового запаса эквивалентов денежных средств (приобретение высоколиквидных ценных бумаг) и др[16].

С помощью финансовых инструментов предприятии осуществляют множество операций, причем эти инструменты могут как формироваться предприятием, так и приобретаться ею. Выбор и значимость отдельных инструментов определяется различными обстоятельствами и зависят от вида деятельности предприятия. В частности, для финансовых институтов особую значимость имеют производные финансовые инструменты (опционы, фьючерсы, форварды, свопы), с помощью которых они и получают основную часть своего дохода; тогда как для предприятий сферы производства подобные инструменты не являются приоритетными.


В основе многих финансовых инструментов и операций лежат ценные бумаги. Ценная бумага – это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявление.

Для предприятия (имеется ввиду предприятие, для которого операции с финансовыми инструментами не являются основным видом деятельности) операции с финансовыми инструментами сводятся к двум типам:

  1. Формирование инвестиционного портфеля стратегического характера;
  2. Формирование инвестиционного портфеля спекулятивного характера

Портфель первого типа включает в себя ценные бумаги (акции) предприятия (компаний), имеющих, в известном смысле, стратегическую значимость для их держателя: например, это акции компаний, являющихся поставщиками данного предприятия, потребителями его продукции, работающих в том же сегменте рынка или в принципиально иных перспективных сегментах, регионах и т.п. Этот портфель достаточно консервативен, поскольку предприятие заинтересовано в эмитентах ценных бумаг, несмотря на складывающую рыночную конъюнктуру.

Портфель второго типа включает высоколиквидные рыночные бумаги, используемые как эквивалент денежных средств (при необходимости ценные бумаги быстро конвертируются в денежные средства), и может быть весьма динамичным.

Одна из основных проблем, с которой приходится иметь дело предприятию, на балансе которого имеются финансовые инструменты, является их оценка и представление в отчетности. В системе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) имеются два стандарта МСФО 32 «Финансовые инструменты: признание и оценка», имеющие особую значимость для всех компаний, в балансах которых доля финансовых инструментов высока. Для повышения достоверности и реальности отчетных данных упомянутые стандарты рекомендуют более активно использовать оценку инструментов по так называемой справедливой стоимости, в основе которой лежат рыночные оценки.

2.4 Управление дебиторской задолженностью и производственными запасами

Дебиторской задолженностью называются средства, причитающиеся фирме, но еще не полученные ею. В составе оборотных средств отражается дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года[17].


Дебиторская задолженность может быть представлена следующими статьями: дебиторская задолженность по основной деятельности и дебиторская задолженность по прочим операциям.

Дебиторская задолженность по основной деятельности отражается в статьях "Счета к получению" и "Векселя полученные". Счета к получению возникают тогда, когда сделка оформляется путем простой записи стоимости проданных в кредит товаров и услуг по так называемому "открытому счету" без письменного обязательства уплаты долга заемщиком. Вексель полученный - это письменное обязательство уплаты денег на определенную дату, состоящее из номинала и процента.

К дебиторской задолженности по прочим операциям относятся такие статьи, как авансы служащим, авансы филиалам, депозиты как гарантия долга, дебиторская задолженность по финансовым операциям (дебиторская задолженность по дивидендам и процентам) и др.

В странах с развитой рыночной экономикой дебиторская задолженность учитывается в балансе по чистой стоимости реализации, т. е. исходя из той суммы денежных средств, которая предположительно должна быть, получена при погашении этой задолженности.

Чистая стоимость реализации означает, что при регистрации дебиторской задолженности учитываются безнадежные поступления и различного рода скидки.

Безнадежные поступления по дебиторской задолженности - это убытки или расходы, обусловленные тем, что часть дебиторской задолженности оказывается не оплаченной покупателями. На момент реализации продукции предприятие не располагает информацией о том, какая часть счетов не будет оплачена. Поэтому при оценке дебиторской задолженности начисляется определенная скидка для этих поступлений. В финансовой отчетности она отражается в дополнительной статье "Скидка для безнадежных поступлений''[18].

Скидка для безнадежных поступлений рассчитывается исходя из суммы неоплаченной дебиторской задолженности за предшествующие годы с учетом изменений в экономической конъюнктуре. Для оценки безнадежных поступлений используются два метода:

  1. исходя из процентного отношения непогашенной дебиторской задолженности к чистому объему реализации ;
  2. исходя их процентного отношения неоплаченных счетов или векселей в их общем объеме.

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости является положительной тенденцией экономической деятельности предприятия.


Ускорение оборачиваемости может быть достигнуто благодаря отбору потенциальных покупателей, определению условий оплаты, контроль за сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов[19].

Отбор покупателей осуществляется благодаря анализу соблюдения их платежной дисциплины в прошлом, анализу их текущей платежеспособности, анализу уровня их финансовой устойчивости и анализу других финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия - покупателя.

Определение условий оплаты товаров покупателями заключается в том, что покупателю устанавливаются границы сроков оплаты товаров: оплатили раньше - получили скидку по оплате товаров, оплатили в срок - потеряли предоставляемую скидку, оплатили позднее срока - платите штраф.

Контроль за сроками погашения дебиторской задолженности включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку дебиторской задолженности в днях: до 30 дней, от 30 до 60 дней, от 60 до 90 дней, от 90 до 120 дней, более 120 дней.

Проведем анализ состава и давности образования дебиторской задолженности ООО «Ромашка». Данные сведем в таблицу 4.

Анализ состава образования дебиторской задолженности

ООО «Ромашка»

Таблица 4

Вид дебиторской задолженности

Сумма,

тыс. руб.

В том числе

до 1 месяца

от 1 до 3 месяцев

от 3 до 6 месяцев

от 6 до 12 месяцев

свыше 1 года

За товары и услуги

3600

2650

450

280

92

128

Векселя к получению

1400

400

1000

Прочие дебиторы

400

220

110

70

Итого

5400

3270

1560

350

92

128

Удельный вес, %

100

60,5

28,9

6,5

1,7

2,4

Работник, занимающийся управлением дебиторской задолженностью, должен сосредоточить внимание на наиболее старых долгах и уделить больше внимания крупным суммам задолженности.


Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.

Управление дебиторской задолженностью подразумевает также
обязательное проведение сравнительного анализа величины дебиторской задолженности с величиной кредиторской задолженности. Для финансового положения компании очень важно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую.

Управление дебиторской задолженность заключается также в создании резервов по сомнительным долгам и анализе фактических потерь, связанных с непогашением дебиторской задолженности.

Политика управления дебиторской задолженностью является неотъемлемой частью политики управления оборотными активами и направлена на расширение объема реализации продукции, оптимизации размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации[20].

Дебиторская задолженность – это сумма долгов, причитающихся предприятию от юридических и физических лиц при финансовых отношениях с ними. Она является составной частью оборотных средств предприятия[21].

дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам:

- дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил;

- дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок;

- дебиторская задолженность по векселям полученным;

- дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;

- дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;

- прочие виды дебиторской задолженности (задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал; авансы выданные).

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Формирование политики управления дебиторской задолженности включает следующие этапы:

  1. Анализ структуры и величины дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде;
  2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям;
  3. Определение допустимой величины финансовых средств, иммобилизованных в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту;
  4. Формирование системы кредитных условий ;
  5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита;
  6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности;
  7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности;
  8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.