Файл: Анализ спортивной организации на примере ФК Спартак Москва..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 280
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы развития физкультурно-спортивной деятельности в сфере российского футбола
1.1. Система управления профессиональными футбольными клубами и условия их функционирования в России
1.2. Проблемы организационно-управленческой деятельности профессиональных футбольных клубов в России
2. Анализ физкультурно-спортивной деятельности на примере АО ФК «Спартак-Москва»
2.1. Характеристика организации ФК «Спартак-Москва»
2.2. Организационная структура организации ФК «Спартак-Москва»
2.3. Рекомендации по улучшению деятельности ФК «Спартак-Москва»
Но золотые медали 2001 года стали последними в новейшей истории «Спартака», и после триумфа 90-х наступил период упадка, началась смена тренерского состава, а приглашение в команду огромного количества малоизвестных зарубежных футболистов не принесло успеха на внутренней арене, а про евро кубковые баталии тех времен болельщики «Спартака» и совсем нелестного мнения.
После провальных сезонов 2003-го и 2004 гг. наметились перемены к лучшему – в течение трех лет «Спартак» заканчивал сезон на втором месте. Однако в сезоне-2008 неудачная игра во внутреннем первенстве и провал в квалификационных матчах Лиги чемпионов стоил поста главного тренера Станиславу Черчесову, и на его место был приглашен знаменитый в прошлом футболист датчанин МикаэльЛаудруп.
Но и Лаудруп после не слишком удачного старта в сезоне-2009 был отправлен в отставку, а исполняющим обязанности главного тренера стал генеральный директор Валерий Карпин.
В сезоне 2014/15 руководство «Спартака» вновь предприняло попытку пригласить на пост главного тренера-иностранца, которым и стал швейцарец Мурат Якин. Но новый тренер не сумел принести команде желанного результата: «Спартак» вновь занял 6-е место в чемпионате. По окончании сезона Леонид Федун покинул пост председателя совета директоров клуба, также покинули клуб главный тренер Якин и генеральный директор Асхабадзе. Ведущие посты в «Спартаке» заняли Сергей Родионов (генеральный директор) и Дмитрий Аленичев (главный тренер).
В тренерский штаб вошли бывшие игроки «Спартака» — Егор Титов (помощник главного тренера) и Дмитрий Ананко (помощник главного тренера. Первый и единственный сезон 2015/16 под руководством Аленичева «Спартак» завершил на 5-м месте и квалифицировался в Лигу Европы на следующий сезон.
Перед сезоном 2016/17 помощником Аленичева стал итальянский тренер Массимо Каррера. После поражения команды в еврокубках, место главного тренера занял Каррера, под руководством которого, «Спартак» занял лидерство в чемпионате уже с 4-го тура. Первый круг чемпионата «Спартак» уверенно завершил на первом месте, опережая ближайшего преследователя на 6 очков. В весенней части первенства подопечные спартаковцы поочередно обыграли своих главных преследователей — «Зенит» и ЦСКА и практически гарантировали себе чемпионство. Таким образом «Спартаку» удалось выиграть первое за 16 лет чемпионство и прервать 13-ти летнюю серию без трофеев.
2.2. Организационная структура организации ФК «Спартак-Москва»
Любой сравнительный анализ предполагает выработку критериев или оснований, исходя из которых можно определить то общее, что присуще каждому футбольному клубу и те различия, которые определяют уникальность или специфику клуба.
В России сложилась типовая структурно-функциональная модель управления футбольным клубом, основными элементами которой являются:
Общее собрание акционеров;
Президент клуба;
Высший исполнительный орган;
Генеральный директор клуба.
Такая структура направлена на обеспечение главных направлений в работе футбольных клубов. Так, повышением спортивного мастерства команды занимается спортивно-международное управление (спортивный директор, основная команда, дублирующие и детско-юношеские команды, международный отдел).
Повышение экономической эффективности деятельности клуба возложено на коммерческое управление (заместитель генерального директора, коммерческий отдел, билетный отдел, рекламный отдел) и управление связи с общественностью (заместитель генерального директора по связям с общественностью, пресс-служба, отдел по работе с болельщиками, информационно-аналитический отдел).
Управление бухгалтерии и финансов (финансовый директор, бухгалтерия, финансовый отдел) и административно-хозяйственное управление (заместитель генерального директора, хозяйственный отдел, транспортный отдел, юридический отдел, секретариат и служба безопасности) занимаются обеспечением текущей работы клуба.
