Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития...pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, двумя основными элементами микроэкономики профессионального спорта являются профессиональные спортсмены и клубы. Спортсмены, обладающие профессиональными возможностями, получают прибыль от продажи их на рынке игровых контрактов. А клубы в свою очередь применяют контракты для получения дохода от игровых выступлений.

1.2. Динамика изменений в индустрии спорта

Спортивная индустрия зародилась еще в начале 80 -х годов, в то время, когда Международный Олимпийский Комитет (МОК) взялся возглавить Х.А.Самаранч. При его участии МОК запустил маркетинговую программу, направленную на вовлечение крупномасштабного бизнеса к Олимпийским играм. Именно это послужило толчком коммерциализации профессионального спорта [25].

Индустрия спорта носит в себе главные сегменты:

  • профессиональный спорт;
  • массовый спорт
  • студенческий спорт
  • детский спорт

Хотелось бы отметить, что в наше время уделяется достаточно большое внимание оздоровительному спорту и спорту для людей с ограниченными возможностями.

В 90-е годы XX века существенно сыграло телевидение, потому как стали пропагандироваться разные спортивные прoекты, они относились к части развлечений, при этом существенно не играли роли [14]. Спортивные достижения в эти времена оказались не в пределах призовых мест. Этому послужили ряд причин. Одной из важных причин являлось отсутствие достаточной мотивации от государства, которое, можно сказать, оставило на самотек развитие спорта в стране. Также, тому причиной были небольшие инвестиции и отсутствие управленческих кадров.

Положение стало значительно меняться лишь к началу XXI века. И также, в большей степени тому послужило государство, сделавшее огромный прорыв в развитии спортивной индустрии.

В России не каждый вид проявления индустрии спорта закреплен на том уровне, на котором должен находиться. В нашей стране не полностью задействован спортивный бренд видов спорта, как футбол, хоккей, баскетбол и иные. Отсутствует массовое привлечение потребителей с помощью спортивных каналов, доступных населению.

Сегодня государство вполне реально оценивает уровень спортивного развития и стремительно продвигается по лестнице изменения к лучшему. Примером этому может стать принятая правительством Российской Федерации «стратегия развития физической культуры и спорта на срок до 2020 года». Как мы говорили ранее, целью стратегии является создание условий, обеспечивающих гражданам страны вести здоровый образ жизни, регулярно заниматься физической культурой, спортом, обеспечить доступом к развитой спортивной инфраструктуре, и конечно, поднять уровень конкурентоспособности российского спорта. Эта стратегия поделена на 2 этапа: I этап (2009 - 2015), II этап (2016 - 2020)


Первый этап закончился три года назад и были подведены итоги этой стратегии [16].

  1. к концу 2015 года количество занимающихся физкультурой достигло 31,7% от всего населения;
  2. в сравнении с 2008 годом, процент студентов и учащихся, занимающихся возрос на 26% и к 2015 году составляло 68,9%;
  3. увеличилось количество Россиян, регулярно занимающихся физкультурой на 10 млн. человек;
  4. обеспеченность населения спортивными объектами возросла на 7% и дошла до 31%;
  5. выполнен плановый показатель 2015 года по числу тренеров и тренеров - преподавателей физкультурно -спортивных организаций, которые работают по специальности и осуществляют физкультурно - оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения (361 тыс. человек);

6) спортивные соревнования, мероприятия и фестивали привлекли около восьмидесяти миллионов человек к соревновательной деятельности (это более половины населения нашей страны).

За последние 5 лет на территории России прошли крупные спортивные мероприятия, к примеру: чемпионат мира по регби, Зимняя Олимпиада в Сочи, финал Лиги Чемпионов по футболу, также мы в ожидании проведения чемпионата мира по футболу. Большое количество людей отрицательно относятся к проведению таких мероприятий, потому как они влекут за собой большие бюджетные затраты, однако такие спортивные мероприятия вносят огромный вклад в социальное развитие страны в целом и отдельных регионов [31,С. 9].

