Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития...pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие индустрии спорта началось ещё в начале 80-х годов, когда Между­народный Олимпийский комитет (МОК) возглавил Х.А. Самаранч. Именно при его участии МОК разработал и внедрил маркетинговую программу, которая направлена на привлечение крупного бизнеса к олимпийским соревнованиям. Это время и стало точкой отсчёта коммерциализации профессионального спорта [10, с. 358]. Индустрия спорта включает так называемые основные сегменты. Основ­ными сегментами для нашей индустрии спорта являются: профессиональный спорт, массовый спорт, студенческий спорт, детский спорт. Большое внимание сейчас уделяется спорту для лиц с ограниченными возможностями, оздорови­тельному спорту. Есть проблемы у таких сегментов, как школьный, дворовый спорт, спорт ветеранов. Государство делает всё необходимое для привлечения инвестиций бизнеса в данные сегменты, но проблем здесь хватает.

Давая характеристику индустрии спорта, необходимо отметить и различные формы её проявления, к которым относится: вид профессиональной трудовой де­ятельности (для спортсменов, тренеров и менеджеров);важнейший экономиче­ский ресурс, влияющий на уровень и динамику экономического развития страны; бизнес (для профессиональных клубов и лиг, спортивных и маркетинговых агентств, спортивных менеджеров и промоутеров, телеканалов и СМИ);эффек- тивный канал продвижения на рынке своей продукции и своего бренда (для спон­соров и рекламодателей);возможность формирования позитивного и привлека­тельного для покупателей имиджа своей компании (через участие в спортивных событиях). В нашей стране из предложенных форм проявления инду­стрии спорта не все сформированы на том уровне, на котором они должны нахо­диться. У нас не в полной мере задействован спортивный бренд таких видов спорта, как хоккей, футбол, баскетбол и т. д. Нет массового привлечения потре­бителей через систему вещания спортивных каналов, доступных для населения.

Нельзя не отметить источники доходов мировой индустрии спорта, кото­рые, по сути, делают эту сферу полноценным сектором экономики. К ним отно­сят: доходы от продажи билетов и абонементов на спортивные соревнования; спонсорство спортивных соревнований, федераций, лиг, клубов, команд и спортсменов; продажа прав на телетрансляции; мерчандайзинг (включая как спортивную атрибутику, так и спортивные товары). В России данные источники доходов работают не в полной мере. У нас нет культуры потребления спорта как товара. В этом направления российская индустрия спорта делает фак­тически первые шаги, но результаты уже есть. Благодаря государственной под­держке, отечественный спорт вышел на более качественный уровень своего раз­вития. Подтверждение этому Олимпиада в Сочи, которая наглядно продемон­стрировала всему миру, что индустрия спорта в нашей стране есть и будет дальше развиваться.


Современная индустрия спорта - это довольно динамичная система эконо­мических отношений и интересов, которые имеют основные субъекты этой ин­дустрии. Важнейшими субъектами индустрии спорта являются спортивные лиги, спортивно-оздоровительные клубы, спортивные агентства, которые осу­ществляют успешную предпринимательскую деятельность в спорте.

Партнерское взаимодействие государства, спортивных организаций и биз­неса может помочь создать смешанные каналы финансирования российского спорта, сохранив при этом интересы каждого из участников этого партнерства. Государство на современном этапе заинтересовано в том, чтобы в стране рабо­тала пропаганда здорового образа жизни, ибо здоровье нации в конечном итоге влияет и на престиж страны на международной арене, и на повышение экономи­ческого потенциала страны. Необходимо начинать с создания благоприятных условий и сопутствующей инфраструктуры в развитии детского, массового и оздоровительного спорта.

Примером может служить Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России» и другие спортивные мероприятия, проводимые каждым регионом страны. В Челябинской области в каждом муниципальном районе проводится ежегодно школьная Спартакиада, представленная несколькими видами спорта. Особое внимание уделяется греко-римской борьбе, самбо, дзюдо. Не случайно наш регион принимал в этом году чемпионат мира по дзюдо.