Футбольный клуб «Спартак - Москва» является самым титулованным клубом России. Клубу принадлежат рекорды по количеству побед в чемпионате России (9 титулов) и в Кубке СССР (10 побед). Кроме того, «Спартак» шесть раз в своей истории выигрывал «дубль», т.е. победы в чемпионате и кубке в течение одного сезона, и является единственной командой в СССР, которая дважды подряд выигрывала «дубль» (сезоны 1938, 1939).
На рисунке 2.1. Представлена организационная структура АО ФК «Спартак Москва».
Рисунок 2.1. Организационная структура АО ФК «Спартак Москва».
Клуб представляет собой самостоятельную организацию со всеми характерными для неё службами и подразделениями. Организационно-функциональная структура футбольного клуба «Спартака» в основном совпадает со структурой любого другого футбольного клуба.
Владелец «Спартака» и председатель Совета директоров Леонид Федун - российский предприниматель, вице-президент ОАО «ЛУКойл». После того, как Валерий Карпин покинул пост генерального директора футбольного клуба и перешел на тренерскую работу, эту должность 1 февраля текущего года занял Роман Асхабадзе.
Тренерский штаб возглавляет главный тренер команды Валерий Карпин.
Футбольная команда ФК «Спартак-Москва» имеет в своем составе главного тренера, его ассистентов по работе с вратарями, по физической подготовке, селекционеров, старшего тренера, тренеров дублирующего состава и детско-юношеских команд, начальника команды, а также администратора, врачей и массажистов. Обслуживанием персонала команды занимаются директор и работники спортивной базы, сотрудники гаража, столовой и уборщики.
Организационно-правовой формой ФК «Спартак-Москва» является Акционерное Общество, акционерами которого являются около десяти крупнейших компаний России и Москвы.
Высшим органом управления клубом является собрание акционеров. Руководство клубом между собраниями акционеров осуществляет Совет директоров.
Президенту Футбольного клуба ФК «Спартак-Москва» подчиняются генеральный директор и главный тренер. Руководство футбольной командой осуществляет главный тренер. В тренерский штаб входят: начальник команды, тренер, тренер вратарей, врачи и массажисты со специальным высшим образованием, администратор, видеооператор.
Вместе с Карпиным работают начальник команды - Рустам Хафизов, тренеры Игорь Ледяхов, Дмитрий Гунько, Вила Хуан Хосе; тренер вратарей Валерий Клейменов, тренеры по физподготовке и по реабилитации, врачи, массажисты, видеооператор. Капитан команды - вратарь Андрей Дикань.
Основу команды составляют игроки. Согласно ст. 2 ФЗ РФ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” игроки являются профессиональными спортсменами. В футбольный клуб входят команда мастеров ФК «Спартак-Москва», выступающая в высшей лиге, команда ФК «Спартак-Москва» (она играет во второй лиге) и две футбольные школы. Подготовкой юных футболистов для клуба занимается Академия ФК «Спартак-Москва», которая была создана на базе СДЮШОР «Смена». Академия делится на юношескую и профессиональную. В каждой возрастной группе занимаются 18-20 футболистов. Юношеская академия включает в себя возрастные группы от 7 до 12 лет, а профессиональная команды от 13 лет. Футбольная часть академии включает в себя отдел селекции, который осуществляет поиск молодых футболистов по всей стране. Двадцать самых талантливых учащихся этих школ находятся на стипендии клуба.
Кроме того, в структуру клуба «Спартак» входит футбольная Академия «Спартак» имени Федора Черенкова, где подрастает новое молодое поколение (президент Академии Сергей Родионов), отдел по связям с общественностью (пресс-атташе - Алексей Матвеев), фан-клуб, клуб ветеранов «Спартака».
В настоящее время титульным спонсором «Спартака» является российская нефтяная компания Лукойл, техническим - американская компания Nike. Бюджет «Спартака» на 2017г. составляет $ 94 млн.
В настоящее время АО ФК «Спартак Москва» несколько замедлил свою спортивную деятельность, не имеет высоких наград и побед. Кроме того, у футбольного клуба есть и финансовые проблемы, которые требуют незамедлительного решения, привлечения спонсоров и инвесторов, расширения и совершенствования своей спортивной работы.
