Файл: Инвестиционная привлекательность предприятия ПАО «Рязаньгоргаз».pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной привлекательности предприятии
1.1. Понятие инвестиционной привлекательности предприятия и факторы, на нее влияющие
1.2. Этапы формирования инвестиционной привлекательности предприятия
Глава 2. Анализ инвестиционной привлекательности ПАО «Рязаньгоргаз»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ финансового состояния предприятия
2.3. Проблемы в формировании инвестиционного климата ПАО «Рязаньгоргаз»
Глава 3. Пути повышения инвестиционной привлекательности ПАО «Рязаньгоргаз»
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что практически все виды хозяйственной деятельности предприятий связаны с необходимостью осуществления инвестиций. В целях привлечения инвестиций, необходимых для развития, предприятия должны формировать методы улучшения инвестиционного климата и повышения своей инвестиционной привлекательности.
При формировании методов повышения инвестиционной привлекательности предприятие сталкивается с такими проблемами, как несоответствие его инвестиционной политики этапу развития; отсутствие информации о требованиях инвестора, неготовность к обеспечению прозрачности и открытости
своего менеджмента, а также отсутствие методологии формирования инвестиционной привлекательности и ее оценки.
Цель курсовой работы – провести анализ инвестиционной привлекательности ПАО «Рязаньгоргаз» и определить пути ее повышения.
В соответствии с целью, необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты формирования инвестиционной привлекательности предприятия;
- проанализировать инвестиционную привлекательность ПАО «Рязаньгоргаз»;
- разработать рекомендации, способствующие повышению инвестиционной привлекательности ПАО «Рязаньгоргаз».
Предметом исследования является инвестиционная привлекательность предприятия.
Объектом исследования является ПАО «Рязаньгоргаз».
Эмпирическая база исследования отражает характеристику основных источников получения информации (законы; нормативные акты; научные монографии; статьи; материалы официальных исследований, конференций; Интернет, данные бухгалтерской и внутренней отчетности предприятия).
Для решения поставленных задач в работе применяются методы экономического и финансового анализа, сравнение, выделение узких мест и ведущих звеньев, факторный анализ, системный комплексный анализ.
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной привлекательности предприятии
1.1. Понятие инвестиционной привлекательности предприятия и факторы, на нее влияющие
Инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала с целью создания нового или модернизации уже действующего предприятия, представляют собой один из наиболее важных факторов развития экономики. В настоящее время в условиях высокой инфляции и жесткой налоговой системы организации и частные лица не склонны направлять свои денежные средства на цели долгосрочного инвестирования, а также в сферу материального производства с длительным сроком окупаемости. Денежные средства в основном находятся в сфере обращения (в том числе спекулятивного) или используются в текущем потреблении. Для того, чтобы иметь возможность аккумулировать инвестиции любая организация должна обладать высоким уровнем инвестиционной привлекательности, достаточным для того, чтобы вызвать желание у инвестора вложить в нее свои деньги[1].
Инвестиционный климат предприятия – это совокупность экономических, финансовых и прочих условий предприятия, оказывающих влияние на желание инвесторов вкладывать деньги в его проекты и развитие. Инвестиционный климат определяет инвестиционную привлекательность предприятия[2].
Инвестиционная привлекательность организации зависит от ее платежеспособности, финансового состояния, стабильности генерирования денежного потока, способности к саморазвитию, качества и конкурентоспособности выпускаемой ею продукции[3].
В некоторых случаях инвестиционно привлекательными могут быть организации с невысокой степенью финансовой устойчивости, но при этом обладающие какими-то дополнительными преимуществами, например, применяющие инновационные технологии, принадлежащие к перспективным отраслям, находящиеся в регионах с благоприятным инвестиционным климатом или обладающих возможной операционной синергией, возникающей в результате проведения сделок по слиянию и поглощению[4].
В некоторых случаях вложение инвестирование средств в финансово устойчивый хозяйствующий субъект с привлекательными финансовыми (отчетными) характеристиками может принести меньшую доходность (рентабельность), чем инвестирование средств в менее устойчивую организацию, функционирующую на перспективном и динамично развивающемся рынке. Подобные инвестиции способны существенно повысить ее производительность и рентабельность[5].
В целом, инвестиционная привлекательность, как потенциальная возможность привлечения капитала при определенном уровне риска характеризуется целым рядом факторов, которые можно условно разделить на внешние и внутренние. Однако их нельзя отождествлять.
Внутренние факторы зависят от деятельности организации. К ним относятся: система управления организацией; финансовое состояние организации, номенклатура выпускаемой продукции; использование организацией инноваций.
Внешние факторы не зависят от организации (это экономические особенности отрасли, инвестиционный потенциал региона, в котором функционирует коммерческая организация, законодательство в области инвестиций).
Однако, именно внутренние факторы способны оказывать влияние на поведение инвестора в современных экономических условиях[6].
Одним из наиболее важных факторов инвестиционной привлекательности, оказывающим влияние на фирму является финансовое состояние организации.
Крейнина М.Н. говорит о том, что инвестиционная привлекательность «зависит от всех показателей, характеризующих финансовое состояние»[7]. Финансовое состояние определяет конкурентоспособность хозяйствующего субъекта и его потенциал в деловом сотрудничестве.
