Файл: ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ (Гендерные особенности управленческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность изучения гендерных различий в управленческой деятельности сейчас стоит довольно остро как в психологи, так и в других науках, связанных с управлением, таких как экономика, менеджмент и государственное управление. Это обусловлено тем, что в настоящее время происходит трансформация отношения к гендерным особенностям человека как в организации, так и в обществе в целом.

Изучение гендерных особенностей и различий в управлении поможет повысить продуктивность деятельности с помощью выявления различий и стратегий в управлении, связанных с гендерными особенностями. Можно будет разрабатывать новые методики, совершенствовать и создавать тренинги по модернизации процесса управления и взаимодействия в организации.

Последнее время прослеживается стремительное изменение отношения к гендерной культуре как в повседневной жизни, так и в контексте корпоративных культур различных организаций. Сейчас уже нельзя сказать, что правила и нормы гендерной культуры применяются в организации в традиционном смысле, на первый план выходят личностно-профессиональные компетенции сотрудника, но всё же традиционное отношение к гендерным ролям не сильно утрачивает свои позиции.

Объект исследования – гендерные различия в управлении мужчинами и женщинами.

Предмет исследования – особенности управления мужчинами и женщинами.

Цель исследования – определение степени влияния гендерных различий в управленческой деятельности.

Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:

  • рассмотреть гендерные особенности управленческой деятельности;
  • проанализировать меры предотвращения гендерной дискриминации;
  • ознакомиться с причинами конфликтов в коллективе и методами решения;
  • внести рекомендации по предотвращению конфликтов в трудовом коллективе с целью снижения текучести кадров.

При написании настоящей работы использовались нормативно-правовые акты, законодательство Российской Федерации, научная литература, данные периодических изданий.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Особенности управления мужчинами и женщинами

Гендерные особенности управленческой деятельности


Современный менеджмент, как наука, как основа управленческой деятельности, претерпевает значительные изменения. Анализ данных изменений указывает на то, что процент соотношения лиц женского и мужского пола на управленческих должностях меняется в пользу первых. Все больше лиц женского пола оказывается вовлеченными в предпринимательскую деятельность, и, в особенности, в управленческую деятельность.

Предпосылками для изучения гендерных особенностей поведения личности в области управления стала интеграция разнополовой, а именно женской и мужской моделей поведения в предпринимательской деятельности.

Согласно Словарю гендерных терминов: «гендер (gender) — социально сконструированные характеристики женщин и мужчин, такие как нормы, роли и отношения между группами женщин и мужчин. Они зависят от общества и могут быть изменены». В данном контексте, необходимо привести определение гендерных стереотипов — это обобщенные представления или предрассудки о качествах или характеристиках, которыми обладают, или ролях, которые должны выполнять женщины и мужчины.

Публикации, посвященные вопросам гендерного менеджмента, позволяют сделать вывод, что кардинальных различий, с точки зрения эффективности управленческой деятельности, между лицами мужского и женского пола, нет, но, в то же время, многие исследователи в данной области, отмечают специфику ситуаций его проявления: в каких-то определенных ситуациях более эффективными управленцами являются женщины, а в каких-то – мужчины.

Под управленческой функцией следует понимать совокупность действий и приемов, направленных на решение однородных повторяющихся задач, которые необходимо решать для обеспечения нормальной жизнедеятельности организационной системы.

Управленческие функции разнообразны, их можно различать в зависимости от статуса организации, направленности деятельности, роли руководителя в ней и др. В связи с этим не существует единого перечня данных функций. Вне зависимости от вышеперечисленных факторов, можно выделить ряд функций, которые реализовывает практически каждый руководитель, а именно:

Рисунок 1 - Виды управленческих функций

Особое внимание следует уделить функции «принятие решений», которая присутствует в той или иной степени в реализации всех остальных функций и на особенность ее реализации в значительной оказывает влияние гендерный аспект управленческой деятельности.


Основным критерием, который определяет специфику управленческой деятельности, является тот или иной стиль управления, определяющий успех организации, ее развитие. Развитие организации, в отличие от ее постоянного эволюционного улучшения, – это целенаправленное комплексное изменение организации к ее более высоким конкурентным позициям, которое проводится революционным путем – единым изменением всей системы или многих ее элементов. Оно идет несколькими путями: изменением организации и системы управления, средств производства, технологий и процессов (интенсивное развитие), а также расширение масштабов производства (экстенсивное развитие).

Чтобы понять истоки гендерной культуры в современной организации в России, следует обратиться назад, процесс вовлечения женщин в производство начался ещё в XIX веке. Использование женского труда приобретает массовые формы в начале ХХ века, а именно после распада Российской империи и создания Советского Союза. В общественно-политической пропаганде того времени был популярен образ женщины-работницы и женщины-матери, таким образом, женщина СССР совмещает эти два образа. Здесь стоит отметить, что идея всеобщего равенства упрочила положение женщин в социуме и благодаря общей идее построения коммунизма и движения к светлому будущему уравняла женщин и мужчин в трудовой сфере. Примерно в это время на Западе происходит гендерная революция, в СССР же уравнение женщин и мужчин произошло само собой, на государственном уровне.