Поэтому на следующем этапе данной работы необходимо рассмотреть основные направления и мероприятия совершенствования его деятельности.
2.3. Рекомендации по улучшению деятельности ФК «Спартак-Москва»
В начале нынешнего века «Спартак» переживал непростые времена. Но в последние годы ситуация изменилась к лучшему. Руководство клуба четко осознает, каким курсом должен идти «Спартак». Трибуны спартаковского стадиона, о котором мечтали все поколения красно-белых болельщиков и футболистов, на глазах поднимаются ввысь. И сегодня все футболисты клуба и их приверженцы верят, что не за горами тот день, когда команда вновь станет чемпионом.
Организация футбола – это серьезнейший процесс, включающий в себя массу мероприятий. И хотя, развивать футбольный клуб с точки зрения документации не сложно, без бизнес-плана футбольного клуба, лучше даже и не пытаться. Ведь большинство сил отнимает не подготовка и открытие клуба, а грамотное управление этой организацией.
Именно от модели управления, от стратегии планирования, от финансового менеджмента зависят успешность и доходность футбольного клуба. Помочь выбрать наиболее оптимальную маркетинговую стратегию, рационально и эффективно организовать финансовую деятельность клуба поможет предлагаемый на этом сайте бизнес план футбольного клуба.
Прибыльность такого вида деятельности может быть очень высокой, если уровень мастерства команды будет соответствующим. Доход футбольного клуба складывается из призовых выплат (победы в хороших уровневых играх приносят немалые деньги), комиссионных процентов от рекламы (как правило, футбольная команда всегда имеет ряд спонсоров, которые готовы платить за то, что успех команды будут ассоциировать с их именем), из денег, полученных за входные билеты на значимые игры. Другими словами: футбольный бизнес – бизнес заслуживающий внимание предпринимателей, ищущих проекты для перспективного вложения денег.
По мнению специалистов, рентабельность футбольного клуба высока, а при умелом руководстве на основе правильного бизнес плана, доход можно существенно увеличить. Например, за счет передачи особо успешных игроков другим, более именитым клубам.
Также для привлечения дополнительных инвестиций футбольный клуб планирует организовать следующие мероприятия:
а) Спортивные игрушки. Согласно бизнес – идее менеджеров клуба, в торговлю должны поступать стилизованные игрушки с символикой клуба;
б) Компьютерные игры. Для популяризации данного вида спорта и привлечения дополнительных болельщиков разработчикам компьютерных игр менеджеры спортивного клуба предлагают использовать в соответствующих симуляторах фирменные цвета клуба, его рекламу, фамилии игроков и тренеров и т.д.;
в) Мобильные телефоны. С целью привлечения дополнительных болельщиков компаниям, предоставляющим полифонические услуги, предлагают включить в перечень торгуемых мелодий музыкальный гимн спортивного клуба или ритмы фанатских припевов.
Предлагаемые мероприятия косвенным, ненавязчивым образом воздействуют на предпочтения будущих любителей спорта, помогая им определиться с выбором любимой команды или клуба.
Спонсорство можно рассматривать как составную часть политики фирмы, направленной на увеличение прибыли. Но в то же время собственно капитал фирмы нельзя рассматривать только в узком смысле – как активы, измеряемые лишь монетарными показателями. Капитал любого производителя товаров или услуг включает в себя, помимо материальных и денежных средств, также и такие «невещественные» активы, как авторитет, доброе имя, клиентура, известность. Поэтому многие фирмы приобретают себе известность и доброе имя за счет спонсорства.
Репутация и доброе имя компании является не просто желательным для бизнеса элементом, но и прямо влияет на капитализацию фирмы, ее денежную оценку рынком. Если акции компании активно обращаются на биржевом или внебиржевом рынке, то в их совокупной стоимости обязательно учитывается репутация: положительная репутация повышает оценку компании инвесторами, а негативная, напротив, снижает. Соответственно, эти оценки и настроения инвесторов находят свое отражение в котировках акций компании – высокая деловая репутация компании делает держателей ее ценных бумаг богаче, а низкая – беднее.
Нельзя не отметить и того факта, что популярность спонсорства среди фирм определенных отраслей промышленности связана с законодательным запрещением других видов рекламы. Примером служат табачные компании, которые в Великобритании выступают одними из главных спонсоров спорта. Ежегодно они тратят на рекламу и спонсорство спорта сотни миллионов фунтов стерлингов.