Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета....pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика понятия и целей бухгалтерского учета
1.1 Понятие бухгалтерского учета
1.2 Цели и задачи бухгалтерского учета в России
1.3 Принципы и функции бухгалтерского учета
2 Характеристика методов бухгалтерского учета
2.1 Элементы метода бухгалтерского учета
2.2 Порядок отражения экономических операций в бухгалтерском учете. Бухгалтерский баланс
2.3 Основы классификации счетов и ее значение
В экономической литературе выделяют следующие основные функции бухгалтерского учета:
- информационная - заключается в получении фактической информации о хозяйственной деятельности предприятия;
- контрольная - бухгалтерский учет обеспечивает контроль за наличием и движением хозяйственных средств;
- управленческая - бухгалтерский учет обеспечивает информацией для принятия обоснованных управленческих решений. 8, с. 61
1.4 Факторы учетной политики
При выборе учетной политики необходимо учитывать следующие факторы:
- организационно-правовую форму предприятия и форму собственности;
- отраслевую принадлежность;
- размеры предприятия и наличие структурных подразделений;
- стратегию финансово-экономического развития;
- особенности технологии производства и маркетинговой стратегии;
- кадровое обеспечение и социально - экономические условия деятельности предприятия;
- конъюнктуру рынка и экономическое положение в стране;
- состояние законодательной базы (особенно налогового законодательства).
Как правило, приказ об учетной политике предприятия должен включать следующие разделы.
- Продолжительность операционного цикла. Операционный цикл - это промежуток времени между приобретением запасов для осуществления деятельности и получением средств от реализации произведенной из них продукции или товаров и услуг. Продолжительность операционного цикла влияет на распределение активов и обязательств между статьями баланса.
- Порядок распределения необоротных активов между малоценными материальными активами и основными средствами.
- Методы начисления амортизации основных средств.
- Переоценка и методы амортизации нематериальных активов. Начисление амортизации нематериальных активов осуществляется в течение срока их полезного использования, который устанавливается предприятием при признании этого объекта активом, но не более 20 лет.
- Методы оценки выбытия запасов.
- Порядок определения резерва сомнительных долгов.
- Создание резервов для обеспечения будущих расходов.
- Перечень и состав статей калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг.
- Определение постоянных и переменных общепроизводственных расходов и базы их распределения. 6, с. 82
Кроме этих разделов приказ об учетной политике может включать и другие элементы организации бухгалтерского учета на предприятии - формы ведения бухгалтерского учета, схему оборота документов, организации внутреннего контроля, порядок проведения инвентаризаций, структуру аппарата бухгалтерии и т.д.
Предприятие самостоятельно:
- определяет учетную политику предприятия;
- избирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых принципов, установленных действующим законодательством, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;
- утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;
- может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность предприятия.
Существует две формы организационного построения аппарата учетной службы на предприятии: централизованная и децентрализованная.
При централизованной форме весь аппарат бухгалтерской службы как методически, так и административно подчиняется одному руководителю - главному бухгалтеру. При децентрализованной форме организационного построения часть аппарата бухгалтерии по методическим вопросам подчинена главному бухгалтеру, а по административным вопросам - хозяйственному руководителю.
Организационное построение аппарата учетной службы во многом зависит от ее структуры. Структура аппарата бухгалтерии отражает форму организации взаимодействия исполнителей, которые непосредственно заняты бухгалтерским учетом в системе управления предприятием.
На форму организационного построения и структуру аппарата учетной службы предприятия влияют следующие факторы:
- объемы производства и виды деятельности;
- общая численность работающих;
- количество структурных подразделений и филиалов;
- характер функциональных обязанностей сотрудников бухгалтерии. 11, с. 104
2 Характеристика методов бухгалтерского учета
2.1 Элементы метода бухгалтерского учета
Для получения учетных показателей об объектах учета, используемые в процессе управления производством, в бухгалтерском учете применяется ряд специфических приемов, в совокупности составляют его метод. (Приложение А)
Метод бухгалтерского учета состоит из четырех основных элементов.
- Элементы первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета - это документация и инвентаризация.
- Элементы стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета - оценка и калькуляция.
- Элементы взаимосвязанного отражения, обобщения и сравнения информации об объектах бухгалтерского учета - это счета и двойная запись.
- Элементы полного обобщения информации об объектах бухгалтерского учета - это Баланс и отчетность. 10, с. 38
Системность бухгалтерского учета предполагает не только локальное, на счетах, но и полное обобщение и сравнение всей информации о состоянии объектов учета, характеризующие результаты всех хозяйственных средств и их источников.
Баланс - способ группировки и обобщения наличия ресурсов предприятия, источников их формирования и хозяйственных процессов на определенную дату в денежном измерителе.
Периодическое обобщение информации о хозяйственных процессах и другие важнейшие объекты бухгалтерского учета обеспечивается в бухгалтерской отчетности.
Отчетность - это способ получения итоговых показателей о работе предприятия за определенный период времени.
Бухгалтерская финансовая отчетность отражает нарастающим итогом (за первый квартал плюс за второй, третий и четвертый - получаем за год) имущественное и финансовое положение предприятия, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
Метод бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях - это совокупность способов и приемов, с помощью которых функциональная деятельность учреждения отражается в учете. Он состоит из ряда элементов, основными из которых являются:
- документация;
- инвентаризация;
- счета;
- двойная запись;
- оценка;
- балансовое обобщение;
- отчетность. 4, с. 122
Практическое использование каждого из них обусловлено положениями, инструкциями, указаниями, разработанными и утвержденными соответствующими органами.
