Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета....pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В экономической литературе выделяют следующие основные функции бухгалтерского учета:

  • информационная - заключается в получении фактической информации о хозяйственной деятельности предприятия;
  • контрольная - бухгалтерский учет обеспечивает контроль за наличием и движением хозяйственных средств;
  • управленческая - бухгалтерский учет обеспечивает информацией для принятия обоснованных управленческих решений. 8, с. 61

1.4 Факторы учетной политики

При выборе учетной политики необходимо учитывать следующие факторы:

  • организационно-правовую форму предприятия и форму собственности;
  • отраслевую принадлежность;
  • размеры предприятия и наличие структурных подразделений;
  • стратегию финансово-экономического развития;
  • особенности технологии производства и маркетинговой стратегии;
  • кадровое обеспечение и социально - экономические условия деятельности предприятия;
  • конъюнктуру рынка и экономическое положение в стране;
  • состояние законодательной базы (особенно налогового законодательства).

Как правило, приказ об учетной политике предприятия должен включать следующие разделы.

  1. Продолжительность операционного цикла. Операционный цикл - это промежуток времени между приобретением запасов для осуществления деятельности и получением средств от реализации произведенной из них продукции или товаров и услуг. Продолжительность операционного цикла влияет на распределение активов и обязательств между статьями баланса.
  2. Порядок распределения необоротных активов между малоценными материальными активами и основными средствами.
  3. Методы начисления амортизации основных средств.
  4. Переоценка и методы амортизации нематериальных активов. Начисление амортизации нематериальных активов осуществляется в течение срока их полезного использования, который устанавливается предприятием при признании этого объекта активом, но не более 20 лет.
  5. Методы оценки выбытия запасов.
  6. Порядок определения резерва сомнительных долгов.
  7. Создание резервов для обеспечения будущих расходов.
  8. Перечень и состав статей калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг.
  9. Определение постоянных и переменных общепроизводственных расходов и базы их распределения. 6, с. 82

Кроме этих разделов приказ об учетной политике может включать и другие элементы организации бухгалтерского учета на предприятии - формы ведения бухгалтерского учета, схему оборота документов, организации внутреннего контроля, порядок проведения инвентаризаций, структуру аппарата бухгалтерии и т.д.


Предприятие самостоятельно:

  • определяет учетную политику предприятия;
  • избирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых принципов, установленных действующим законодательством, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;
  • утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;
  • может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность предприятия.

Существует две формы организационного построения аппарата учетной службы на предприятии: централизованная и децентрализованная.

При централизованной форме весь аппарат бухгалтерской службы как методически, так и административно подчиняется одному руководителю - главному бухгалтеру. При децентрализованной форме организационного построения часть аппарата бухгалтерии по методическим вопросам подчинена главному бухгалтеру, а по административным вопросам - хозяйственному руководителю.

Организационное построение аппарата учетной службы во многом зависит от ее структуры. Структура аппарата бухгалтерии отражает форму организации взаимодействия исполнителей, которые непосредственно заняты бухгалтерским учетом в системе управления предприятием.

На форму организационного построения и структуру аппарата учетной службы предприятия влияют следующие факторы:

  • объемы производства и виды деятельности;
  • общая численность работающих;
  • количество структурных подразделений и филиалов;
  • характер функциональных обязанностей сотрудников бухгалтерии. 11, с. 104

2 Характеристика методов бухгалтерского учета

2.1 Элементы метода бухгалтерского учета

Для получения учетных показателей об объектах учета, используемые в процессе управления производством, в бухгалтерском учете применяется ряд специфических приемов, в совокупности составляют его метод. (Приложение А)


Метод бухгалтерского учета состоит из четырех основных элементов.

  1. Элементы первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета - это документация и инвентаризация.
  2. Элементы стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета - оценка и калькуляция.
  3. Элементы взаимосвязанного отражения, обобщения и сравнения информации об объектах бухгалтерского учета - это счета и двойная запись.
  4. Элементы полного обобщения информации об объектах бухгалтерского учета - это Баланс и отчетность. 10, с. 38

Системность бухгалтерского учета предполагает не только локальное, на счетах, но и полное обобщение и сравнение всей информации о состоянии объектов учета, характеризующие результаты всех хозяйственных средств и их источников.

Баланс - способ группировки и обобщения наличия ресурсов предприятия, источников их формирования и хозяйственных процессов на определенную дату в денежном измерителе.

Периодическое обобщение информации о хозяйственных процессах и другие важнейшие объекты бухгалтерского учета обеспечивается в бухгалтерской отчетности.

Отчетность - это способ получения итоговых показателей о работе предприятия за определенный период времени.

Бухгалтерская финансовая отчетность отражает нарастающим итогом (за первый квартал плюс за второй, третий и четвертый - получаем за год) имущественное и финансовое положение предприятия, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

Метод бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях - это совокупность способов и приемов, с помощью которых функциональная деятельность учреждения отражается в учете. Он состоит из ряда элементов, основными из которых являются:

  • документация;
  • инвентаризация;
  • счета;
  • двойная запись;
  • оценка;
  • балансовое обобщение;
  • отчетность. 4, с. 122

Практическое использование каждого из них обусловлено положениями, инструкциями, указаниями, разработанными и утвержденными соответствующими органами.

