Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития...pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития индустрии спорта
1.2. Динамика изменений в индустрии спорта
Глава 2. Анализ индустрии спорта в Российской Федерации
2.1 Развитие индустрии спорта в России
2.2 Взаимодействие индустрии спорта и политики министерства спорта РФ
3.3Основные показатели развития физической культуры и массового спорта в 2017 году
Рисунок 2. Совокупный доход, млн. долл
Из рисунка можно сделать вывод, что увеличение совокупного дохода в 2014 году от спортивной индустрии произошел благодаря проведению Олимпиады в Сочи.
Рисунок 3. Изменение совокупного дохода в процентах к предыдущему году
На рис. 3 представлен общий рост доходов от спортивной индустрии в России в промежуток с 2006 по 2015 годы. Прирост совокупного дохода составил примерно 217 %. Резкий взлет в 2014 году обусловлен проведением Олимпиады, однако, по оценкам аналитиков PwC, в 2015 году наблюдалось закономерное падение.
Российские спортивные организации становятся полноценными коммерческими предприятиями, развивая систему внешнеэкономических связей. Демонстрирует успешное развитие и спортивная индустрия в целом: проведение крупных спортивных мероприятий способствует ускоренному росту отрасли.
Индустрия спорта в советский период имела большую поддержку со стороны государства. Лишаясь государственного финансирования, российский спортивный рынок был вынужден адаптироваться к рыночным условиям. С одной стороны, государственная поддержка индустрии спорта позволяет снизить количество правонарушений и противозаконных деяний в спорте. Однако, с другой стороны, уменьшается прибыль от спортивных соревнований.
Основные факторы, способствующие развитию индустрии спорта:
поиск инвесторами новых проектов для вложения свободных денежных средств;
престижность владения спортивной командой;
потенциально ничем не ограниченные рынки сбыта, интернациональность спорта и возможность выхода на рынки других стран;
создание позитивного имиджа и увеличение числа клиентов;
наличие наглядных примеров успешной и прибыльной деятельности спортивных клубов, доказывающих, что спорт может выступать не только как увлечение или одна из форм социальной нагрузки, но и как полноценный бизнес;
серьезная диверсификация источников дохода, способствующая снижению рисков;
внимание к индустрии спорта со стороны государства, выражающееся в создании режима наибольшего благоприятствования для спортивных проектов, в частности, в предоставлении налоговых льгот и, что самое важное, в развитии сопутствующей инфраструктуры и вложении существенных денежных средств
В таблице представлено сравнение способов финансирования индустрии спорта.
Таблица 6
Сравнение способов финансирования индустрии спорта
Показатели |
Государственное финансирование |
Самостоятельное финансирование |
Бизнес-инвесторы |
Плюсы |
Защита спортивной отрасли со стороны государства, уменьшение случаев выявления допинга у спортсменов; контроль подготовки профессиональных тренеров и спортсменов |
Инновации в спортивной индустрии; развитие спортивной медицины и рынка развлечений; прирост числа болельщиков; развитие маркетинговых коммуникаций и рекламы спортивного рынка |
Прирост числа болельщиков; развитие маркетинговых коммуникаций и рекламы спортивного рынка; реализация корпоративной социальной ответственности коммерческими предприятиями |
Минусы |
Отсутствие инноваций в спортивной индустрии; отсутствие прироста аудитории болельщиков |
- Увеличение числа случаев выявления допинга у спортсменов |
Зависимость спорта от доходов предприятий; увеличение числа случаев выявления допинга у спортсменов |
Эффективность деятельности спортивной организации сегодня во многом зависит от умения правильно организовать коммерческую основу существования. Это обусловливает конкурентную борьбу между спортклубами за болельщиков, спонсоров, выгодные условия спортивного бизнеса.
Таким образом, наибольший эффект будет в том случае, если государство и бизнес-структуры будут иметь небольшое влияние на индустрию спорта. Спортивный рынок получает доходы благодаря спонсорской поддержке и размещению брендов предприятий на соревнованиях.
3.3Основные показатели развития физической культуры и массового спорта в 2017 году
По итогам 2017 года обеспечено достижение основных показателей развития физической культуры и массового спорта, установленных государственной программой.
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составила 36,8% (50,1 млн человек) в общей численности населения в возрасте 3-79 лет при плановом показателе 34,0% (46,7 млн человек в 2016 году).
Доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов,
составляет 78,8% (31,9 млн человек) при плановом показателе 68,0%
(31 млн человек в 2016 году).
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения составила 16,0% (около 1,2 млн человек) при плановом показателе 14,0% (977,0 тыс человек в 2016 году).
Доля сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составила 32,1% (11,2 млн человек) от численности сельского населения в возрасте 3-79 лет при плановом показателе 26%
(10,5 млн человек в 2016 году).
Доля населения, занятого в экономике, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составила 24,9% (около 18 млн человек)
от общей численности населения, занятого в экономике, при плановом показателе 18,5% (16,5 млн человек в 2016 году).
Обеспеченность населения спортивными сооружениями, исходя
из единовременной пропускной способности, составила 50,0% при плановом показателе 36,5%.
Развитие материально-технической базы является неотъемлемым условием успешной реализации целей государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Для решения этой задачи в структуру государственной программы включена федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года № 30, далее – ФЦП).
ФЦП предусмотрено реализовать в два этапа. На первом (2016–2018 годах) будут осуществлены наиболее приоритетные мероприятия в рамках совершенствования условий для развития массового спорта, влияющие на принципиальную возможность достижения поставленных целей:
строительство в субъектах Российской Федерации малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности, в том числе в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы;
развитие спортивной инфраструктуры Северо-Кавказского, Дальневосточного, Крымского федеральных округов.
