Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией (Понятие, задачи и функции кадровой службы).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ
1.1. Понятие, задачи и функции кадровой службы
1.2. Этапы и показатели для анализа персонала
1.3. Пути совершенствования работы кадровой службы
2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ООО «Нью Технолоджи»
2.1. Общая характеристика ООО «Нью Технолоджи»
2.2. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Нью Технолоджи»
2.3. Анализ структуры, динамики и движения персонала
2.4. Анализ деятельности кадровой службы ООО «Нью Технолоджи»
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ООО «НЬЮ ТЕХНОЛОДЖИ»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы «Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией» заключается в том, что от правильной организации деятельности кадровых служб зависит необходимость набора персонала, рациональность подбора и план кадровой стратегии, необходимое количество персонала, чтобы в дальнейшем кадровая служба смогла бы проводить политику, не допускающую сокращение или увольнение кадров.
Предмет исследования работы - кадровая служба.
Объект исследования – деятельность кадровой службы предприятия.
Цель исследования: изучить организацию деятельности кадровой службы предприятия и разработать соответствующие рекомендации ее совершенствованию.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность, задачи и функции понятия «кадровая служба»;
- рассмотреть пути совершенствования работы кадровой службы;
- провести анализ экономический деятельности и трудовых ресурсов ООО «Нью Технолоджи»;
- рассмотреть организацию кадровой работы в ООО «Нью Технолоджи»;
- изучить деятельность кадровой службы по обору персонала и стимулированию труда работников;
- выявить пути совершенствования работы кадровой службы ООО «Нью Технолоджи».
В процессе написания курсовой работы использовались такие методы экономической науки, как метод анализа и синтеза, метод сравнения и наблюдения.
При написании курсовой работы использовались труды таких ученых-экономистов, как Волгин Н.А., Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Колпаков В.М., Дмитренко Г.А. и др.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ
1.1. Понятие, задачи и функции кадровой службы
Кадровая служба (служба управления персоналом) – структурное подразделение, уполномоченное осуществлять управление персоналом и организационно-методическое руководство мероприятиями по управлению персоналом, реализуемыми на предприятии [18, c. 121].
В настоящее время кадровые службы могут выполнять следующие функции:
- планирование трудовых ресурсов — определение потребности в кадрах в зависимости от стратегии организации, поиск специалистов, создание резерва персонала;
- обеспечение кадрами — отбор кандидатов и отбор персонала из группы резерва;
- организация делопроизводства;
- проведение аттестации сотрудников организации;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
- анализ движения и текучести кадров;
- выявление социальной напряжённости в коллективе и снятие её;
- координация работы по соблюдению мер безопасности;
- управление дисциплиной [11, c. 91].
В последние годы предлагается в функции кадровой службы включить организацию оплаты труда, подразумевающую аттестацию рабочих мест, определение структуры оплаты труда и структуры льгот, системы показателей труда, анализ рынка труда [19, c. 88].
Основные задачи кадровой работы на предприятии можно распределить по направлениям:
1. Учетно-контрольное направление кадровой работы предполагает решение следующих основных задач:
- прием работников на предприятие;
- учет работников;
- увольнение работников.
2. Планово-регулятивное направление:
- подбор (поиск и отбор) работников для предприятия;
- расстановка работников предприятия.
3. Отчетно-аналитическое направление кадровой работы:
- изучение работников;
- аналитическая работа;
- подготовка отчетов.
4. Координационно-информационное направление:
- профессиональная подготовка (обучение и переподготовка);
- работа с письменными обращениями работников предприятия;
- архивная и справочная работа.
5. Организационно-методическое направление:
- документирование деятельности работников предприятия;
- кадровая работа в подразделениях предприятия;
- планирование кадровой работы;
- руководство кадровой работой [12, c. 129].
Все задачи отдела кадров определяются спецификой работы организации:
- размеры организации;
- стратегические цели организации;
- стадия развития организации;
- численность персонала;
- приоритетные задачи работы с персоналом [17, c. 48].
Таким образом, кадровая служба – структурное подразделение, уполномоченное осуществлять управление персоналом.
1.2. Этапы и показатели для анализа персонала
Под показателями эффективности управления персоналом понимаются результаты деятельности фирмы (подразделения, отдела), установленные в соответствии с организационными требованиями.
Четкая формулировка показателя эффективности для анализа, выделение основных его этапов и выбор коррелирующего критерия измерения приводят к наиболее объективной оценке эффективности деятельности по управлению персоналом [31, c. 320].
Под факторами эффективности деятельности персонала понимают условия достижения результатов труда, таких как:
- планирование работы,
- организация и регулирование процесса,
- учет и контроль хода работы [11, c. 290].
В качестве показателя расчета экономической эффективности управления персоналом в фирмах используют производительность труда (или эффективность труда) одного работника фирмы: данный показатель называется «выработка на одного работника».
Показатель производительности труда (или выработки) рассчитывается как отношение среднегодового объема реализации (продаж) фирмы (подразделения) к среднесписочной численности персонала фирмы (подразделения).
Показатели эффективности управления персоналом представлены в таблице 1.
