Файл: Инвестиционная привлекательность предприятия ПАО «Рязаньгоргаз».pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной привлекательности предприятии
1.1. Понятие инвестиционной привлекательности предприятия и факторы, на нее влияющие
1.2. Этапы формирования инвестиционной привлекательности предприятия
Глава 2. Анализ инвестиционной привлекательности ПАО «Рязаньгоргаз»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ финансового состояния предприятия
2.3. Проблемы в формировании инвестиционного климата ПАО «Рязаньгоргаз»
Глава 3. Пути повышения инвестиционной привлекательности ПАО «Рязаньгоргаз»
Таблица 1
Матрица рекомендаций для выбора инвестиционной политики предприятия[19]
Положение |
Стадия жизненного цикла |
|||
на рынке |
Рождение |
Рост |
Зрелость |
старение |
Доминирующее |
Б |
П |
Р |
Р |
Стабильное |
С |
Т |
Р |
Р |
Благоприятное |
И |
И |
И |
Р или О |
Неустойчивое |
И |
И |
Р или О |
Р или О |
Слабое |
О |
И или О |
И или О |
О или Д |
Примечание: Б — следует инвестировать немного быстрее, чем это требует рынок; П — следует продолжать инвестировать, чтобы поддержать
сложившиеся темпы роста; Р — реинвестировать по мере необходимости; С — инвестировать со скоростью, диктуемой рынком; Т — инвестировать с
целью увеличения темпов роста; И — избирательно инвестировать; О — отказаться от инвестиций; Д — инвестировать в случаях масштабной диверсификации продукции и перепрофилирования предприятия.
Таким образом, определение стадии жизненного цикла предприятия связи и его конкурентного положения в отрасли позволяет выбрать общее
направление инвестиционной политики[20].
Третий этап разработки инвестиционной политики заключается в выборе предприятием приоритетных направлений инвестирования, то есть в стратегическом плане развития предприятию необходимо определить основные
инвестиционные цели и задачи и утвердить действия для достижения этих стратегических целей. Инвестиционные цели на каждом этапе развития предприятия различаются. Часто существует необходимость оптимизации продолжительности отдельных стадий жизненного цикла товара: уменьшить или увеличить длительность этапа, изменить динамику параметров, описывающих данный этап[21]. Так, например, для предприятия, находящегося на стадии жизненного цикла «старение», данная стадия может стать как последней в его деятельности, так и первой в случае своевременного усовершенствования процессов и технологий производства, то есть разработки и внедрения инновации. Следовательно, можно оптимизировать мак отдельный этап жизненного цикла предприятия, так и вид самого жизненного цикла. Таким образом, жизненным циклом предприятия можно управлять с помощью своевременной постановки актуальных стратегических целей[22].
На четвертом этапе в соответствии со стратегической целью разрабатывается перечень мероприятий, направленных на ее достижение (табл. 2).
Кроме того, на каждой стадии жизненного цикла могут потребоваться ресурсы для соблюдения различных требований законодательства. В итоге получаем базу необходимых к принятию управленческих решений для разработки инвестиционной политики[23].
Следующим этапом является расчет требуемых для проведения инвестиционной политики предприятия ресурсов. При обосновании проведения инвестиционной политики предприятия важно учитывать вид, объем и качество оказываемых услуг: состав и последовательность намеченных к реализации инвестиционных проектов: уровень отраслевой специализации предприятия, преимущества его технологии производства и оборудования; техническую и экономическую безопасность предприятия: единовременные затраты при реализации инвестиционных проектов, расходы на строительно-монтажные работы, НИОКР и приобретение нематериальных активов; текущие эксплуатационные расходы и операционные затраты предприятия; возможность реализации демонтированного неамортизированного оборудования: необходимость осуществления амортизационных отчислений, уплаты налогов и других обязательных платежей; размер тарифов предприятия и величину выручки от реализации продукции[24].
Таблица 2
Направления инвестирования на стадиях жизненного цикла предприятия[25]
Стадия |
Основная |
Направления инвестирования |
1 |
2 |
3 |
Зарождение |
Поиск источников финансирования для создания предприятия |
Проведение исследований, необходимых проектных работ. Разработка бизнес-плана. |
Рождение |
Непосредственное создание предприятия |
Закупка оборудования. Приобретение лицензий и др. |
Рост |
Увеличение объемов продаж и получение прибыли |
Расширение объема производства для уже сформировавшегося рынка. Проведение рекламных мероприятий и др. |
Зрелость |
Увеличение массы прибыли |
Модернизация, реконструкция, техническое перевооружение, развитие материально-технической базы. Маркетинговые исследования рынка |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
Старение |
Сохранение достигнутых результатов, разработка и внедрение инноваций |
Внедрение инновационных подходов. Обновление кадрового состава. Обновление оборудования. Обеспечение стабильности производства |
Возрождение (иначе — ликвидация) |
Обеспечение оживления по всем функциям |
Интеграция. Обновление форм и направлений деятельности. |
На шестом этапе определяется источник финансирования. Предприятие на каждой стадии своего развития обладает инвестиционной привлекательностью для определенного круга инвесторов, и для каждой стадии характерен тот или иной источник финансирования. На стадии «зарождение» инвесторами будут являться преимущественно учредители либо государство, если оно заинтересовано в достижении определенных целей при создании нового предприятия, хотя возможно кредитование и со стороны[26]. Стадия «рост» является самой привлекательной для вложения инвестиций, так как именно на этой стадии показатели деятельности предприятия имеют наибольшее значение (максимальные темпы роста прибыли; сформировавшийся рынок потребителей; высокий уровень кредитного рейтинга). Не менее привлекательна и стадия «зрелость». На стадиях «старение» и «ликвидация» в инвестициях заинтересованы либо сами владельцы, либо государство[27].
