Файл: Венчурное предпринимательство в РФ: проблемы и подходы к их решению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сингапур прошел иной путь. Инвестиции им делались в 1980-х годах в Силиконовую долину, прибыль там же реинвестировалась. И венчурные бизнесмены пришли непосредственно в Сингапур к своим партнерам.

Появление национальных венчурных бизнесменов в развивающейся стране в сравнительно короткие сроки маловероятно. Их выращивают с помощью «учителей» из развитых стран.

На современном этапе научно-технической революции роль малого бизнеса в научных исследованиях и разработках существенно возросла. Это связано с тем, что НТР дала мелким и средним внедренческим и высокотехнологичным фирмам современную технику, соответствующую их размерам - микропроцессоры, микроЭВМ, микрокомпьютеры, позволяющую вести производство и разработки на высоком техническим уровне и требующую сравнительно доступных затрат [26,58].

Результатом деятельности венчуров стали такие изделия, как целлофан, шариковая авторучка, вертолет, турбореактивный двигатель, застежка «молния», кинескоп, инсулин, цветная фотосъемка и фотопечать, ксерография, микропроцессор и многое другое.

Эксперты полагают, что следующими волнами развития венчурного бизнеса будут: технологии безопасности в широком смысле (личной, информационной, корпоративной, государственной и т. д.); нано технологии; биотехнологии.

В США инновационное проектирование финансируется примерно поровну государством и бизнесом и связано в основном с военно-промышленным комплексом. По своим объемам американский рынок «рискового» капитала значительно превосходит западноевропейский и японский.
В Японии – это преимущественно гражданские разработки, и соотношение долей в их финансировании другое: 20% – государство, 80% – крупнейшие национальные корпорации, которые имеют собственные научно-исследовательские подразделения.
В отличие от других, в ЕС более одной трети научных исследований проводится за счет государства. Государственные инвестиции в основном идут на научные и технологические секторы: информационно-коммуникационный сектор, биотехнологии, нанотехнологии. Германия, Норвегия, Дания создали специальные фонды финансирования приоритетных отраслей [20].

Для международной венчурной отрасли 2014 год стал исключительным- финансирование достигло уровня, который в последний раз отмечался в 2000 году. Рекордно высоким оказался средний объем сделок на всех раундах, было зафиксировано наибольшее с 2000 года количество мегасделок по привлечению инвестиций объемом более 50 млн долл. Тренд значительного роста проявился на трех крупнейших венчурных рынках - в США, европейских странах и в Китае.


2.2. Становление венчурного бизнеса в России

В середине 80-х гг., когда в начале "перестройки" впервые всерьез заговорили о необходимости освоения зарубежного опыта, необходимые для этого экономические и политические условия в стране еще полностью отсутствовали. Привлечение акционерного капитала в мелкие и средние частные компании как явление и процесс не было известно в после перестроечной России вплоть до конца 80-х гг [16,17] .

Большие надежды поначалу возлагались на иностранные инвестиции, но образ богатого простака - иностранца потускнел в сознании россиян где - то в начале 90 - х годов. С точки зрения венчурного бизнеса сегодняшнюю Россию можно срав­нить (конечно, весьма условно) с Европой на рубеже 70—80-х годов. Начавшаяся в России в 1992 г. радикальная экономическая реформа открыла дорогу развитию предпринимательской инициативы, но в это время в стране еще не существовало цивилизованного фондового рынка. К тому же доходившая временами до 20% в месяц инфляция делала любое размещение финансовых средств на срок больше нескольких недель экономически бессмысленным [33,80].

Рассмотрим этапы становления венчурного бизнеса в России [34,24].

Точкой отчета венчурной индустрии в России следует считать 1993 год, когда на Токийском саммите между правительствами стран «Большой семерки» и Европейским Союзом было принято Соглашение о поддержке только что приватизированных предприятий по Государственной программе массовой приватизации, в рамках которой около 15000 малых и средних предприятий перешли в руки собственников [11].

Первое десятилетие становления венчурной индустрии в России можно условно разделить на 3 этапа [8].