Результативным показателем, характеризующим социальную эффективность управления персоналом, является коэффициент текучести кадров.
Коэффициент текучести кадров рассчитывается как отношение числа выбывших работников по собственному желанию, уволенных за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины работников за определенный период (в данном случае за год) к среднему числу занятых работников в течение года, в процентах.
Таблица 1
Показатели эффективности управления персоналом
Показатели |
Анализ показателей |
Производитель- ность труда |
Объем выручки на одного сотрудника Объем прибыли на одного сотрудника |
Улучшение качест- ва товаров |
Количество рекламаций Удельный вес брака |
Затраты на персонал |
Общие издержки на работников Доля затрат организации на персонал в объеме – выручки Издержки на одного работника и их динамика |
Эффективность уп- равленческих про- грамм |
Затраты на программы деятельности служб управления персоналом в расчете на одного сотрудника Эффект воздействия программ на результативность деятельности сотрудников и предприятия в целом |
Социально-психоло- гический климат в коллективе |
Взаимоотношения с коллегами Взаимоотношения с руководством Взаимоотношения с клиентами |
Уровень удовлетво- ренности персонала |
Соответствие организационных и личных целей |
Коэффициент текучести персонала и его динамика Уровень конфликтности в коллективе Количество жалоб от работников |
Фирме следует применить следующие методы управления и снижения, минимизации текучести персонала:
1. Выявить причины увольнения каждого работника фирмы и вести статистику этих причин увольнения.
2. Вести статистику увольнений (количество в месяц, в квартал, в год), статистику увольнений по отделам, по должностям, по стажу работы, по полу, по образованию.
3. Разработать программу ротации персонала (и горизонтальную, так и вертикальную).
4. Разработать систему отбора и адаптации персонала в фирме.
5. Сделать систему наставничества для «новичков» фирмы, вовлекая туда для передачи своих знаний более опытных сотрудников.
6. Четко определить имидж фирмы на рынке труда и дальше его совершенствовать для успешной работы фирмы.
7. Создавать временные группы специалистов для работы над специальными проектами.
8. Использовать специалистов как внутренних консультантов в различных структурах фирмы.
9. Провести систему оценки сотрудников и сформировать кадровый резерв фирмы [22, c. 129].
Таким образом, к показателям эффективности управления персоналом относятся производительность труда, качество продукции, издержки на персонал, социально-психологический климат в коллективе и др.
1.3. Пути совершенствования работы кадровой службы
Кадровые службы в РФ не отвечают новым требованиям кадровой политики. Их деятельность ограничивается в основном следующими вопросами:
- решением вопросов приема и увольнения работников,
- оформление кадровой документации [4, c. 92].
Перестройка деятельности кадровых служб фирм должна осуществляться в следующих направлениях:
1) обеспечение комплексного решения задач качественного формирования и эффективного использования кадрового потенциала фирмы на основе управления всеми компонентами человеческого фактора;
2) широкое внедрение активных методов поиска и целенаправленной подготовки нужных для фирмы и отрасли работников [9, c. 80];
3) планомерная работа с руководящими кадрами, с резервом для выдвижения, которая должна строиться на таких организационных формах, как планирование деловой карьеры, подготовка кандидатов на выдвижение;
4) активизация деятельности кадровых служб по стабилизации трудовых коллективов, повышению трудовой и социальной активности работников на основе совершенствования социально-культурных и нравственно-психологических стимулов;
5) обеспечение социальных гарантий трудящихся в области занятости, что требует от работников по кадрам соблюдения порядка трудоустройства и переобучения высвобождаемых работников, предоставления им установленных льгот и компенсаций;
6) переход от преимущественно административно-командных методов управления кадрами к демократическим формам оценки, подбора и расстановки, широкой гласности в кадровой работе;
7) укрепление кадровых служб квалифицированными специалистами, повышение их авторитета, в связи с чем становится актуальным создание системы подготовки специалистов для кадровых служб;
8) обновление научно-методического обеспечения кадровой работы, а также ее материально-технической и информационной базы;
9) усиление материально-технического и научно-методического обеспечения кадровой работы [21, c. 140].
Работа каждого отдела неразрывно связана с кадровой службой фирмы, и при улучшении условий работы кадровой службы и ее внутренних структур, улучшается работа фирмы в целом.
2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ООО «Нью Технолоджи»
2.1. Общая характеристика ООО «Нью Технолоджи»
ООО «Нью Технолоджи» - это стремительно развивающаяся строительная компания. ООО «Нью Технолоджи» является игроком федерального уровня с опорой на собственные производственные, материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Вид экономической деятельности по ОКВЭД – 45.25.3 – «Производство бетонных и железобетонных работ».
Организационная структура ООО «Нью Технолоджи»» изображена на рис. 1.
Генеральный
директор
Главный
инженер
Зам. дирек-тора по уп-равлению персоналом
Зам. дирек-тора по стро-ительству
Финансовый директор
Отдел материаль-но-технического
снабжения (ОМТС)
Отдел кадров
Прораб
Строитель-ные бригады
Бухгалтерия
Финансово-экономичес-кий отдел
Отдел продаж (сбыта)
Секретарь
Коммерческий директор
Юридический отдел