Государство сегодня активно привлекает такие крупные госкорпорации, как «Газпром», «Роснефть», ВТБ и другие для привлечения капиталовложений в ин­дустрию спорта. Спорт является самой благоприятной средой для продвижения своей продукции, поиска новых рынков сбыта и новых покупателей, а также фор­мирует максимум позитивных эмоций для положительного восприятия реклами­руемых продуктов и услуг по сравнению с другими каналами продвижения.

Условием успешного партнерского взаимодействия спортивных организа­ций с бизнесом является наличие высококвалифицированных спортивных мене­джеров. Таких специалистов, к сожалению, мало, но это является стимулом для развития отечественного спорта. Ведь не только государство должно продвигать интересы спорта на рынке, сами спортивные федерации, клубы, лиги, ДЮСШ во главе с Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ. Таким об­разом, работа с бизнесом является огромным резервом для формирования устой­чивых и необходимых бюджетов спортивных соревнований и спортивных орга­низаций.


2.2 Взаимодействие индустрии спорта и политики министерства спорта РФ

Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на пери­од до 2020 года», развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направле­ний социальной политики государства. Спортивная индустрия становится важной и неотъемлемой ча­стью отраслевой экономики страны. Физическая культура и спорт все чаще проникают во все сферы жизни людей, формируют отношения с государ­ством, образуя специфическую сферу для ведения бизнеса. Физическая активность и спорт являются важнейшей сферой предпринимательской деятельно­сти, которая обеспечивает, с одной стороны, заня­тость многих людей в отраслях спортивной инду­стрии, с другой стороны, указанные отрасли пред­принимательства пополняют федеральные и местные бюджеты за счет налоговых поступлений, что позво­ляет государству решать социальные проблемы населения. Динамика развития самого спорта и его видов все больше связана с экономикой, торговлей и профессиональной ориентацией участников спор­тивных мероприятий. В этой системе находятся зна­чительные материальные и финансовые активы, расширяется сеть трудовых и управленческих ресур­сов. Спортивная индустрия объединяет не только спортсменов, одновременно формируется традици­онная коммерческая сфера деятельности и организа­ция бизнеса, которая, в свою очередь, позволяет за­рабатывать деньги в условиях конкуренции как в сфере национального, так и в сфере международного спорта.

Говоря об индустрии спорта, стоит отметить ее многообразие и многоцелевой рынок.

Рынок спортивных товаров:

  • потребители: категория непрофессиональных потребителей, профессиональные спортсмены;
  • производители: коммерческие организации.

Рынок спортивных услуг:

  • потребители: категория непрофессиональных потребителей, реже профессиональные спортсмены;
  • производители: коммерческие организации (фитнес клубы, танцевальные школы), некоммерче­ские физкультурно-спортивные организации (секции и др.).

Предпринимательская деятельность в инду­стрии спорта организована на тех же принципах, что и предпринимательство в целом.

Отдельно стоит отметить такое направление в индустрии спорта, как организация спортивных ме­роприятий. Для того чтобы преуспеть в данном направлении, необходимо привлечь потребителя яр­ким зрелищем, престижем планируемого мероприя­тия, положительными впечатлениями и, самое глав­ное, спортивными результатами. Целевой аудитори­ей в индустрии спорта являются: зрители и болель­щики, телевидение и СМИ, а также многочисленные бизнес-структуры. На сегодняшний день успешными стратегиям в сфере организации спортивных меро­приятий можно назвать стратегии, ориентированные как на спортивный, так и не экономический резуль­тат.


Основным потребителем в индустрии спор­тивных мероприятий является сегодня зритель. Он может быть на стадионе, дома или в спорт-баре. Хо­тя, безусловно, самый желанный клиент для спор­тивных организаций - это тот, кто приходит непо­средственно на стадион. Именно этот зритель поку­пает билет, приобретает сувенирную продукцию с символикой, а также пользуется различными серви­сами на стадионе. Он крайне важен для спонсора и рекламодателя, а также красивой телевизионной кар­тинки. Привлечь такого потребителя - значит иметь возможность активной рекламы смежных товаров и услуг. Борьбу за потребителя в индустрии спорта сегодня выигрывает та спортивная организация, ко­торая приглашает его посмотреть спортивное сорев­нование в удобных и комфортных условиях. Именно поэтому важнейшим фактором конкурентоспособно­сти спортивной организации является удобный и комфортный стадион (дворец спорта, баскетбольный зал и т. п.).

