Файл: Бизнес планирование в коммерческом банке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В рыночной экономике бизнес-планирование является рабочим инструментом, который используется во всех сферах предпринимательства. Бизнес-планирование позволяет решить следующие задачи: повысить прибыльности работы; определить конкретные направления и области деятельности, выбрать целевые рынки и место предприятия на этих рынках; определить качественные показателей товаров и услуг, предлагаемых потребителям; спланировать затраты и издержки; обеспечить соответствие количества, качества трудовых ресурсов требованиям по достижению целей; определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, ценообразованию, стимулированию продаж, рекламе и каналам сбыта; спланировать финансовые ресурсы.

Целью работы является разработка бизнес-плана открытия дополнительного офиса коммерческого банка.

Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

  • исследовать назначение бизнес-планирования в банке;
  • рассмотреть содержание бизнес-плана в банке;
  • разработать основные положения бизнес-плана по открытию дополнительного офиса в банке.

Предметом исследования является бизнес-планирование в банке.

Объектом исследования выступает коммерческий банк «ОТП».

Теоретическую основу работы составили научные труды по банковскому делу, бизнес-планированию.

Методологическую основу составляют диалектический метод исследования теоретических аспектов темы, системный подход ко всем изучаемым процессам и явлениям, применение экономико-математических, статистических, социологических и маркетинговых методов при изучении прикладных аспектов темы.

Информационной базой исследования послужили данные коммерческого банка «ОТП».

Глава 1. Теоретические аспекты бизнес-планирования в коммерческом банке

1.1.Назначение бизнес-плана коммерческого банка

Бизнес-план – это документ, в котором изложено краткое, точное и ясное описание его целей, задач, проведено изучение рынка и возможностей предприятия, сформированы и обоснованы направления развития, проанализированы поставщики и покупатели, оценено качество выпускаемой продукции, оценены риски и предложены меры по их снижению, произведены расчеты денежных потоков, рассчитаны прогнозные отчетные финансовые документы, рассчитаны финансовые коэффициенты, определены и рассчитаны показатели эффективности бизнеса[1].


Содержание бизнес-плана банка зависит от цели его составления: он может предназначаться для инвесторов, кредиторов, потенциальных партнеров, и, конечно, собственно для внутреннего использования руководством банка, для эффективного управления. Главное его назначение (как внутреннего документа) – обоснование реализации выбранного направления развития, выбранной стратегической альтернативы, выбранной стратегии. Обоснование в бизнес-плане, как качественное (например, SWOT-анализ является неотъемлемой частью бизнес-плана), так и количественное – путем проведения расчетов потоков доходов и затрат предприятия и расчета эффективности рассматриваемого плана действий[2].

Вся деятельность банка представляется в виде двух составляющих: текущая и перспективная[3]. Это сделано потому, что формы, методы, подходы к этим двум видам деятельности банка существенно различаются, что изложено в таблице 1. Бизнес-план банка связан с перспективной деятельностью банка. Он должен охватывать все направления работ и все подразделения банка. При этом для отдельных проектов банка (открытие филиала, приобретение здания, сложных технических систем, банкоматов) разрабатываются отдельные бизнес-планы (часто в сокращенном виде), в которых рассчитывается экономическая эффективность планируемых проектов банка.

Таблица 1

Текущая и перспективная деятельности коммерческого банка[4]

Текущая деятельность банка

Перспективная деятельность банка

Планирование и бюджетирование

Разработка бизнес-плана

Совершенствование качества

Реинжиниринг бизнес-процессов

Выполнение планов

Выполнение проектов

Сотрудники подразделений

Специальные группы и команды

Не носит организационных изменений

Связана с организационными изменениями

Необходимо понимать, что банк может производить затраты, направленные не только на получение экономического эффекта, но и на снижение рисков, которые, впрочем, также могут в случае реализации привести к дополнительным затратам банка или даже убытка[5]. Для внешних проектов, в которых банк планирует участвовать, бизнес-план (наряду с проектной документацией и инвестиционным предложением) служит основанием для разработки схемы организации финансирования проекта, обоснования степени и формы участия в нем банка, что отражено на рис. 1.


Проектная документация

Бизнес-план

Инвест-предложение

Реализация проекта

Организация финансирования

Рисунок 1 - Организация финансирования проекта[6]

Фактически в представляемом бизнес-плане формулируется, фиксируется и обосновывается стратегия банка на ближайшие два года. Нормативные положения данного Указания должны быть взяты за основу при разработке бизнес-планов банков и для внутреннего пользования.

Отличие бизнес-плана банка от стратегических альтернатив состоит в том, что в бизнес-плане производится количественная оценка стратегических альтернатив, проверка возможности и эффективности их реализации, расчет ожидаемого финансового эффекта и формулируются предложения по выбору той или иной стратегической альтернативы. Принятая владельцами и топ-менеджерами банка стратегическая альтернатива утверждается как стратегия банка, и далее организуется работа по ее воплощению в жизнь[7].