Стоит отметить, что данные мероприятия поднимают престиж страны, российского спорта, стимулируют к занятиям спортом, пропагандируют здоровый образ жизни и побуждают к развитию отдельных видов спорта, все это в совокупности дает полноценный эффект. При проведении таких масштабных мероприятий встает вопрос о том, позволяет ли экономическая составляющая проводить их, вполне ли экономика нашей страны устойчива, чтобы обеспечить всеми экономическими ресурсами такие мероприятия и к тому же обеспечить явку зрителей, потому как мероприятие обязано нести не только информационный характер, но должно и окупиться.

По мнению специалистов Pricewaterhouse Coopers, мировая и российская спортивная индустрия в целом оправляются после экономического кризиса 2009 года.

Сегодня наблюдается всеобщая глобализация мировой индустрии спорта.

Профессиональный спорт полностью прекратил исходить лишь от стран Северной Америки и Европы, современная локация спорта значительно обширнее. Во всемирной индустрии спорта появились новые сильнейшие игроки, а в секторе спортивных событий появились все новые страны.


В таблице 1, приведенной ниже, можно увидеть лишь некоторые примеры в подтверждение данного тезиса.

Таблица 1

Страны и года проведения масштабных спортивных мероприятий

Олимпийские игры (зимние, летние)

ЧМ по футболу

Китай

2008,2022

ЮАР

2010

Россия

2014

Бразилия

2014

Бразилия

2016

Катар

2022

Южная Корея

2018

Чемпионат Европы по футболу, который состоится в 2020 году, пройдет вообще на стадионах 13 стран. Примеров можно привести еще много. Спорт пришел на все материки, во все страны. Именно это изрядно повышает его коммерческую и инвестиционную привлекательность.

На масштабный уровень поднялась конкуренция в мировой спортивной индустрии. В наше время, в спорте конкуренцию между собой составляют:

-страны (ведущие борьбу за победы и первые места в таблице зачетов, а также за право проводить крупные спортивные события на своей территории);

-организаторы соревнований (за трансляции, денежные вложения спонсоров и рекламодателей);

  • профессиональные лиги, профессиональные клубы, спортсмены и сборные команды.

Причинами обострения конкуренции являются скандалы на фоне коррупционных действий, скандалы с допингом, информационные войны и иные виды проявления нечестной конкуренции. В целом, аудитория

спортивных событий возросла в несколько раз. Это значительно повысило интерес к спорту со сторон бизнеса, в особенности крупного, потому как за этими событиями при помощи различных коммуникационных средств следят миллионы потенциальных клиентов.

В течение нескольких последних лет в мировой индустрии спорта наблюдается закрепившийся, постоянный рост количества спортивных событий [31].

Заметно перегружен календарь соревнований, довольно часто совпадают сроки проведения соревнований, что плохо для телевидения, зрителей и болельщиков. Это становится проблемой и для спортсменов, ведь абсолютно не всегда учитываются их интересы, а иногда они вообще остаются без права на отдых, восстановление и установленный режим тренировок и соревнований, вследствие чего мы наблюдаем частые травмы, прием спортсменами запрещенных препаратов, не полное восстановление, регулярная физическая, а особенно психологическая истощенность. Безусловно, играет роль постоянные конфликты интересов организаторов соревнований, которые получают прибыль за счет спортивных событий и конечно спортсменов.


В связи с стремительным развитием компьютерных и информационно- коммуникационных технологий произошел рост зрительской аудитории на спортивных событиях. Интернет, телетрансляции, мобильные гаджеты и прочие средства связи значительно повысили возможность просмотра спортивных событий. В целом, аудитория наблюдателей спортивных событий возросла в разы, оставив в меньшинстве тех, кто находится на спортивном сооружении как зритель. Это все значительно повысило интерес к спорту, как к бизнесу, особенно крупному, потому как за спортивными событиями в разном виде следят огромное количество их потенциальных покупателей и клиентов.