На втором этапе (2019–2020 годах) планируется завершение мероприятий.
На сегодняшний день в стране действуют 305,3 тыс. объектов спорта (93% - государственной и муниципальной, 7% - частной собственности).
Таблица 7
Количество объектов спорта в Российской Федерации
Типы объектов спорта |
Год |
|||
2002 |
2007 |
2016 |
2017 |
|
Объекты спорта (тыс.), всего |
208,9 |
232,9 |
290,9 |
305,3 |
Плоскостные спортивные сооружения, в том числе стадионы и объекты городской и рекреационной инфраструктуры (тыс.) |
105,9 |
121,5 |
156,3 |
169,3 |
Плавательные бассейны (всего) |
2 639 |
3 535 |
5 441 |
5654 |
в том числе: 50-метровые |
- |
126 |
171 |
174 |
25-метровые |
- |
1 781 |
2708 |
2827 |
из общего количества крытые |
2 378 |
3 150 |
4 732 |
4946 |
Спортивные залы (тыс.) |
56,1 |
67,0 |
72,1 |
72,7 |
Сооружения для стрелковых видов спорта (всего) |
9 571 |
8 286 |
6 769 |
6619 |
в том числе: тиры |
9 049 |
7 944 |
6 285 |
6121 |
стрельбища |
154 |
257 |
282 |
319 |
стенды |
64 |
85 |
202 |
179 |
Крытые спортивные сооружения |
110 |
199 |
639 |
669 |
Манежи (всего) |
238 |
290 |
419 |
446 |
в том числе: легкоатлетические |
214 |
248 |
276 |
277 |
футбольные |
24 |
29 |
55 |
66 |
Гребные базы и каналы |
103 |
113 |
124 |
140 |
Биатлонные трассы |
35 |
40 |
53 |
66 |
Велотреки, велодромы |
– |
27 |
45 |
46 |
Лыжные базы |
3 316 |
3 234 |
2898 |
2914 |
Другие (тыс.) |
34,3 |
32,1 |
46,1 |
46,7 |
На реализацию мероприятий ФЦП в 2017 году выделены средства федерального бюджета в объеме 2 538,04 млн рублей, в том числе:
по направлению «Строительство в субъектах Российской Федерации
(в том числе в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы) малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности» - 725,00 млн рублей на строительство
44 спортивных сооружений;
по направлению «Строительство и реконструкция инфраструктуры региональных спортивно-тренировочных центров государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности)» - 1 201,39 млн рублей на строительство 13 объектов;
по направлению «Реконструкция объектов спортивной инфраструктуры Республики Крым и г. Севастополя» - 336,65 млн рублей
на разработку проектно-сметной документации и начало строительства
5 объектов спорта в Республике Крым и 2 объектов в г. Севастополь;
по направлению «Развитие спортивной инфраструктуры
Северо-Кавказского федерального округа» - 125,00 млн рублей
на строительство 2 объектов в Республике Дагестан и Чеченской Республике;
по направлению «Развитие спортивной инфраструктуры Дальневосточного федерального округа» - 150,00 млн рублей на строительство 4 объектов.
В 2017 году заключены 32 соглашения с субъектами Российской Федерации, предусматривающие софинансирование из федерального бюджета строительства и реконструкции 68 объектов спорта на территории субъектов Российской Федерации.
По итогам 2017 года завершено строительство 42 спортивных объектов.
В отношении мероприятия ФЦП «Закупка комплектов искусственных покрытий для футбольных полей для спортивных детско-юношеских школ» софинансирование из федерального бюджета осуществлялось на 25 объектов
в 25 субъектах Российской Федерации, закуплено 26 комплектов искусственных покрытий, общая сумма субсидий составила 280,00 млн рублей.
В отношении мероприятия ФЦП «Закупка спортивного оборудования
для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва» софинансирование из федерального бюджета осуществлялось на 105 объектов в 28 субъектах Российской Федерации, общая сумма субсидий составила 505,00 млн рублей.
В 2018 году в рамках ФЦП планируется выделение субсидии
из федерального бюджета в объеме 3 286,39 млн рублей на следующие направления:
- 725,0 млн рублей на строительство 40 спортивных объектов
по направлению «Строительство в субъектах Российской Федерации (в том числе в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы) малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности» в 24 субъектах Российской Федерации; - 1 201,39 млн рублей на строительство 16 спортивных объектов
по направлению «Строительство и реконструкция инфраструктуры региональных спортивно-тренировочных центров государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности)» в 15 субъектах Российской Федерации; - 300,0 млн рублей на строительство 3 спортивных объектов
по направлению «Реконструкция объектов спортивной инфраструктуры Республики Крым и г. Севастополь»; - 125,0 млн рублей на строительство 5 спортивных объектов
по направлению «Развитие спортивной инфраструктуры Северо-Кавказского федерального округа» в Республиках Ингушетия, Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике и Ставропольском крае; - 150,0 млн рублей на строительство 5 спортивных объектов
по направлению «Развитие спортивной инфраструктуры Дальневосточного федерального округа» в Республике Саха (Якутия), Приморском, Хабаровском краях и Магаданской области; - 355,0 млн рублей на закупку спортивного оборудования
для 92 специализированных ДЮСШОР и УОР по направлению «Закупка спортивного оборудования для специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва»
в 35 субъектах Российской Федерации; - 280,0 млн рублей на закупку комплектов искусственных покрытий
в 30 ДЮСШ по направлению «Закупка комплектов искусственных покрытий для футбольных полей для спортивных детско-юношеских школ»
в 30 субъектах Российской Федерации; - 150,0 млн рублей на строительство 4 спортивных объектов в рамках государственно-частного (муниципально-частного) партнерства
в Воронежской и Новосибирской областях.