В настоящее время существуют различные методики оценки инвестиционной привлекательности, которые условно можно подразделить на два направления:
1. оценка инвестиционной привлекательности по финансовому положению предприятия на базе его финансовой отчетности;
2. оценка инвестиционной привлекательности на основе показателей доходности капитала предприятия, курса его акций и уровня дивидендов.
Помимо финансового состояния на инвестиционную привлекательность фирмы также оказывает влияние система управления и контроля хозяйствующего субъекта. Система эффективного управления на фирме способна обеспечивать наиболее справедливое распределение полученных средств и контроль за их использованием, способствует снижению рисков ведения бизнеса и повышения гарантий возвратности вкладываемых средств и своевременной уплаты процентов, дивидендов по ним. Система финансового контроля способна на ранних стадиях развития выявить финансовые проблемы фирмы, устранить их, а также обеспечить последующий контроль за деятельностью фирмы[8].
Немаловажным инструментом повышения инвестиционной привлекательности является создание системы внутреннего контроля на фирме. От эффективности работы системы внутреннего контроля зависит не только финансовая устойчивость, но и перспективы дальнейшего расширения бизнеса и как следствие повышение заинтересованности в приобретении ценных бумаг акционерного общества[9].
Безусловный интерес для любого инвестора представляет получение дохода в виде дивидендов. В большинстве акционерных обществ разрабатывается положение о дивидендной политике, в соответствии с которым заранее определенная доля доходов направляется на выплаты инвесторам. Высокий размер дивидендов и их последующий рост позволяет судить о перспективах развития акционерного общества.
Существенное значение для инвестора представляет анализ номенклатуры выпускаемой продукции с точки зрения соотношения постоянных и переменных затрат в структуре ее себестоимости[10]. Фирмы, имеющие высокую долю постоянных затрат в общей сумме затрат на производство, очень зависимы от любых изменений объема выпуска продукции в натуральном выражении[11]. Даже при падении количество проданных товаров, и выручки от реализации, постоянные затраты (обычно это расходы на содержание зданий, долгосрочную аренду помещений, оплату административно-управленческого персонала) остаются на прежнем уровне, что оказывает негативное влияние на финансовый результат фирмы. Переменные затраты изменяются пропорционально объему производства (например, расходы на сырье, материалы, электроэнергию), поэтому бизнес-риск в организациях с высоким удельным весом постоянных затрат выше, чем там, где преобладающее значение в формировании себестоимости имеют переменные затраты, следовательно, будет и ниже уровень прибыли[12].
Фактор диверсифицированности производства оказывает влияние на инвестиционную привлекательность фирмы[13]. Чем больше видов диверсифицированной продукции производит организация, тем более она инвестиционно привлекательна, так как в случае нерентабельности или низкой рентабельности одного вида продукции (например, в связи с падением спроса на нее или с резким увеличением издержек) хозяйствующий субъект может получать стабильную прибыль за счет продажи других видов производимой продукции.
Иными словами, внутренние факторы инвестиционной привлекательности организаций играют существенную роль для инвестора в ходе анализа и оценки возможности инвестирования в хозяйствующий субъект. Внутренние факторы инвестиционной привлекательности характеризуют способность предприятия приносить прибыль инвестору, формируют так называемый инвестиционный потенциал предприятия[14].
1.2. Этапы формирования инвестиционной привлекательности предприятия
В целях привлечения инвестиций, необходимых для развития,
предприятия должны формировать методы повышения своей инвестиционной привлекательности и формирования благоприятного инвестиционного климата.
При формировании методов повышения инвестиционной привлекательности предприятие сталкивается с такими проблемами, как несоответствие его инвестиционной политики этапу развития; отсутствие информации о требованиях инвестора, неготовность к обеспечению прозрачности и открытости
своего менеджмента, а также отсутствие методологии формирования инвестиционной привлекательности и ее оценки[15].
Поэтому этапы формирования методов повышения инвестиционной
привлекательности предприятия связи надо рассматривать в следующей последовательности[16].
Первый этап формирования инвестиционной политики предприятия характеризуется определением стадии его жизненного цикла с целью выявления наиболее актуальных проблем, возникающих при его развитии, а также возможностью принятия соответствующих управленческих решений. Наиболее предпочтительным периодом жизненного цикла предприятия является стадия «зрелость». Предприятие может находиться на этой стадии, не переходя в «старение», бесконечно долго благодаря разработке и внедрению инноваций. В связи с этим следует отметить особую роль инвестиций в выравнивании жизненного цикла предприятия.
На втором этапе необходимо выполнить анализ рынка конкурентов, как общий, так и детальный. Общий анализ включает в себя определение потенциальных конкурентов и оценку уровня конкуренции на предполагаемом к внедрению рынке[17]. Детальный анализ включает в себя оценку конкурентоспособности главных конкурентов, их сильных и слабых сторон и разработку основных направлений внедрения организуемого предприятия или разрабатываемого продукта на планируемый рынок[18]. В связи с этим необходимо определить конкурентное положение, которое предприятие может занимать в отрасли (доминирующее, сильное, благоприятное, неустойчивое, слабое (нежизнеспособное)) (табл. 1).