На седьмом этапе, исходя из стадии развития предприятия, определяется тип инвестора; изучаются цели инвестора, что дает руководству предприятия представление о том, какой блок управленческих решений необходимо принимать в целях эффективного повышения уровня инвестиционной привлекательности; проводится оценка инвестиционной привлекательности предприятия[28].
На восьмом этапе в зависимости от того, кто оценивает, определяется схема оценки инвестиционной привлекательности. Оценка субъективна, если она проводится в соответствии с выбранной целью инвестора, то есть по приоритетному блоку из инновационной, территориальной, экологической, социальной, финансовой, кадровой привлекательности или привлекательности продукции и услуги[29]. Оценка объективна, если оценивается весь блок в целом. После этого необходимо обеспечить сбор исходных данных[30].
На базе пройденных этапов и полученной информации на девятом этапе разрабатываются соответствующие управленческие решения, направленные на повышение уровня инвестиционной привлекательности предприятия.
Десятый этап — разработка инвестиционного меморандума, который является связующим информационным звеном между объектом и субъектом инвестиционной деятельности. Инвестиционный меморандум не должен быть настолько стандартизованным, как бизнес-план, так как он предназначен для привлечения инвесторов, а не является руководством к действию для менеджеров.
На следующем этапе происходит непосредственно само финансирование инвестиционного проекта для достижения поставленных целей.
Завершающим этапом является оценка эффективности реализации инвестиционных проектов. В условиях совершенной конкуренции критерием эффективности инвестиционного проекта является уровень массы прибыли, полученной на вложенный капитал[31]. При этом под прибыльностью, рентабельностью или доходностью следует понимать не просто прирост капитала, а такой темп его увеличения, который, во-первых, полностью компенсирует общее (инфляционное) изменение покупательной способности денег в течение рассматриваемого периода, во-вторых, обеспечит минимальный гарантируемый уровень доходности и, в-третьих, покроет риск инвестора, связанный с осуществлением проекта.
Следовательно, проект будет привлекательным для потенциальных инвесторов, если его реальная норма доходности будет превышать таковую для иного варианта вложения капитала. Таким образом, проблема оценки эффективности инвестиционного проекта заключается в определении уровня его доходности (нормы прибыли) [32].
Проведенное в первой главе исследование позволяет сделать следующие выводы.
Инвестиционный климат предприятия – это совокупность экономических, финансовых и прочих условий предприятия, оказывающих влияние на желание инвесторов вкладывать деньги в его проекты и развитие. Инвестиционный климат определяет инвестиционную привлекательность предприятия, которая зависит от его платежеспособности, финансового состояния, стабильности генерирования денежного потока, способности к саморазвитию, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Одним из наиболее важных факторов инвестиционной привлекательности, оказывающим влияние на фирму является финансовое состояние организации. Помимо финансового состояния на инвестиционную привлекательность фирмы оказывает влияние система управления и контроля хозяйствующего субъекта. Безусловный интерес для любого инвестора представляет получение дохода в виде дивидендов. Существенное значение для инвестора представляет анализ номенклатуры выпускаемой продукции с точки зрения соотношения постоянных и переменных затрат в структуре ее себестоимости.
В целях привлечения инвестиций, необходимых для развития,
предприятия должны формировать методы повышения своей инвестиционной привлекательности и формирования благоприятного инвестиционного климата.
Глава 2. Анализ инвестиционной привлекательности ПАО «Рязаньгоргаз»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Рязаньгоргаз» учреждено в соответствии с Указами Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.92 г. №721 и «О преобразовании в акционерные общества и приватизации предприятий, объединений и организаций газового хозяйства Российской Федерации» от 08.12.92 г. №1559, зарегистрировано Администрацией города Рязани распоряжением от «27» декабря 1993 г. № 1538/Р.
Устав Общества утвержден в новой редакции решением Общего собрания акционеров от «24» июня 2015 г. протокол № 1 с целью приведения в соответствие с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. №208-ФЗ.
Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании законодательства Российской Федерации и Устава.
Общество является правопреемником всех имущественных прав и обязательств преобразованного Арендного предприятия «Рязаньгоргаз».
Юридический адрес предприятия: Российская Федерация, г. Рязань, ул. Семашко, 18.
Основной целью ПАО «Рязаньгоргаз» является надежное и безаварийное газоснабжение потребителей и получение прибыли, обеспечивающей устойчивое и эффективное экономическое благосостояние Общества, создание здоровых и безопасных условий труда и социальную защиту работников Общества.
Для реализации своих целей Общество осуществляет следующие основные виды деятельности: