Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Механизм формирования системы франчайзинга
Экономический механизм взаимоотношений в системе франчайзинга
Глава 2. Перспективы развития российского франчайзинга
2.1 Моделирование взаимодействия малых и больших предприятий на основе франчайзинга
Введение
Актуальность. В рыночной экономике существует многообразие различных форм предпринимательства, причем большое внимание уделено малому бизнесу и среднему бизнесу. Одной из таких форм является франчайзинг. Очевидно, что создание филиалов или представительств требует гораздо больше времени и больших инвестиций, которых в последнее время стало явно меньше, можно предположить, что имеет место новый способ организации бизнеса, позволяющий отечественным предпринимателям использовать российские и иностранные известные торговые марки. Этот способ и называется франчайзинг.
Россия сейчас находится не в лучшем положении в связи с тем, что находится под действием санкций США и стран ЕС. Рост цен на продукты, нехватка денег у населения, отсутствие многих импортных товаров, появление подделок известных брендов. Плюс к этому всему инцидент с Турцией, а, следовательно, и испорченные отношения. Из-за санкций Россия потеряла до 40 млрд долларов в год, а также 90-100 млрд из-за падения цен на нефть. Об этом сообщает Интерфакс со ссылкой на заявление главы Минфина Антона Силуанова.
Отток капитала из России на 2016 год оценен в 130 млрд долларов.
Франчайзинг в наше время один из самых эффективных инструментов, позволяющих повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Предприятия получают новые технологии и помощь на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными.
В настоящее время в Америке франчайзинг охватывает более 50 отраслей, представляя собой способ распределения товаров и услуг, по которому агент (франчайзи) получает от принципала (франчайзера) право использовать торговую марку и операционную систему, в обмен на контроль со стороны франчайзора и роялти (выплаты).
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Снижение рисков – главное преимущество франчайзинга.
Франчайзинг в настоящее время получает все большее распространение на территории России и нуждается в выработке комплексного знания о нем. Все это и определяет актуальность и значимость выбранной темы.
Целью данной работы является исследование отечественного осуществления франчайзинговых операций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить понятие и выделить преимущества и недостатки системы франчайзинга.
- Раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России.
- Проанализировать отечественный опыт осуществления франчайзинговых операций.
- Изучить механизм формирования взаимоотношений в системе франчайзинга.
Объект исследования – франчайзинг
Предмет исследования – совершенствование франчайзинга как формы хозяйственной деятельности предприятия.
Информационной базой работы послужили:
- нормативно-правовые акты,
- учебники,
- учебные пособия,
- материалы периодической печати,
- ресурсы сети Интернет.
Структура исследовательской работы состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Механизм формирования системы франчайзинга
Понятие и виды франчайзинга
Франчайзинг - явление объективное, которое сложилось исторически и прочно закрепилось в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития.[1]
В мире франчайзинг известен уже давно. Некоторые специалисты утверждают, что он появился еще в Средних веках. Однако в наше время, несмотря на французское имя представляет собой чисто американский феномен. В наше время уже никого не удивить импортными товарными знаками таких фирм как «Coca-Cola», «Adidas», «Savage», «McDonald’s» и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с производителем, который имеет высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Франчайзинг является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в средневековье.[2]
В последнее время все больше предприятий на отечественном рынке, заявляют о желании использовать франчайзинг для развития своего бизнеса. В ближайшее время франчайзинг может стать наиболее эффективным для выхода предприятий на регионаьный рынок России. Франчайзинг доказал свою эффективность и интенсивно развивается благодаря высокой степени выживаемости франшизных предприятий (см. рис. 1.1).
Рис. 1.1. Степень выживаемости предприятий
По своей сущности франчайзинг является системой взаимоотношений, заключающейся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило высокую репутацию и яркий имидж на рынке) другой стороне (фирме или предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарный знак, фирменный стиль), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороне будет содействовать росту и закреплению на рынке.
Использование передаваемых франчайзером прав не лишает франчайзи юридической самостоятельности, однако в целях сохранения своей репутации франчайзер наделяется контрольными функциями в части использования пользователем переданных прав и исполнения стандартов ведения деятельности. Корпоративные стандарты должны быть разработаны франчайзером и являются предметом франшизы, то есть всего пакета предложений, являющихся предметом договора.
Франчайзинг предполагает стабильные и длительные отношения между партнерами, что позволяет установить длительные цели.
В основе франчайзинга лежит договор, по которому один человек предоставляет другому человеку в обмен на роялти возможность использования прав принадлежащих франчайзеру на такую собственность, как фирменные знаки, технологии, и другое.
Франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером (тот, кто предоставляет франшизу) и франчайзи (тот, кто её получает). Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услугу по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер.
Рисунок 1.2 Модель франчайзинга
В процессе франчайзинга всегда принимают участие как минимум две стороны, между которыми заключен договор.
Одна сторона всегда является владельцем фирменного знака, авторских прав, собственного стиля, идеи – франчайзер. Он хочет продать право использования своей марки, технологий, распространение своих товаров и услуг.
Другая сторона – франчайзи – юридическое лицо, которое наоборот хочет создать собственное дело на основе другой компании. Франчайзи осуществляет свои действия под фирменным знаком франчайзера и использует его репутацию на рынке товаров и услуг. За это франчайзи регулярнопроизводит определенные платежифранчайзеру.
Предприниматель может использовать франчайзинг в качестве развития бизнеса.
Если даже один из признаков отсутствует, то это не франчайзинг, а лицензионный договор на право использования бренда или отношения с элементами франчайзинга.[3]
Можно выделить следующие виды франчайзинга:
- Товарный франчайзинг - это франчайзинг на продажу готового товарного продукта.
- Производственный франчайзинг - фирма, обладающая секретом производства и запатентованной технологией изготовления, обеспечивает франчайзи сырьем и передает права на использование своей технологии.
- Сервисный франчайзинг используется организациями сферы обслуживания для выхода на новые рынки и построения единой разветвленной сети.
- Деловой франчайзинг (франчайзинг в бизнесе) - является наиболее популярным способом франчайзинга. Это вид франчайзинга, в соответствии с которым франчайзер представляет франчайзи не только весь комплекс исключительных прав, то есть делится с ним собственными методами, способами, искусством ведения коммерческой деятельности, но и непосредственно осуществляет подготовку всесторонней программы деятельности для франчайзи.
Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится одной частью системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, торговцем, фирмой в сфере услуг или просто владельцем прав, которые по договорю он передает франчайзи. Но при этом все предприятия должны работать в одном стиле, соблюдать внутрисистемные интересы и работать по единой методологии.
Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса.
Экономический механизм взаимоотношений в системе франчайзинга
Перед любым предпринимателем, который выбрал франчайзинговый вариант организыции бизнеса, стоят следующие задачи:
- Определить направление своего бизнеса.
- Провести исследование рынка в своем регион.
- Выбрать франчайзера.
- Выяснить стоимость франшизы, уровень доходности уже работающих франчайзи.
- Встретиться с франчайзером после сбора всей возможной информации о нем.
- Для избежания дополнительных расходов следует обязательно привлечь к составлению договора юриста. Обратить внимание:
- На права, которые оставляет за собой франчайзер;
- На виды сервиса, который франчайзер оказывает участникам сети;
- На обязанность франчайзера консультировать франчайзи по ходу становления бизнеса.[4]
Во время до контрактных встреч закладываются будущие отношения между партнерами. На этом этапе франчайзер должен раскрыть все источники доходов, о которых не знает франчайзи, и он не должен получать тайные доходы. Поэтому всегда и вполне закономерно особое внимание уделяется обязательствам сторон. (см. табл. 1.2).
Таблица 1.2. Обязанности франчайзера и франчайзи
Обязанности франчайзора |
Обязанности франчайзи |
1 |
2 |
|
|
|
|