Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Брозекс»).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и содержание коммерческой деятельности
1.2. Показатели эффективности коммерческой деятельности
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Брозекс»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Оценка коммерческой деятельности и обслуживания
Глава 3. Пути совершенствования коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Брозекс»
Введение
Актуальность. Крупнейшей отраслью хозяйства в странах с развитой экономикой является торговля. Розничная торговля является наиболее динамично развивающейся и инвестиционно-привлекательной частью отрасли, связывает производство и потребление, поддерживая баланс между предложением и спросом, активно воздействует на производство посредством регулирования объема и ассортимента выпускаемой продукции, а также формирует спрос на новые товары и услуги.
Возрастание масштабов объема продаж, рост конкуренции на рынке требует модернизации управления торговыми предприятиями. От способности организовать коммерческую деятельность зависит успешность торговых организаций.
Особенности управления коммерческой деятельностью торговых организаций рассматриваются в работах Л. А. Брагиной, Т. П. Данько, Н. И. Кузнецова и др. Однако, имеющиеся исследования в области управления торговыми организациями отличает широко направленный характер, как правило, не учитывающий особенностей товарной направленности предприятий торговли.
Цель работы заключается в обобщении и систематизации теоретических основ, а также разработке практических рекомендаций в части совершенствования коммерческой деятельности торговой организацией ООО «Брозекс».
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих
задач:
— исследовать теоретические основы коммерческой деятельности торгового предприятия;
— провести анализ деятельности торгового предприятия ООО «Брозекс»;
— разработать рекомендации, направленные на совершенствование коммерческой деятельности ООО «Брозекс».
Объектом исследования является торговая организация ООО «Брозекс».
Предметом исследования является коммерческая деятельность торговых организаций в современных условиях.
Методологическую основу исследования составили: общенаучные диалектические методы (историко-логический подход, анализ и синтез, индукция и дедукция, детализация и обобщение, системность и комплексность), предопределяющие изучение экономических явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи; основные положения экономической науки в целом и торгового менеджмента в частности: концепции и гипотезы, представленные в трудах российских, зарубежных ученых и специалистов по вопросам управления торговыми организациями.
Информационно-эмпирической базой послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ, законодательные и нормативные документы, отечественные и зарубежные справочные и научные публикации, материалы монографических исследований и периодической печати, а также данные деятельности ООО «Брозекс».
Глава 1.Теоретические основы коммерческой деятельности розничной торговой организации в современных условиях
1.1. Понятие и содержание коммерческой деятельности
Активизация коммерческой деятельности позволяет рассматривать ее в качестве основного фактора обеспечения конкурентоспособности предприятий розничной торговли. Развитие конкурентной среды и появление новых управленческих технологий, ориентированных на удовлетворение потребностей рынка, объективно усиливают необходимость изучения организационно-экономического механизма формирования и реализации коммерческой деятельности. Отрасль имеет устойчивое экономическое состояние, с соответствующим уровнем насыщенности товарами и услугами, достаточно развитой сетью предприятий розничной торговли, с очень высокой предпринимательской активностью[1].
В связи с важностью сферы общественного развития очевидно, что от уровня организации коммерческой деятельности зависит конечный результат работы предприятия. Коммерческая деятельность реализует связь предприятия с конечными потребителями его продукции и услуг, обеспечивая при первоочередном учете запросов и интересов потребителей предельную выгодность торговой сделки для всех партнеров[2].
Четкое определение понятия «коммерческая деятельность» приводит Л. П. Дашков[3], который считает, что коммерческая деятельность – это обязательное условие потребительского рынка и предпринимательства в сфере коммерции. По его мнению, коммерческая деятельность – это операции, которые связаны с куплей и продажей товаров, полным удовлетворением спроса потребителей, максимального уменьшения издержек обращения, развитием целевых рынков товаров и получением на этой основе прибыли. Уточняя данную позицию применительно к розничной торговле, отметим, что коммерческая деятельность предприятий розничной торговли – это особый вид деятельности, от которой зависят конечные результаты деятельности розничного торгового предприятия, получение им прибыли и удовлетворение потребностей населения в товарах, предназначенных для личного и семейного использования.
Ф. Г. Панкратов раскрывает основные этапы коммерческой работы по розничной продаже товаров предприятий: выбор методов продажи, обеспечивающих лучшую эффективность розничной продажи для конкретного магазина; анализ спроса на товары; формирование оптимизированного ассортимента; информационно-рекламная деятельность; организация комплекса услуг потребителям[4]. Каждый из выделенных этапов служит единой цели – удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, обеспеченных денежными средствами.
Дополняя данную позицию, отметим, что организация коммерческой деятельности предприятий розничной торговли в современных рыночных условиях основана на принципе равноправия торговых партнеров, самостоятельности поставщиков товаров и покупателей, а также финансовой и материальной их ответственности за выполнение обязательств, принятых ими[5].
Коммерческая работа по розничной продаже товаров имеет особенности, изучение которых позволило не только выделить главную цель коммерческой деятельности – максимизация получения прибыли с учетом удовлетворения покупательского спроса, лучшей культуры торгового обслуживания, но и конкретизировать основные цели и факторы коммерческого успеха предприятий[6].