После распада Советского Союза положение женщины в России в системе денежно-трудовых отношений не потерпело изменений в худшую сторону. В других странах постовесткого пространства ситуация несколько иная, по статистке там теряется около 30% человеческого потенциала. Выделяют две системы постсоветского гендерного неотрадиционализма:

Идеология неолиберального гендерного традиционализма. Основывается на принципах равноправия и природного различия полов.

Неогосударственический традиционализм. Здесь на первый план выходит роль женщины-матери. Демографическая роль женщины рассматривается как гендерно обусловленная гражданская обязанность. Карьерная занятость женщины же рассматривается как некий барьер, который мешает ей продуктивно исполнять своё главное предназначение. Стоит заметить, что сейчас подобный подход становится всё менее популярен.

Для того, чтобы общество развивалось, а деятельность организации была продуктивной и профессиональной, необходимо не воспринимать друг друга в контексте гендерных предписаний и стереотипов, а видеть в окружающих субъектов с определённым набором личностно-профессиональных компетенций и относиться к людям, принимая во внимание их профессиональные навыки и результаты.


1.2. Меры предотвращения гендерной дискриминации

Международное сообщество солидарно в том, что принцип равенства возможностей и обращения в области труда и занятости, частным проявлением которого является принцип гендерного равенства, должен быть одним из приоритетных принципов демократического государства.

Ключевая роль в достижении гендерного равенства отведена так называемому национальному механизму — специальной системе политических структур управления и практических мер государства, направленной на внедрение гендерного подхода во все области политики и решение гендерных проблем во всех областях общественной жизни, в том числе в сфере трудовых отношений.

Национальный механизм должен включать структуры на всех уровнях государственного устройства, действовать на единых правовых, идеологических, организационных, координирующих, контролирующих принципах и быть финансово обеспеченным.

Во многих зарубежных странах государство в лице государственных органов играет активную роль в продвижении гендерного равенства. В России в настоящее время национальный механизм представлен только Комитетом Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей.

При принятии специального гендерного законодательства и создании системы органов, реализующих гендерную политику, целесообразно учитывать обширный опыт зарубежных стран.

Впервые термин «гендер» был предложен американским психологом Робертом Столлером в 1960-х гг. Под «гендером» понимается «социальный пол», т. е. социально детерминированные роли, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

Несмотря на то что российское законодательство не раскрывает значение термина «гендер», в научной литературе и средствах массовой информации данное понятие давно и устойчиво употребляется и, как правило, в контексте равенства или дискриминации.

В статье 3 ТК РФ в качестве одного из оснований дискриминации указана дискриминация по признаку пола. Попытка раскрыть содержание термина «гендер» предпринята в проекте федерального закона № 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации», внесенного на рассмотрение в Государственную Думу еще в 2003 г. Однако данный законопроект так и не был принят.


В настоящее время антидискриминационное законодательство носит фрагментарный характер, и имеющиеся немногочисленные правовые нормы используются крайне редко.

В то же время в 2015 г. на Саммите ООН по устойчивому развитию обеспечение гендерного равенства провозглашено в числе 17 основополагающих целей.

Современная российская гендерная асимметрия и дискриминация имеют преимущественно женское преломление и обусловлены многовековыми патриархальными традициями. Хотя принято считать, что к концу XX в. «женский вопрос» в СССР был решен. Женщины реализовали свое право на оплачиваемый труд и образование: в конце 80-х гг. 88% женщин трудоспособного возраста работали; доля женщин специалистов, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, достигла 60%. Тем не менее влияние женщин имело номинальный характер.

К настоящему времени гендерный вопрос не получил окончательного разрешения. Но в условиях современного общества стереотипные представления о роли женщины и мужчины в обществе ограничивают эффективность рыночных преобразований, затрудняют модернизацию социальной политики государства и препятствуют развитию страны.

Согласно статистическим данным, в 2015 г. в Федеральную службу по труду и занятости поступило 123 663 обращения о нарушении трудовых прав женщин, что составило 30% от общего числа обращений. Также было устранено 3754 нарушения, связанных с реализацией гарантий, предоставляемых женщинам гл. 41 ТК РФ.

Россия — одна из тех экономически развитых стран, в которой на государственном уровне закреплен широкий спектр льгот и гарантий, предоставляемых женщинам. Например, в США Закон «О семейном и медицинском отпуске» (Family and Medical Leave Act) 1993 г. гарантирует женщине право на неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком продолжительностью всего 12 недель после рождения ребенка.

Однако многие вопросы, связанные с гендерными равенством и недискриминацией, до настоящего времени не решены. Так, среди ключевых проблем российской действительности выделяют следующие.

1. Доступ мужчин и женщин к трудовой деятельности и профессиональному развитию. Этот фактор служит основополагающим условием для достижения гендерного равенства. Женщины в России лидируют по уровню образовательного потенциала: 35,4% работающих женщин имеют высшее образование против 27,8% работающих мужчин соответственно.

В данном контексте речь идет не столько о возможности получить образование, сколько о возможности применения полученного образования на практике.