Документация - это отражение осуществляемых операций в определенных носителях информации на бумажных бланках или технических носителях, или - это письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, предоставляет юридическую силу данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация - это способ проверки наличия товарно - материальных ценностей и денежных средств путем перечисления, взвешивания, обмера, оценки всех остатков имущества бюджетного учреждения и сопоставление с данными бухгалтерского учета.


Счета - это способ группировки, текущего учета и контроля за наличием и движением имущества учреждения, источников его образования, хозяйственных процессов и их результатов.

Двойная запись - это принцип тождественного отражения хозяйственных операций на счетах, что приводит равенство оборотов по дебету и кредиту корреспондирующих счетов. Двойная запись вытекает из экономической сущности отражения операций. Любая хозяйственная операция вызывает изменения в двух видах хозяйственных средств, денежных средств, или в одном виде средств или средств, и в той же сумме меняется соответствующий вид источников.

Оценка - это отражение объектов бухгалтерского учета в едином денежном измерителе с целью обобщения их в целом по бюджетному учреждению.

Балансовое обобщение - это способ обобщения и группировки информации об имуществе учреждения и источники его образования на определенную дату.

Отчетность - это система итоговых взаимосвязанных и взаимообусловленных показателей, характеризующих финансовую деятельность учреждения, результаты использования ее активов и состояние обязательств.

2.2 Порядок отражения экономических операций в бухгалтерском учете. Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский учет ведется на основании первичных документов, которые должны составляться в момент проведения операции или сразу же после ее окончания. Наличие обязательных реквизитов первичных документов играет роль для налогового учета - налоговики любят исключать из расходов по налогу на прибыль операции, оформленные документами, в которых нет отдельных реквизитов, перечисленных в Законе. Так что, при получении документов от поставщиков будет не лишним проверить наличие всех обязательных реквизитов.

Первичными документами, например, считаются: накладные, акты выполненных работ, банковские выписки и др. Платежные поручения и счета не являются, поскольку не фиксируют факт проведения хозяйственной операции. Платежка - это поручение банку перечислить деньги с расчетного счета в пользу третьего лица, а счет - предложение сделать платеж в пользу того, кто этот счет выставил. 7, с. 88

Все финансово-хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных документов, таких как, например налоговые накладные, приходные и расходные кассовые ордера, платежные поручения, платежные ведомости, табель учета использования рабочего времени, авансовый отчет, акт на списание основных средств, накладная (требование) и так далее.


Прежде чем регистрировать операции в бухгалтерском учете, бухгалтерия подвергает проверке первичные документы на предмет законности и правильности заполнения. Затем каждая экономическая операция на основании первичного документа отражается в соответствующий мемориальный ордер.

Операции в мемориальных ордерах отражаются в течении месяца. В конце месяца в мемориальные ордера подсчитываются обороты и остатки по соответствующим счетам. Затем суммы оборотов по синтетическим счетам из мемориальных ордеров отражаются в Главной Книге по соответствующим счетам.

В конце каждого месяца в Главной Книге подсчитываются обороты и остатки по соответствующим счетам.

Для аналитического учета применяются следующие регистры:

  • Инвентарная карточка основных средств;
  • Кассовая книга;
  • Книга текущих счетов и расчетов;
  • Книга учета ассигнований и расходов;
  • Книга количественно-суммового учета материалов;
  • Книга аналитического учета специальных средств;
  • Книга аналитического учета депонированной заработной платы. 6, с. 92

В книгах аналитического учета и карточках, экономические операции отражаются на основании первичных документов и мемориальных ордеров. В конце каждого месяца в книгах аналитического учета подсчитываются обороты и остатки по аналитическим счетам, которые должны соответствовать оборотам и остаткам соответствующих синтетических счетов из Главной Книги.

Бухгалтерский баланс позволяет получить обобщенную и сгруппированную соответствующим образом информацию о состоянии хозяйственных средств и источников их образования на определенную дату.

Выделяются два определения баланса:

  • экономический, согласно которому это способ экономической группировки и обобщенного отражения в денежной оценке состояния хозяйственных средств и источников их образования на определенную дату;
  • бухгалтерский, согласно которому это двусторонняя таблица, левая часть которой (актив) предназначена для отображения средств предприятия, права (пассив) - для отображения источников их формирования.

Различают следующие виды бухгалтерского баланса:

  • вступительный - состоит в начале деятельности предприятия;
  • периодический - составляется в течение календарного года по отчетным периодам;
  • годовой - отображает состояние капитала предприятия, размещенного в активах и пассивах на начало следующего года, а также результаты деятельности за предыдущий год;
  • распределительный - составляется при реструктуризации крупных предприятий, разделения их на меньшие по объему предприятия с правами юридического лица;
  • ликвидационный - составляется в случае ликвидации предприятия, имеющего статус юридического лица;
  • сводный - составляется на предприятии, в состав которого входят реструктуризированы предприятия или хозяйства, выделены на самостоятельный баланс;
  • консолидированный - предусматривает включение в его состав всех предприятий одной компании, фирмы, концерна с правом юридического лица.