Первый этап (90-е гг.) - это период активного обучения. Российские предприниматели знакомились с тем, что представляет собой венчурный капитал, а менеджеры западных управляющих компаний учились работать в непривычных для них условиях. В этот период были сделанные первые инвестиции, приобретен необходимый опыт и сделанные первые ошибки. В 1993 г. в качестве помощи России со стороны ЕС и мирового сообщества Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) организовал 11 региональных венчурных фондов [2,120]. Их работа регламентировалась множеством обязательных условий, ограничивающих развитие венчурного финансирования:

–  инвестировать исключительно путем выпуска новых акций;


–  доля ЕБРР должна быть в пределах 25,1 - 49,9%;

–  не допускаются инвестиции в предприятия ликеро-водочной, табачной промышленности и отрасли, связанные с производством вооружений;

–  не допускаются инвестиции в финансовые операции, банковскую и страховую деятельность.

Учреждение в марте 1997 года Российской ассоциации венчурного инвестирования стало важным шагом по пути профессионального становления венчурной индустрию

Второй этап включал период с 1998 года по 2001 год. Ключевым моментом этого этапа стал финансовый кризис 1998 года. Из действующих в России 40 венчурных фондов и фондов прямых инвестиций более половины прекратили свою деятельность, а некоторые так и не отважились ее начать [12,29].

На этом этапе инвесторы и менеджеры управляющих компаний были вынужденные просмотреть свои подходы к ведению бизнеса. Региональные венчурные фонды ЕБРР с помощью слияния были укрупнены, а неэффективные управляющие команды были заменены более дееспособными. Практически из 11-ти региональных венчурных фондов ЕБРР к 2001 году остались 3 самые сильные группы, управляемые немецкой «Quadriga Capital» (Санкт-Петербург, Центральная часть России), голландской «Eagle» (Урал, Казахстан) и скандинавской «Norum» (Западный и Северо-Западный регионы).

Кроме укрупнения и расширения сфер своей деятельности региональные фонды ЕБРР стали практиковать больше масштабные инвестиции в наиболее перспективные, по их оценкам, проекты (чего не наблюдалось на первом этапе). Новым для второго этапа стала и волна инвестиционного ажиотажа вокруг Интернета. Эта сфера идеально подходит под традиционную схему венчурного финансирования - вложения в перспективную идею или технологию, которая достаточно быстро обещает перерости в масштабный бизнес.

Первой реальной попыткой привлечь средства российских инвесторов в инновационную сферу экономики стало учреждение в 2000 году Венчурного инновационного фонда (ВИФ) в соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 362. Он стал первым российским «фондом фондов», призванным участвовать в создании венчурных инвестиционных институтов с российским и зарубежным капиталом.

С 2000 г. ежегодно проводятся российские венчурные ярмарки - так называемые «коммуникативные площадки».

Третий этап начался в 2001 году. Он характеризуется некоторым оживлением венчурного инвестирования и изменением в лучшую сторону ситуации с иностранными инвестициями в целом. В средине 2002 года, например, доверие инвесторов к перспективам инвестирования в Россию возросла на 19%.


В 2002 г. была разработана Концепция развития венчурной индустрии России; впервые был организован конкурс инвесторов, ведуших переговоры об инвестициях в инновационные компании.

По данной российской группы «Эксперт» [22], всего за эти годы в российские технологические компании было вложено 150 млн венчурных долларов. Причем большую часть этих средств получили только несколько компаний – «Cybiko», «Росбизнесконсалтинг» (РБК), «Рамблер», «IBS» и «Ru-Net». Было сделано всего 5 венчурных инвестиций в технологические компании, но “стартовых” инвестиций среди них практично не было.

К 2003 г. Россия вошла в первую десятку (8-е место) самых привлекательных для иностранных инвестиций стран.
В конце 2004 г. несколько ведущих мировых венчурных фондов (Menlo Ventures, Insight Venture Partners и др.) начали осуществлять финансирование российских компаний. Инвестировано более 40 млн долл. США.

В ноябре 2005 г. Правительство РФ утвердило положение об Инвестиционном фонде РФ, из которого должны поддерживаться проекты стоимостью свыше 5 млрд руб. – в том числе и проекты инновационного характера.

