Файл: Выбор стиля руководства в организации....pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сошлемся в данном вопросе на мнение одного из известных специалистов в облас­ти руководства и лидерства А.Я. Кибанова: “В бюджетных организациях полная демок­ратизация может привести к быстрой дезор­ганизации, резкому уменьшению трудовой дисциплины и повышенным рискам злоупот­реблений сотрудников”. Действительно, де­мократическое руководство деятельностью чиновников представляет собой определенный нонсенс - оно практически не согласует­ся с достаточно высоким бюрократизмом де­ятельности “Роснадзора”, которого полнос­тью в любом случае не избежать. Из класси­фикации стилей руководства по Р. Лайкерту (эксплуататорски-авторитарныи, патерналист- ски-авторитарный, командный, демократичес­кий) для “Роснадзора” нами предлагается выбрать командный стиль руководства.

Таблица 4

Основные факторы, влияющие на целесообразность формирования нового стиля руководства в «Роснадзоре»

Факторы форми­рования нового стиля руководства

Особенности стиля руководства в "Роснадзоре"

Факторы, влияющие на выбор стиля руководства

1. Организационно­правовая форма

Некоммерческая бюджетная организа­ция с достаточно существенной отчетно­стью перед вышестоящими инстанциями и жесткими регламентами деятельности

Невозможен демократический стиль руководства в классическом понимании ввиду жесткой иерархично­сти структуры организации, тщательного контроля над ее функционированием, необходимости поддер­жания высокого уровня трудовой дисциплины

2. Основные страте­гические приорите­ты развития

Один из важнейших приоритетов разви­тия органов надзора за учреждениями - повышение качества проверок с целью комплексного контроля за качеством услуг

Необходимо увеличение фонда рабочего времени, расходуемого непосредственно на проверки. Следо­вательно, целесообразно некоторое снижение нера­ционального бюрократизма с целью высвобождения времени на цели проверок

3. Характеристики

трудового

коллектива

87,3% коллектива - женщины, 100% имеют высшее образование, трое - ученую степень

Недопустим абсолютно демократический стиль управ­ления практически полностью женским коллективом.

В то же время недопустим жестко авторитарный стиль управления коллективом, в котором 100% имеют высшее образование

4. Особенности руко­водителя, его способ­ность к изменениям

Руководитель способен к изменению стиля управления, в том числе в на­правлении его некоторой либерализации

Возможна достаточно оперативная модернизация стиля руководства в любом направлении


Как показано на рис. 6, командный стиль в принципе логически следует из общей эво­люции развития стилей руководства “Роснад­зора” в направлении их последовательной по­ступательной либерализации.

Рисунок 6. Основные преимущества предлагаемого командного стиля руководства

Такого рода либерализация в 2009 - 2010 гг. (переход от эксплуататорски-авторитарного к патерналист- ски-авторитарному стилю) была обусловлена сменой высшего руководства исследуемой организации и пониманием новым руковод­ством необходимости смягчения стиля управ­ления с целью предотвращения оттока квали­фицированных кадров.

Однако в рамках ав­торитарного, пусть даже мягкого, стиля руко­водства полностью решить такую крайне важ­ную проблему, как снижение текучести, не удалось (так, в 2013 г. коэффициент текучес­ти кадров составил 23,2%, что крайне суще­ственно даже для государственных органов).

Основные преимущества командного сти­ля руководства для “Роснадзора” приведе­ны на рис. 7. В целом, такой стиль способ­ствует проявлению инициатив сотрудников по различным аспектам развития организации (организация проверок, разрешение проблем в трудовом коллективе и т.п.), уменьшает уро­вень нерациональной бюрократизации дея­тельности и позитивно влияет на степень ло­яльности персонала к организации, положи­тельно действуя тем самым на процесс умень­шения уровня текучести кадров.