1.2. Структура бизнес-плана банка

Типовая структура бизнес-плана банка включает:

  1. Общая информация о кредитной организации: наименование кредитной организации; информация о создании кредитной организации; местонахождение кредитной организации; уставный капитал кредитной организации; сведения об аудиторской организации (аудиторе); лица, с которыми осуществляется взаимодействие в процессе рассмотрения бизнес-плана.
  2. Перспективы развития бизнеса кредитной организации: цели, задачи и рыночная политика кредитной организации; влияние экономических и правовых условий в стране и регионах присутствия на деятельность кредитной организации; основные параметры активных и пассивных операций, ожидаемые финансовые результаты; управление рисками кредитной организации; оценка соблюдения обязательных нормативов и обязательных резервных требований; состояние, возможности и ограничения развития клиентской базы; возможности и ограничения развития сети филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений и обменных пунктов; участие в банковских группах и банковских холдингах.
  3. Система управления кредитной организации: схема и развитие системы управления кредитной организации; система внутреннего контроля; внутренние документы, регламентирующие осуществление банковских операций.
  4. Учредители (участники) кредитной организации и группы лиц: сведения об учредителях (участниках) кредитной организации; характер связей между учредителями (участниками); информация о финансовом положении и хозяйственной деятельности учредителей (участников).
  5. Особенности деятельности кредитной организации: материально-техническое обеспечение; кадровая политика[8].
  6. Иные существенные показатели, которые необходимы для раскрытия основных целей бизнес-плана[9].

Бизнес-план должен также включать в качестве приложений: расчетный баланс с расшифровкой отдельных его статей; план доходов, расходов и прибыли с расшифровкой отдельных его статей; прогноз выполнения отдельных обязательных нормативов; допущения, принятые в бизнес-плане.

Информация, содержащаяся в бизнес-плане, должна обязательно раскрыть содержание перечисленных ниже аспектов, касающихся деятельности кредитной организации. Раскрытие указанных аспектов должно включать результаты SWOT-анализа, позволяющего выявить и структурировать сильные и слабые стороны кредитной организации, а также потенциальные возможности и угрозы[10].

1. Цели, задачи и рыночная политика кредитной организации. При определении целей и задач кредитная организация должна отразить долгосрочное видение своей роли и места на рынке банковских услуг, специфические особенности ее позиционирования в рыночной среде, а также наиболее существенные принципы коммерческой деятельности[11].

Принципы коммерческой деятельности:

  • в отношении коммерческой деятельности (целевая ориентация по сегментам рынка банковских и финансовых услуг, определение рыночной специализации кредитной организации, региональный аспект коммерческой деятельности кредитной организации);
  • в отношении клиента (целевая ориентация в отношении клиентской базы, краткое и ясное описание того, какие потребности каких клиентов и каким образом собирается обеспечить кредитная организация);
  • в отношении руководителей и сотрудников (целевая ориентация в отношении деловой культуры кредитной организации);
  • в отношении учредителей (участников) (описание того, какие интересы учредителей (участников), вытекающие из целей и задач, поставленных ими перед кредитной организацией, и каким образом собирается удовлетворять кредитная организация);
  • в отношении банковских технологий (целевая ориентация в отношении использования и совершенствования банковских технологий).

Рыночная политика организации должна содержать описание спектра ее банковских операций и сделок (планируемое изменение спектра по сравнению с фактическим состоянием – для действующих кредитных организаций, создаваемых в результате преобразования; планируемый спектр – для кредитных организаций, создаваемых в результате иных форм реорганизации, а также вновь создаваемых кредитных организаций) [12].


2. Влияние экономических и правовых условий в стране и регионах на деятельность кредитной организации[13]. Кредитная организация должна изложить свою оценку влияния динамики развития экономических показателей и показателей, характеризующих финансовые рынки, на основные направления коммерческой деятельности с учетом, в том числе, продуктовой ориентации и перспектив развития деловой активности в региональном разрезе, в том числе:

  • результаты маркетинговых исследований (виды услуг, имеющих платежеспособный спрос, основные клиенты и их предпочтения, потенциальные конкуренты, преимущества данной кредитной организации, мероприятия по завоеванию ниши на рынке банковских услуг (проводимые мероприятия, возможности и ограничения по расширению ниши и спектра банковских операций – для действующих кредитных организаций; возможности и ограничения в завоевании ниши – для вновь создаваемых кредитных организаций);
  • фактическое распределение объемов бизнеса кредитной организации по регионам (возможности и ограничения развития действующих филиалов, представительств, внутренних структурных подразделений и обменных пунктов) [14].

3. Описание основных параметров активных и пассивных операций, ожидаемых финансовых результатов должно включать:

  • анализ активных операций (производится с точки зрения видов операций, ликвидации, доходности, степени риска, сроков размещения);
  • анализ пассивных операций (осуществляется по видам операций, срокам привлечения, стоимости привлеченных ресурсов, контрагентам);
  • анализ состояния и динамики собственных средств (капитала), обоснование показателей раздела «Собственные средства» пассива расчетного баланса;
  • анализ объема и структуры доходов, расходов и прибыли, обоснование показателей.

4. Управление рисками кредитной организации (кредитный риск, риск ликвидности, валютный риск, рыночные риски, оперативные и иные риски). Кредитная организация должна раскрыть внутрибанковские принципы управления рисками, меры по предупреждению финансовых трудностей.

5. Оценка соблюдения обязательных нормативов и обязательных резервных требований: расчет пруденциальных норм деятельности, имеющих количественную оценку, обоснование и оценка соответствия планируемых показателей установленных критериям; расчет отчислений в обязательные резервы (по состоянию на начало каждого года деятельности) на основе показателей «Расшифровка отдельных статей расчетного баланса», «Структура активов и пассивов кредитной организации» [15].