Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития...pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития индустрии спорта
1.2. Динамика изменений в индустрии спорта
Глава 2. Анализ индустрии спорта в Российской Федерации
2.1 Развитие индустрии спорта в России
2.2 Взаимодействие индустрии спорта и политики министерства спорта РФ
3.3Основные показатели развития физической культуры и массового спорта в 2017 году
За последние десятилетия мировой спорт из зрелища и формы досуга превратился в динамично развивающуюся индустрию, продолжая набирать все большую популярность и инвестиционную привлекательность. Масштабы развития спортивной индустрии характеризует стабильное увеличение доходов, что видно из таблицы 2. Статистика свидетельствуют о том, что рост отрасли имеет устойчивый характер даже в условиях неблагоприятного экономического климата и нестабильности экономики. По оценочным данным аналитиков PwC, 2014 и 2015 года станут подтверждением этой тенденции.
Таблица 2
Доходы индустрии спорта в мире (в долларах США)
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
(2014) |
(2015) |
|
Общий доход |
107516 |
111934 |
120750 |
112489 |
121391 |
118690 |
129929 |
130154 |
146469 |
145341 |
Согласно исследованиям А.В.Починкина, можно выделить две общие модели финансирования спортивно индустрии: американскую и
европейскую. Первая предполагает минимализацию государственного обеспечения, а вторая - смешанное финансирование с большей долей государственного вмешательства. Российская спортивная индустрия приближена к европейским стандартам, но намечена тенденция сокращения её зависимости от госбюджета из-за острой проблемы выживаемости спортивных организаций при снижении объемов поступающих средств. В такое положение были поставлены футбольные клубы «Факел» (Воронеж), «Сатурн» (Рамен- ское). В то же время, в России появляются спортклубы, успешно адаптировавшиеся к рыночным условиям. К ним можно отнести, например, ФК Зенит, ПФК ЦСКА, ХК СКА, БК Химки. Эффективно выстроенная организация управления финансовыми потоками и продуманная маркетинговая политика позволяют им аккумулировать большие доходы, приобретать дорогостоящих игроков, используя их профессиональные качества для достижения высоких спортивных результатов. Это способствует приросту аудитории болельщиков, что ведет к увеличению продаж билетов и спортивной атрибутики бренда клуба.
Эффективность деятельности спортивной организации сегодня во многом зависит от умения правильно организовать коммерческую основу существования. Это обуславливает конкурентную борьбу между спортклубами за болельщиков, спонсоров, выгодные условия спортивного бизнеса.
В подобной ситуации ранее доминирующий сегмент доходов от продажи билетов насыщается, отходя на второй план, а локомотивом дальнейшего роста коммерческого спортивного рынка становятся спонсорство и права на трансляцию. Наблюдается усиление внимания к спорту крупных компаний и банков, считающие этот рынок качественным каналом продвижения своего бренда.
Таблица 3.
Мировой объем доходов от спонсорства, млн. долл. США
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
(2014) |
(2015) |
|
Спонсорство |
26749 |
29273 |
32494 |
31467 |
34972 |
35132 |
39173 |
40236 |
45559 |
45281 |
Изменение к предыдущему году (%) |
14,2 |
9,4 |
11 |
-3,2 |
11,1 |
0,5 |
11,5 |
2,7 |
(13,2) |
(-0,6) |
Темпов роста доходов от спонсорства не выходит за рамки тенденции развития этого сектора (совокупный рост за 9 лет составил 70%). По прогнозам экспертов, показатели 2014-15 годов подтвердят направленность этого процесса. Сегодня в этом секторе особенно заметны телекоммуникационные компании. Иллюстрацией могут служить компания Vodafone, проспонсировавшая проведение гонок Фомулы-1 в 2011 году на $367 млн и «МегаФон», оказавший поддержку российским спортивным федерациям на Олимпиаде-2014 в $130 млн. Конкуренция спорторганизаций за спонсоров становится острее и важность спонсорства будет только возрастать. Еще одним важным сегментом развития бизнеса в отрасли спорта становится реализация прав на трансляцию спортивных мероприятий.
Таблица 4.
Мировой объем доходов от продажи прав на трансляцию, млн.долл. США
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
(2014) |
(2015) |
|
Продажа прав на трансляцию |
24281 |
23861 |
27005 |
24563 |
29225 |
29945 |
32141 |
30062 |
37801 |
35247 |
Изменение к предыдущему году (%) |
19,9 |
-1,7 |
13,2 |
-9 |
19 |
-7,8 |
19,3 |
-6,5 |
(25,7) |
(-6,8) |
Исходя из статистики, представленной в таблице 3, совокупный мировой рост сектора за 9 лет составил 72%, и, по данным PwC, за период 2014-2015 показатели поднимутся еще на 19%. Однако впечатляющие темпы роста скрывают периоды спада и отражают эффект от проведения крупных международных соревнований. Тем не менее, рынок имеет четкую перспективу развития благодаря новым технологиям, внедряемым в формат трансляций: например, BBC с 2011 транслирует многие соревнования в 3D.
Число желающих вложить свои деньги в спорт неуклонно растет: многие крупные российские бизнесмены являются акционерами спортклубов: Геннадий Тимченко ($10,2 млрд. ХК СКА), Леонид Федун ($7,1 млрд. ФК Спартак), Сергей Галицкий ($5,5 млрд, ФК Краснодар), Олег Мкртчан ($1,1 млрд. ФК Кубань). Это является залогом притока новых денежных средств и роста ВВП страны. Дальнейшее расширение инвестиций намечено благодаря динамичному развитию российских клубов, целенаправленной государственной поддержке и политике по привлечению инвесторов. Из недавних событий можно отметить, что 25 марта 2014 года Исполком РФС одобрил документ, согласно которому инвесторы футбольной индустрии могут получать гарантии в виде долгосрочной аренды земель.
Выступлением в качестве инвесторов не исчерпывается роль бизнесменов в спортивной индустрии. Известный политик и миллиардер Михаил Прохоров сегодня возглавляет Союз биатлонистов, рублевый миллиардер Игорь Макаров руководит федерацей велосипедного спорта, а президент ВТБ Андрей Костин имеет должность руководителя федерации спортивной гимнастики. Возможно, подобные назначения продиктованы стремлением поставить во главу спорторганизации человека, с недюжинным опытом в бизнесе, но на данный момент вознкают вопросы по поводу эффективности подобной политики.
Помимо интересов частных инвесторов к спорту нельзя не отметить роль государства. Согласно концепции долгосрочного развития РФ, совершенствование спортивной инфраструктуры - одна из стратегических целей гос. политики. Свидетельством этого может быть возведение спортивных объектов при подготовке к Олимпиаде в Сочи (2014), ЧМ по футболу (2018). Эти турниры оказывают мультипликативное влияние на отрасли экономики, обеспечивают повышение уровня занятости, рост основного капитала и доходов.
Однако стоит учесть, что согласно статистике , прибыльность спортивных мероприятий во многом зависит от привлечения к финансированию частных инвесторов: чем меньше доля гос. средств, тем выше вероятность,
что соревнования окупятся. К примеру, проведение олимпиад в США при почти отсутствующих средствах из федерального правительства, обернулось финансовым успехом, в отличие от Канады и СССР, где монополистом финансирования выступало государство. Чрезмерное вмешательство госструктур в спортивную индустрию неэффективно: их роль должна заключаться в создании институциональных предпосылок для привлечения частного бизнеса в спорт.
Сегодняшнее экономическое развитие спортивных организаций наглядно демонстрирует статистика совокупного дохода спортивной отрасли России.
Таблица 5
Индустрия спорта в России (млн. долл. США)
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
(2015) |
|
Совокупный доход |
666 |
762 |
749 |
702 |
697 |
715 |
741 |
778 |
2246 |
871 |
Изменение в % к предыдущему году |
11,4 |
14,4 |
-1,7 |
-6,3 |
-0,7 |
2,6 |
3,6 |
5 |
188,7 |
(-61,2) |
Из таблицы следует, что общий рост за промежуток с 2006 по 2014 год составит, по прогнозам, примерно 217%. Резкий взлет в 2014 будет обусловлен проведением Олимпиады, но, по оценкам аналитиков PwC, тенденция к росту не будет нивелирована закономерным падением в 2015 году. По данным СпортБизнесКонсалтинга, средний темп роста отрасли в странах БРИК значительно опережает (7,7%) среднемировой (3,4%). Прогнозы экспертов говорят о том, что эта тенденция сохранится минимум до 2018 г.
В свете вышесказанного можно сделать вывод о том, что сегодня российские спортивные организации становятся полноценными
коммерческими предприятиями, развивая систему внешнеэкономических связей. Демонстрирует успешное развитие и спортивная индустрия в целом: проведение крупных спортивных мероприятий способствует ускоренному росту отрасли. Но стоит учитывать, что сохранение главенствующей роли государства в финансировании отрасли в перспективе может стать тормозящим фактором, о чем свидетельствет мировой опыт. Однако при правильном понимании происходящих процессов и своевременном принятии необходимых мер по их модернизации, спортивная индустрия сможет стать отраслью, из которой экономика России будет черпать источники для дальнейшего роста.
3.2Специфика развития индустрии спорта в России
В настоящее время спортивная индустрия имеет серьезную государственную поддержку. Государственная стратегия развития отрасли включает 57 программ на сумму порядка 8 миллиардов рублей, прежде всего направленных на поддержку перспективных спортсменов. Спорт сегодня представляет собой одновременно:
национальное достояние и предмет национальной гордости, весомый политический капитал и эффективный инструмент политической жизни,
важнейший экономический ресурс, существенно влияющий на уровень экономического развития страны и воспроизводство носителей рабочей силы, а также способный создавать специфические продукты,
- новую и особую сферу экономических и деловых отношений.
Благодаря развитию индустрии спорта стали развиваться технологии восстановления спортсменов, реабилитации, медицинской помощи, новые медицинские технологии. Спортивная индустрия тесно связана с индустрией развлечений. Данные индустрии получают свое развитие благодаря совершенствованию новых технологий и техники (рис. 1).
Рисунок 1. Взаимодействие индустрии спорта с медицинской индустрией и индустрией развлечений
С одной стороны, взаимодействие различных индустрий, взаимовыгодное
сотрудничество и развитие являются положительной тенденцией. Однако, с другой стороны, участились случаи выявления допинга у спортсменов России. Также для увеличения рейтинга стали целенаправленно формировать скандальные ситуации, освещать конфликты и т. д. Сейчас спорт является объектом рыночных отношений. Он рассматривается
как самостоятельный и эффективно функционирующий институт рынка. Поэтому подробно исследуются субъекты и объекты индустрии спорта, выявляются экономические интересы и потребности всех основных субъектов этих рыночных отношений.
Предлагается рассмотреть понятие «индустрия спорта», или «рынок спорта». Индустрия спорта включает в себя несколько аспектов:
спонсорство, в том числе выплаты за то, чтобы та или иная продукция ассоциировалась с командой, лигой или спортивным соревнованием, а также права на фирменное наименование;
доходы от продажи билетов на спортивные соревнования;
доходы от продажи прав на трансляцию спортивных соревнований по вещательным и кабельным телевизионным сетям, с помощью телевизионных станций, наземных и спутниковых радиостанций, Интернета и мобильных устройств;
мерчандайзинг, в том числе продажа лицензионных товаров с логотипами команды или лиги и изображениями игроков, а также других видов интеллектуальной собственности;
подготовка специалистов - тренеров, спортсменов, спортивных менеджеров разных уровней и функциональных направлений;
спортивная медицина;
строительство и оборудование стадионов, спортивных комплексов и залов;
доходы от концессионных соглашений в отношении продуктов питания.
За последние десятилетия мировой спорт из зрелища и формы досуга превратился в динамично развивающуюся индустрию, продолжая набирать все большую популярность и инвестиционную привлекательность. Масштабы развития спортивной индустрии характеризует стабильное увеличение доходов (рис. 2).