Рисунок 7 .Место прилагаемого командного стиля в общей эволюции стилей руководства «Роснадзора»

В рамках предлагаемого командного сти­ля руководителю “Роснадзора” можно так­же порекомендовать советоваться с подчиненными по ряду вопросов, требующих не­посредственного участия последних. К тако­го рода вопросам можно отнести:

  • характер взаимодействия с руковод­ством и персоналом конкретных учреждений (например, конкретный сотрудник может знать специфику того или иного учреждения, кото­рое он проверял в течение нескольких лет, лучше руководителя “Роснадзора”, поэтому в случае возможной спорной ситуации эксперт­ное мнение данного сотрудника должно иметь крайне существенное значение);
  • работа с нестандартными жалобами (“Роснадзор” должен реагировать на все по­тенциальные жалобы пользователей услуг и иных заинтересованных лиц, например их родственников, представителей общественно­сти и т.п., однако иногда такого рода жало­бы поступают от не вполне психически здо­ровых граждан; значит, руководитель орга­низации совместно со специалистами должен производить первичный отсев такого рода жалоб и в целом дифференциацию жалоб по степени приоритетности. Если руководи­тель будет продолжать авторитарно руково­дить данным процессом, без учета квалифи­цированного мнения сотрудников, высок риск нерациональной траты рабочего времени на несущественные или вовсе абсурдные жало­бы и, соответственно, возможно снижение эффективности контроля по действительно актуальным направлениям);
  • совершенствование системы мотивации труда, в частности распределение премиаль­ного фонда (руководитель “Роснадзора” дол­жен коллегиально обсуждать критерии пре­мирования с коллективом с целью уменьше­ния уровня волюнтаризма в данной области, который может привести к существенному ухудшению социально-психологического кли­мата в организации в целом);
  • организация и осуществление разного рода корпоративных мероприятий.

Что касается методов руководства, то в данном случае руководителю будет целесо­образно пересмотреть степень “давления” методов на подчиненных, уделяя внимание доверию, компромиссам и соглашательству. Основной упор в изменении стиля управле­ния руководителя “Роснадзора” будет сде­лан на деловое общение с подчиненными и выслушивание их мнения. Тогда либераль­но-авторитарный коэффициент приблизится к рекомендованному значению.

Предлагаемый командный стиль управ­ления начальника “Роснадзора” согласно решетке Р. Блейка и Дж. Моутона должен определяться как 5.5 (рис. 8).

Рисунок 8. Предлагаемый командный стиль руководителя «Роснадзора» согласно методическому подходу Блейк-Моутона

Командный стиль в целом будет характе­ризовать руководителя “Роснадзора” как ру ководителя, сочетающего заботу о людях с заботой о работе. Такой руководитель идет на компромисс во всех случаях. Решения бу­дут приниматься руководителем, но обяза­тельно путем обсуждения с сотрудниками. Положительными чертами руководителей та­кого типа являются постоянство, заинтересо­ванность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды.

Автором был проведен мини-опрос по поводу целесообразности перехода на коман­дный стиль руководства в январе 2016 г. В опросе на условиях анонимности приня­ли участие все работники организации (21 человек). При этом был сформулиро­ван следующий вопрос: "Одобряете ли Вы возможный переход руководителей “Рос- надзора” на командный стиль руковод­ства?” Перед этим всем опрашиваемым было разъяснено содержание командного стиля руководства, выделены его основные от­личия от других существующих стилей ру­ководства в системе менеджмента. Как по­казали результаты опроса (январь 2016 г.), лишь двое из двадцати одного сотрудника “Роснадзора” (9,5% респондентов) не одоб­рили возможный переход на командный стиль руководства. При этом в анонимной беседе данные сотрудники (в возрасте свы­ше 50 лет) объяснили свою позицию про­сто опасением вообще каких бы то ни было перемен, что, в принципе, вполне объясни­мо. Подавляющее же большинство трудо­вого коллектива (90,5% опрошенных) одоб­рили потенциальный переход руководства “Роснадзора” на предлагаемый командный стиль управления с уменьшением нерацио­нальной бюрократизации деятельности, в первую очередь в части внутреннего доку­ментооборота организации.

Однако только мнения сотрудников о целесообразности изменения стиля руковод­ства в исследуемой нами организации, на наш взгляд, недостаточно. Необходимо оценить экономическую эффективность такого рода мероприятий. Проблема в том, что общеприз­нанные методические подходы к оценке эко­номической эффективности процесса смены руководства организацией, в том числе бюд­жетной, практически отсутствуют.