Документация - это отражение осуществляемых операций в определенных носителях информации на бумажных бланках или технических носителях, или - это письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, предоставляет юридическую силу данным бухгалтерского учета.
Инвентаризация - это способ проверки наличия товарно - материальных ценностей и денежных средств путем перечисления, взвешивания, обмера, оценки всех остатков имущества бюджетного учреждения и сопоставление с данными бухгалтерского учета.
Счета - это способ группировки, текущего учета и контроля за наличием и движением имущества учреждения, источников его образования, хозяйственных процессов и их результатов.
Двойная запись - это принцип тождественного отражения хозяйственных операций на счетах, что приводит равенство оборотов по дебету и кредиту корреспондирующих счетов. Двойная запись вытекает из экономической сущности отражения операций. Любая хозяйственная операция вызывает изменения в двух видах хозяйственных средств, денежных средств, или в одном виде средств или средств, и в той же сумме меняется соответствующий вид источников.
Оценка - это отражение объектов бухгалтерского учета в едином денежном измерителе с целью обобщения их в целом по бюджетному учреждению.
Балансовое обобщение - это способ обобщения и группировки информации об имуществе учреждения и источники его образования на определенную дату.
Отчетность - это система итоговых взаимосвязанных и взаимообусловленных показателей, характеризующих финансовую деятельность учреждения, результаты использования ее активов и состояние обязательств.
2.2 Порядок отражения экономических операций в бухгалтерском учете. Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский учет ведется на основании первичных документов, которые должны составляться в момент проведения операции или сразу же после ее окончания. Наличие обязательных реквизитов первичных документов играет роль для налогового учета - налоговики любят исключать из расходов по налогу на прибыль операции, оформленные документами, в которых нет отдельных реквизитов, перечисленных в Законе. Так что, при получении документов от поставщиков будет не лишним проверить наличие всех обязательных реквизитов.
Первичными документами, например, считаются: накладные, акты выполненных работ, банковские выписки и др. Платежные поручения и счета не являются, поскольку не фиксируют факт проведения хозяйственной операции. Платежка - это поручение банку перечислить деньги с расчетного счета в пользу третьего лица, а счет - предложение сделать платеж в пользу того, кто этот счет выставил. 7, с. 88
Все финансово-хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных документов, таких как, например налоговые накладные, приходные и расходные кассовые ордера, платежные поручения, платежные ведомости, табель учета использования рабочего времени, авансовый отчет, акт на списание основных средств, накладная (требование) и так далее.
Прежде чем регистрировать операции в бухгалтерском учете, бухгалтерия подвергает проверке первичные документы на предмет законности и правильности заполнения. Затем каждая экономическая операция на основании первичного документа отражается в соответствующий мемориальный ордер.
Операции в мемориальных ордерах отражаются в течении месяца. В конце месяца в мемориальные ордера подсчитываются обороты и остатки по соответствующим счетам. Затем суммы оборотов по синтетическим счетам из мемориальных ордеров отражаются в Главной Книге по соответствующим счетам.
В конце каждого месяца в Главной Книге подсчитываются обороты и остатки по соответствующим счетам.
Для аналитического учета применяются следующие регистры:
- Инвентарная карточка основных средств;
- Кассовая книга;
- Книга текущих счетов и расчетов;
- Книга учета ассигнований и расходов;
- Книга количественно-суммового учета материалов;
- Книга аналитического учета специальных средств;
- Книга аналитического учета депонированной заработной платы. 6, с. 92
В книгах аналитического учета и карточках, экономические операции отражаются на основании первичных документов и мемориальных ордеров. В конце каждого месяца в книгах аналитического учета подсчитываются обороты и остатки по аналитическим счетам, которые должны соответствовать оборотам и остаткам соответствующих синтетических счетов из Главной Книги.
Бухгалтерский баланс позволяет получить обобщенную и сгруппированную соответствующим образом информацию о состоянии хозяйственных средств и источников их образования на определенную дату.
Выделяются два определения баланса:
- экономический, согласно которому это способ экономической группировки и обобщенного отражения в денежной оценке состояния хозяйственных средств и источников их образования на определенную дату;
- бухгалтерский, согласно которому это двусторонняя таблица, левая часть которой (актив) предназначена для отображения средств предприятия, права (пассив) - для отображения источников их формирования.
Различают следующие виды бухгалтерского баланса:
- вступительный - состоит в начале деятельности предприятия;
- периодический - составляется в течение календарного года по отчетным периодам;
- годовой - отображает состояние капитала предприятия, размещенного в активах и пассивах на начало следующего года, а также результаты деятельности за предыдущий год;
- распределительный - составляется при реструктуризации крупных предприятий, разделения их на меньшие по объему предприятия с правами юридического лица;
- ликвидационный - составляется в случае ликвидации предприятия, имеющего статус юридического лица;
- сводный - составляется на предприятии, в состав которого входят реструктуризированы предприятия или хозяйства, выделены на самостоятельный баланс;
- консолидированный - предусматривает включение в его состав всех предприятий одной компании, фирмы, концерна с правом юридического лица.