Файл: Выбор стиля руководства в организации....pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования работы обусловлена возрастающей ролью человеческого фактора в жизнедеятельности каждого хозяйствующего субъекта, вследствие роста внутрикорпоративной взаимозависимости и взаимодействия членов трудового коллектива, что имеет решающее значение для успеха организации в рыночной экономике. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы адаптации к конкретным условиям организационной среды стилей и методов управления.

В настоящее время многие руководители отечественных организаций различных форм собственности недооценивают значение методов управления персоналом и мотивацией работников, свойственных современному менеджменту и активно использующихся за рубежом для эффективного управления и повышения производительности труда. Изменения в принципах управления персоналом должны быть направлены в первую очередь на реализацию политики мотивации работников, приобретающей решающее значение в современных условиях.

Основной целью деятельности организаций является извлечение и максимизация прибыли. Для обеспечения этой цели руководители предприятий различных организационно-правовых форм должны воздействовать на наемных работников различными методами, имеющимися в арсенале современного менеджмента, но на практике, сводят их лишь к двум: административным методам воздействия и экономическому стимулированию. В то же время в практике управления на отечественных предприятиях данные методы используются недостаточно эффективно, а недостаток управленческих знаний у руководителей преимущественно среднего и нижнего уровней управления ограничивают возможности адаптации стилей управления к особенностям организационной среды. Все это указывает на высокую значимость вопросов эффективного использования стилей и методов управления в практической деятельности предприятия и требует более глубокого изучения рассматриваемой темы.

Процесс поиска методов и способов повышения эффективности управления предприятием связан с рационалистическим и поведенческим подходами к организации управления, в рамках которых рассматривается проблема стиля управления предприятием. Для современного этапа исследования вопросов формирования эффективного стиля и методов управления характерно наличие общетеоретических научных разработок, осуществленных как зарубежными, так и отечественными учеными. В зарубежной управленческой мысли наиболее известны работы Р. Лайкерта, Д. МакГрегора, К. Левина, Р. Блейка, Д. Мутона, Ф. Фидлера, Т. Митчела, Р. Хауса, П. Херси, К. Бланшара, В.Врума, Ф. Йеттона и др. В них рассматриваются различные аспекты социального взаимодействия руководителя и подчиненных, классификация стилей управления, влияние характера управленческих воздействий на формирование системы трудовой мотивации и уровень удовлетворенности трудом, соотношение между стилем управления руководителя, производительностью и результатами деятельности предприятия.


Среди современных российских авторов, уделяющих внимание данной проблемы, можно выделить Бгашев М.В., Диденко А.А., Расаева А.А., Ремизов А.А. и других. В то же время еще не в полной мере исследованы вопросы адаптации стилей и методов управления к конкретным условиям деятельности организации, что с одной стороны объясняется отсутствием необходимых теоретических разработок, а с другой стороны – недостатком управленческих знаний и навыков руководителей, что требует более детального исследования рассматриваемой темы как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Цель заключается в исследовании стилей и методов управления в организации, а также в оценке их влияния на результативность деятельности предприятия. Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность деятельности менеджера и проанализировать его ролевые функции;

2. Определить понятие и провести сравнительный анализ и условий использования стилей управления;

3. Дать характеристику и провести классификацию методов управления в организации;

4. Провести анализ стилей и методов управления, применяемых руководителями конкретной организации и определить их влияние на результаты ее деятельности.

Объектом исследования, проведенного в данной работе является «Роснадзор». Предметом исследования является стили и методы управления, применяемые руководителями предприятия.

Теоретическую основу исследования, проведенного в данной работе, составили труды российских и зарубежных авторов в области менеджмента, социологии управления и организационного поведения.

Методологическую основу исследования составили методы опроса и тестирования, а также статистические методы обработки данных, полученные по результатам опроса.

Глава 1 Методологические основы деятельности менеджера в организации, стили и методы управления

1.1 Сущность деятельности менеджера и его ролевые функции


Важнейшим условием эффективной деятельности любой организации является рационально организованное управление ею. В свою очередь эффективный менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми в управлении, то есть с управленческим персоналом. В современной литературе понятие «управленческий персонал» трактуется широко и неоднозначно. Так, например, в соответствии с определением Международной Организации Труда управленческий персонал необходимо рассматривать как часть более широкой категории работников, в которую входят менеджеры и специалисты – профессионалы в определенных областях деятельности организации[1]. Демидова И.Ф. определяет управленческий персонал как категорию работников, главный смысл и содержание труда которых отражает специфику решаемых задач, обусловленных преимущественно умственным, творческим характером управленческого труда, в центре которого постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также эффективная организация совместной деятельности работников[2].

Для обозначения управленческого персонала в современной литературе используется термин «менеджер». По определению Друзьяка В.С., менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях[3]. Термин «менеджер» многозначен и может применяться по отношению к руководителю любого уровня управления, к организатору конкретного вида работ, к руководителю по отношению к подчиненным.