К основным целям коммерческой деятельности следует отнести: формирование хозяйственных и партнерских связей; анализ рынка закупки товаров и связей между производителями и потребителями; формирование комплекса операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров с учетом рыночной среды; расширение целевых рынков и сокращение издержек обращения[7].
К факторам, обеспечивающим коммерческий успех розничного торгового предприятия, отнесем: финансовые показатели и факторы; кадровое обеспечение; фактическое состояние материально-технической базы торгового предприятия; факторы организации торгово-технологического процесса; факторы, оказывающие влияние на хозяйственные взаимоотношения. Для розничных торговых предприятий актуален вопрос о роли маркетинга в управлении[8].
Вместе с тем при управлении коммерческой деятельностью розничные торговые предприятия не в полной мере используют маркетинговый инструментарий, что обусловлено незавершенным характером формирования теории маркетингового управления и недостаточной разработанностью его прикладных инструментов. Недооценка маркетингового управления сдерживает темпы развития торговли и выступает фактором ограничивающего влияния на эффективность ее коммерческой деятельности.
Согласимся с мнением Е. И. Мазилкиной[9], что маркетинговый подход к организации коммерческой деятельности предприятия розничной торговли на практике доказал свою высокую эффективность. Основным его проявлением является то, что организация постоянно и целенаправленно воздействует на рынок посредством комплекса инструментов маркетинга, включающего: товар, цену, систему сбыта и систему маркетинговых коммуникаций.
Маркетинговый подход к организации коммерческой деятельности предприятия розничной торговли предполагает исследование рынка, планирование ассортимента, закупку товаров, формирование хозяйственных связей, создание оптимальных каналов распределения и результативного позиционирования в целях создания и регулирования спроса потенциальных покупателей[10].
Стратегия коммерческой деятельности использует основные инструменты маркетинга для получения желаемых результатов: товар, цена, распределение и продвижение, позиционирование. Для выбора стратегии и ее реализации необходим, прежде всего, ряд управленческих действий, связанных с оценкой текущего состояния предприятия розничной торговли.
Разделяем мнение Ф. Г. Панкратова[11] о том, что проводя систематический и глубокий анализ коммерческой деятельности, можно:
- во-первых, наиболее полно оценить результативность коммерческой работы предприятия в целом и его подразделений;
- во-вторых, анализировать факторы, которые оказывают влияние на прибыль товаров и предоставляемых услуг;
- в-третьих, определять издержки обращения на торговую деятельность и причины их изменения;
- в-четвертых, определять наилучшие пути решения проблем в коммерческой деятельности, что будет способствовать получению достаточной прибыли, но, по нашему мнению, возникает предположение, что коммерческая деятельность предприятия торговли может быть оценена лишь при условии наличия полной исчерпывающей информации о ее состоянии, полученной в результате комплексного анализа составляющих ее элементов[12].
1.2. Показатели эффективности коммерческой деятельности
розничной торговой организации
Для того чтобы торговое предприятие с успехом работало, нужно проводить системное исследование его коммерческой деятельности, при этом необходимо учитывать факторы неустойчивой рыночной среды, что даст возможность превратить предприятие в устойчиво прибыльное и конкурентоспособное, тем самым обеспечив его развитие. В авторской интерпретации Л. А. Пасечко[13] предлагается система оценки элементов коммерческой деятельности на основе группировки коммерческой деятельности по следующим направлениям: элементы, позволяющие изучить и сделать прогноз ситуации на рынке; элементы, позволяющие провести анализ закупки и поставки товаров, формирования товарных ресурсов предприятиями розничной торговли и поставщиками товаров; элементы, позволяющие провести анализ операций, связанных с реализацией товара и политику розничного торгового предприятия по продаже товара. Каждый из выделенных элементов служит единой цели – удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, обеспеченных денежными средствами. От насыщенности потребительского рынка товарами, их своевременной реализации зависят развитие производства и уровень удовлетворения потребностей, качество жизни населения и в конечном счете эффективность национальной экономики[14].
Коммерческая деятельность предприятия розничной торговли оценивается ее социальной эффективностью, которая сводится к трем результирующим характеристикам, раскрывающим его сущность: культура торговли, качество торгового обслуживания, культура обслуживания[15].
Исходными данными в анализе эффективности коммерческой деятельности путем сопоставления прибыльного и затратного механизмов в исследовании Е. С. Холина являются: полный учет, анализ и оценка экономических показателей[16]. Основные показатели хозяйственной деятельности торгового предприятия, осуществляемой на коммерческой основе, Холин Е.С. подразделяет на две группы, позволяющие оценить две категории: экономический эффект и экономическую эффективность[17].
Особый интерес представляет технология результативности коммерческой деятельности торгового предприятия путем определения затрат, которую представил О.В. Памбухчиянц[18] на основе технологических операций. Разделяя предложенную технологию, необходимо уточнить основные этапы оценки эффективности коммерческой деятельности розничного торгового предприятия, используя данные, которые содержатся в финансовой, экономической и бухгалтерской отчетности. Основные этапы оценки эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия представлены в таблице 1.