Довольно быстро в разных видах увеличилось влияние бизнеса на спорт. Результат этого влияния:

  • регулярное увеличение количества коммерческих соревнований;
  • образование все новых и новых фoрматов проведения соревнований (в том числе за счет обновления правил в некоторых видах спорта).
  • появление новых соревнований и новых видов спорта.

Глава 2. Анализ индустрии спорта в Российской Федерации

2.1 Развитие индустрии спорта в России

В современном спортивном обществе большую роль играет индустрия спорта, особенно это заметно в странах постиндустриального общества, где спорт поставлен на коммерческую основу и из него извлекаются большие при­были. Спорт стал полноценной отраслью экономики, куда вкладываются огром­ные инвестиции в развитие спортивных клубов, сопутствующей инфраструк­туры. В европейских странах спорт является важной сферой предприниматель­ской деятельности, обеспечивая занятость людей в отраслях спортивной инду­стрии. Данные отрасли вносят налоговые поступления в бюджеты, что позволяет государству решать многие насущные социальные проблемы населения. Разви­тие спорта на современном этапе связано с экономикой, торговлей, правовой сферой не только в отдельных видах спорта, но и профессиональных спортсме­нов, интересы которых представляют спортивные агенты, менеджеры.[8, C. 140]

В России индустрия спорта только вступает в фазу своего развития, но сде­лано многое. В нашей стране спорт был действительно зрелищным, массовым видом, доступный каждому человеку. Понятия «спорт» и «здоровый образ жизни» неразрывно связаны, все занимались спортом, чтобы быть здоровыми. Но времена меняются, меняется и отношение к спорту. В конце XX века модер­низация охватила и российский спорт, нам нужно было шагать в ногу со време­нем, ибо после распада СССР в спорте образовалась огромная брешь: отъезд спортсменов, тренеров, потеря спортивных сооружений, ликвидация спортив­ных учреждений и многое другое. С распадом СССР рушились многолетние связи с бывшими советскими республиками, необходимо было фактически за­ново строить спортивный мир нашего нового государства России. После олим­пиады 1992 года в Барселоне, где в последний раз выступала объединённая сбор­ная СНГ, наша страна оказалась в незавидном положении, необходимо предпри­нимать какие-то управленческие действия, выводить спорт на более качествен­ный уровень.


В 90-е годы XX века важную роль стало играть телевидение, где массово пропагандировались различные спортивные проекты, которые относились к сек­тору досуга и развлечений, не играя при этом существенной роли. Позиции спор­тивных достижений нашей страны в эти годы оказались за пределами «призовой тройки». Для этого существовали объективные и субъективные причины. Одной из важных причин стало отсутствие мотивации со стороны государства, которое фактически пустило на самотёк развитие российского спорта: небольшой поток инвестиций, отсутствие профессиональных управленческих кадров, роль сыг­рало и падение международного авторитета страны.

Ситуация коренным образом начала меняться в начале XXI века. И здесь большую роль сыграло государство, в последние годы сделан большой прорыв в развитии индустрии спорта. Согласно «Стратегии развития физической куль­туры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», развитие физи­ческой культуры и спорта является одним из приоритетных направлений соци­альной политики государства [14, с. 207].

Исходя из данной Стратегии, государство до 2020 года разработало ком­плекс мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей состав­ляющей здорового образа жизни. Да, спорт сейчас стал профессионально ком­мерческим, не имеющий национальных границ, но имеющий во многих отноше­ниях политический контекст. В нашей стране в понятие «индустрия спорта» вкладывается более широкое значение:

  1. создание новой национальной системы физкультурно-спортивного вос­питания населения;
  2. разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической куль­туры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
  3. модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессиональ­ного образования;
  4. совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортив­ного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсме­нов и тренеров;
  5. развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методиче­ского, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно­спортивной деятельности;
  6. развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совер­шенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельно­сти;
  7. создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями [24, с. 146].