Главная особенность управленческого труда заключается в том, что в качестве его предмета выступает информация, преобразуя которую менеджеры принимают решения, необходимые для изменения состояния объекта управления. Эти решения направлены на выполнение экономических, технических и социальных задач, а их выполнение в свою очередь осуществляется посредством влияния менеджеров на других сотрудников организации.

Таким образом, деятельность менеджеров осуществляется в экономическом, социально – психологическом, правовом и организационно – техническом направлении. Экономическое направление в деятельности менеджера направлено на управление производственным процессом и предполагает решение задач координации и рационального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Социально – психологическое направление в деятельности менеджера предполагает создание условий для поддержания благоприятного морально – психологического климата, развития организационного поведения, повышения степени мотивированности сотрудников. Правовой аспект в деятельности менеджера направлен на обеспечение соблюдения требований действующего законодательства в работе организации. Организационно – технический аспект управленческого труда предполагает постановку целей и задач, обеспечение ресурсами, организацию работы, контроль за выполнением поставленных задач, проектирование производственных процессов и т.д.


Труд менеджера в организации дифференцирован, что вызвано в первую очередь разделением управленческого труда. В современных организациях можно выделить 4 основных вида разделения управленческого труда:

  • Функциональное;
  • Структурное;
  • Технологическое;
  • Профессиональное

Функциональное разделение труда исходит из необходимости формирования групп руководителей в зависимости от характера выполняемых функций (планирование, организация, мотивация, контроль). Структурное разделение управленческого труда осуществляется с учетом особенностей построения организационной структуры, масштабов и норм управляемости, сферы деятельности предприятия. Вертикальное разделение труда предполагает выделение трех уровней управления, взаимосвязь между которыми показана на рисунке 1

Рисунок 1.Уровни управления в организации

Как видно из рисунка, структурное разделение управленческого труда предполагает, что руководители различных уровней управления также могут выполнять и разные функции, содержание которых обусловлено преобладающим характером принимаемых решений (тактические или стратегические).

Что касается технологического и профессионально – квалификационного разделения труда, то оно учитывает виды и сложность выполняемых работ. Если рассматривать труд руководителей с точки зрения технологии процесса управления, то их основные задачи могут быть сведены к принятию решений, и организации их практической реализации.

Характер и степень сложности задач, которые решаются руководителями современных организаций обуславливает необходимость предъявления к руководителям определенных требований, определяющие его квалификационные и личные характеристики. Все эти требования можно разделить на три категории: знания в области теории и умения в сфере практики управления, способность к коммуникациям и умение работать с людьми, компетентность в области специализации предприятия.  Первая категория требований предполагает наличие у менеджера специальной подготовки в области теории управления, знания основ современной макро- и микроэкономики, общей теории систем и принятия управленческих решений, умения применять новые информационные технологии и экономико-математические методы для оптимизации решений. Учитывая динамичный характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным свойством менеджера должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.  


Вторая категория требований к компетенции менеджера определяет его способность к коммуникациям и умение работать с людьми. Она вытекает из связующего положения менеджера в системе коммуникаций на предприятии. Для анализа любой управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить, как правило, внешние и внутренние коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги родственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив (группы, подразделения или предприятия) и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать на него и оптимально воздействовать для достижения цели деятельности. Способность к коммуникациям в значительной степени зависит от индивидуальных свойств человека, что предъявляет к менеджеру и определенные личные требования

Третья категория требований, связанных с компетентностью в области специализации предприятия, предусматривает наличие специальных знаний в вопросах технологии производственных процессов, теоретических и практических аспектов осуществляемых производств, особенностей их физических процессов[4].

Для определения содержания деятельности руководителей на современном предприятии, необходимо проанализировать цикл управленческой деятельности, схема которого показана на рисунке 2. Из рисунка видно, что управление предприятием носит непрерывный циклический характер, а сам управленческий цикл устанавливает взаимосвязь между основными функциями менеджмента, такими как прогнозирование, планирование, организация, мотивация и контроль. Взаимосвязь между этими функциями обеспечивается благодаря процессам принятия решений и коммуникациям.

Рисунок 2.Управленческий цикл

В то же время помимо основных управленческих руководители организации выполняют также и ролевые функции, которые определяют нормы и направленность их поведения. При этом руководитель не влияет на содержание роли, но может по-разному ее выполнять. Наиболее обширная классификация управленческих ролей была проведена в работе Г. Минцберга, который разделил все управленческие роли на 3 больших класса: межличностные, информационные и роли, связанные с принятием решений. Межличностные роли охватываю сферу взаимодействия менеджера с подчиненными и коллегами. Они определяются его организационными полномочиями и способствуют формированию у менеджера достаточной по объему и качеству информации, необходимой для принятия решений. Формируя такую информацию менеджер также выполняет и информационные роли, которая в свою очередь создает условия для выполнения ролей непосредственно связанных с принятием управленческих решений. Таким образом, основные управленческие роли тесно взаимосвязаны между собой и определяют содержание работы менеджера независимо от того, в какой сфере деятельности осуществляется управление[5].