В целом необходимо отметить, что сегодня в реальных рыночных условиях многие спортивные организации (особенно лиги и клубы) стремятся ра­ботать как полноценные коммерческие предприятия, в первую очередь, ориентируясь на конечных потре­бителей индустрии спорта.

Однако многие предприятия спорта зависят от политики Министерства спорта РФ. К примеру, про­изводители, ориентированные на гос. закупки, остро реагируют на сокращение бюджета в отношении спортивной индустрии. Само же государство, по­средством ответственных структур, является актив­ным участником индустрии спорта. Так, согласно отчету Министерства спорта РФ, за 2013 год были достигнуты основные запланированные результаты.

Привлечено к систематическим занятиям фи­зической культурой и спортом 36 млн человек, из которых более 540 тыс. инвалидов и лиц с ограни­ченными возможностями здоровья.

До 270,5 тыс. единиц увеличена сеть спортив­ных сооружений, доступных для различных катего­рий и групп населения, 18 % из них адаптированы для возможности занятия спортом инвалидов. Сеть спортивных сооружений способна единовременно принять свыше 7 млн человек.

Обеспечены успешная подготовка и проведе­ние следующих мероприятий с участием спортивных сборных команд Российской Федерации:

  • чемпионаты мира и Европы 2013 года;
  • XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казань;
  • XIV чемпионат мира ИААФ по легкой атле­тике в г. Москва;
  • VI Кубок мира по регби-7 в г. Москва;
  • II Всемирные Игры боевых искусств в г. Санкт-Петербург.

Разработан и принят Федеральный закон от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в

Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и план его реализации.

Достигнутые результаты позволили достичь следующих показателей:

  • доля граждан Российской Федерации, систе­матически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения - 27,1 %;
  • уровень обеспеченности населения спортив­ными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта - 26,2 %;
  • доля спортивных объектов, подлежащих к использованию в сфере физической культуры и спорта в постсоревновательный период XXVII Все­мирной летней универсиады 2013 года в г. Казань, в общем количестве спортивных объектов XXVII Все­мирной летней универсиады 2013 года в г. Казань - 100 %.

Анализ данных о финансировании физической культуры и спорта в России показал, что наибольших затрат требует заработная плата работ­ников физической культуры и спорта (33,7 %), а также инвестиции на реконструкцию и строитель­ство спортивных сооружений (20,3 %).

Меньших затрат требуют капитальный ре­монт спортсооружений (3,2 %) и приобретение спор­тивного оборудования и инвентаря (5 %).

Рынок же спортивных услуг менее резко реа­гирует на бюджет Министерства спорта РФ.

Во многом успех коммерческого предприятия индустрии спорта зависит от рекламной компании того или иного вида спорта, качества предоставляе­мых услуг, а также общей экономической ситуации в стране.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что индустрия спорта во всех ее проявлениях в значи­тельной степени подвержена внешним факторам и зависит от экономической ситуации в стране. Этой отрасли важны как финансовая поддержка государ­ства, так и спонсорская помощь, а определенное направление политики развития спорта в России.

Глава 3 Анализ перспектив развития индустрии спорта в Российской Федерации

3.1 Характеристика индустрии спорта в мире и в России как современного источника экономического роста

В условиях интенсивных структурных преобразований, сопровождающих развитие переходной экономической системы России, оформление рыночных отношений наблюдается в принципиально новых звеньях народного хозяйства. Так, под воздействием фактора сокращения государственного финансирования спортивные организации столкнулись с проблемой поиска источников финан­совых ресурсов, что обуславливает внедрение инноваций в экономическую сто­рону их существования и постановку деятельности на рельсы рыночной эко­номики. Кроме того, учитывая углубление коммерциализации спортивных ме­роприятий и усиленно развивающуюся инфраструктуру спорта, можно сказать, что индустрия спорта становится полноценной отраслью экономики. Актуаль­ность исследования существующих тенденций не вызывает сомнений, так как трансформация экономики России требует свежего взгляда на сущность отрас­лей народного хозяйства. Понимание модернизации отношений в области спор­та необходимо для выяснения вопроса о перспективах спортивной индустрии в обеспечении эффективного развития российского экономического комплекса.