И.А. Самойлова указывает на то, что эф­фективность смены стиля лидерства можно оценить исходя из изменения динамики та­ких важнейших показателей развития орга­низации, как рентабельность и рыночная сто­имость. Однако такого рода оценка может быть дана лишь постфактум - нас же интере­сует то, каким образом смена стиля лидер­ства повлияет на будущую эффективность развития “Роснадзора”. Кроме того, данный метод неприменим для бюджетных органи­заций сферы государственного контроля, в отношении которых рентабельность и рыноч­ная стоимость не рассчитываются.

Нами применен метод исследования ве­роятного изменения структуры рабочего вре­мени руководителя “Роснадзора”. Так, Н.И. Кабушкин, ссылаясь на проведенные им статистические исследования в сфере госу­дарственного управления, отметил, что пос­ле изменения стиля руководства с автори­тарного на командный время руководителя на работу с документами в силу уменьшения нерационального документооборота сокраща­ется в среднем в 1,3 раза. Сходную оценку сокращения времени на нерациональный до­кументооборот приводит и В.П. Галенко.

Укрупненная оценка структуры рабочего времени руководителя “Роснадзора” произ­ведена в 2018 г. Потенци­альная структура приведена исходя из веро­ятного сокращения времени, которое сейчас тратит руководитель исследуемой организа­ции на работу с документами. Это уменьше­ние вызвано описанным ранее вероятным снижением объемов документооборота за счет того, что командный стиль управления является менее бюрократическим по своей природе, чем авторитарный (снижение соста­вит 8 % (с 34 до 26%)).

Тот резерв времени, который наиболее вероятно образуется в результате измене­ния стиля управления, целесообразно напра­вить на увеличение времени проверок уч­реждений, которыми руководит непосред­ственно начальник “Роснадзора”. Увеличе­ние фонда рабочего времени руководителя по данному направлению составит также 8% (с 31% в прежней структуре фонда рабоче­го времени до 39% в структуре, которая сформируется после изменения стиля руко­водства с патерналистски-авторитарного на командный). В количественном отношении увеличение количества проверок, выполняемых непосредственно под руководством начальника, составит:

где УКП - увеличение количества проверок учреждений здравоохранения, осуществ­ляемых “Роснадзором” в результате из­менения стиля руководства и соответству­ющего изменения структуры фонда ра­бочего времени главы организации;


ДПстар - доля времени, отводимого на руководство проверкой, в общей струк­туре фонда рабочего времени главы “Роснадзора” до изменения стиля руковод­ства;

ДПнов - доля времени, отводимого на руководство проверкой, в общей струк­туре фонда рабочего времени главы “Рос- надзора” после изменения стиля руко­водства;

Кстар - количество проверок, которыми руководил непосредственно глава “Роснадзора” до изменения стиля руководства.

УКП = (39%/31%) • 117 - 117 = 30 проверок в год.

В результате предлагаемого мероприятия по изменению стиля руководства количество проверок в “Роснадзоре” увеличится на 30 ежегодно (без привлечения какого-либо до­полнительного бюджетного финансирования, исключительно за счет сокращения рабоче­го времени на неэффективные бюрократи­ческие операции). Таким образом, предлага­емое изменение стиля руководства в органи­зации является и потенциально социально­эффективным с точки зрения усиления конт­роля за развитием учреждений

Заключение

Анализ сущности и особенностей практического применения стилей и методов управления позволяет сформулировать в заключении работы следующие выводы и рекомендации

1. Эффективность деятельности любой организации во многом определяется результатами работы ее менеджеров. Это категория работников, главный смысл и содержание труда которых отражает специфику решаемых задач, обусловленных преимущественно умственным, творческим характером управленческого труда, в центре которого постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также эффективная организация совместной деятельности работников. Главная особенность управленческого труда заключается в том, что в качестве его предмета выступает информация, преобразуя которую менеджеры принимают решения, необходимые для изменения состояния объекта управления. Разделение управленческого труда реализуется в четырех основных видах: функциональное, структурное, технологическое, профессиональное, которое определяется характером, содержанием и сложностью решаемых задач. Успешность решения данных задач во многом зависит от того, в какой степени менеджеры соответствуют предъявляемым к ним требованиям, которые можно разделить на три группы: знания в области теории и умения в сфере практики управления, способность к коммуникациям и умение работать с людьми, компетентность в области специализации предприятия.