В 2006 г. была создана Российская венчурная компания (РВК) в форме ОАО со 100 процентным государственным участием, которая совместно с частным капиталом занялась финансированием компаний сферы информационных технологий, телекоммуникаций, нано- и биотехнологий. Цель ее деятельности – способствовать формированию инновационной системы и модернизации экономики путем инвестирования в создание венчурных фондов. Финансовое участие РВК в венчурных фондах ограничивалось 49% от ее средств. Руководство венчурными фондами осуществляли частные инвесторы, а РВК сохраняло необходимый контроль за целевым назначением такого фонда.
В 2014 г. На российском венчурном рынке создана первая профильная Ассоциация управляющих директоров фондов венчурных и прямых инвестиций (АДИФ). Помогает повысить эффективность взаимодействия управляющих директоров с инвесторами и портфельными компаниями, а также другими участниками рынка [21].

Следует отметить, что на современном этапе помимо инновационных банков широкое распространение получают инновационные фонды, формируемые на различных уровнях. В настоящее время в стране действует ряд фондов, ассоциаций и других организаций, способствующих развитию венчурной деятельности в России. К ним относятся Фонд технологического развития, Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, а также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Перечисленные фонды способствуют развитию венчурного предпринимательства, предоставляя льготные кредиты, а также организовывая на конкурсной основе получение грантов для реализации венчурных инновационных проектов; ими также проводятся обучающие программы, направленные на развитие венчурной деятельности в России и появление высококвалифицированных инновационных венчурных предпринимателей. Эти фонды осуществляют экспертизу инновационных проектов и оказывают помощь в разработке бизнес-плана. Большую роль в становлении вен­чурной инновационной деятельности должны сыграть, но пока не играют, различные ассо­циации по поддержке малого бизнеса, а также создание региональных фондов поддержки венчурной инновационной деятельности [6,64].


Объем российского венчурного рынка по итогам 2014 года составил 447,5 млн долл., подсчитали в J son&Partners Consulting. По сравнению с 2013 годом объем нового финансирования сократился на 26%. Зато в пять раз увеличился объем выходов инвесторов из проектов, он достиг 189,3 млн долл. Количество сделок на рынке в прошлом году составило 319. Причем лидером по их числу стал Фонд Развития Интернет Инициатив (ФРИИ) - в прошлом году он профинансировал 104 проекта. Эксперты J son&Partners Consulting в целом отмечают рост влияния государственных инвесторов на рынке венчурного капитала [20].

Сформировавшийся после кризиса 1998 года образ России как пространства, неблагоприятного для ведения бизнеса и осуществления инвестиций, и в настоящее время является одной из основных причин,

сдерживающих приток как зарубежных, так и отечественных инвестиций в российский, особенно в наукоемкий бизнес [11].

По прошествии многих лет основными венчурными «игроками» в России, по-прежнему, остаются иностранные инвесторы, а процесс становления национальной венчурной индустрии развивается крайне медленно.

3. Современное состояние венчурного предпринимательства в России

3.1. Законодательство венчурного бизнеса

Специального закона, регулирующего инвестирование в инновационную деятельность, в настоящее время в России не существует так же, как и закона о самой инновационной деятельности. Регламентиро­вание в этой области основывается на общих актах, в частности на Законе РСФСР "Об инвести­ционной деятельности в РСФСР», на Федеральном законе «Об инве­стиционной деятельности в Российской Феде­рации, осуществляемой в форме капитальных вложений», на ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

В 1999 г. были попытки внести в Госдуму проект закона о венчурной деятельности. Однако венчурное сообщество резко негативно отреагировало на подобную инициативу и высказалось против принятия отдельного закона, регламентирующего венчурную деятельность. По мнению специалистов РАВИ, «проблемы в общем корпоративном (гражданском), налоговом и валютном законодательстве, которые препятствуют развитию венчурной индустрии в России, должны решаться государством в рамках соответствующих отраслей права и уже существующих законодательных актов». Во всех развитых странах рисковое инвестирование осуществляется на базе общих юридических норм и использует действующие организационно-правовые формы и схемы, регулируемые положениями о корпоративной и инвестиционной деятельности.