Файл: НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, КАК ОБОСНОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, КАК ОБОСНОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета
1.2 Стандарт по бухгалтерскому учету – основа для составления учетной политики предприятия
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Влияние на учетную политику условий хозяйствования предприятия
2.2 Организационные, методические, технологические аспекты учетной политики
ГЛАВА 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ С БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТЬЮ
3.1 Бухгалтерская отчетность: состав, содержание, принципы формирования
3.2 Влияние учетной политики на составление бухгалтерской отчетности
В Законе допускается не применять правила бухгалтерского учета, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации (п. 4 ст. 13), однако в нем нет конкретного указания, что следует считать правилами бухгалтерского учета. При этом в ст. 8 Закона перечислены основные требования к ведению бухгалтерского учета. Эти требования воспроизведены в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и интерпретируются им как правила. Можно ли рассматривать требования в качестве правил? Наиболее рациональной представляется трактовка их как синонимов, хотя в Законе «блуждают» и принципы, и правила, и способы, и требования. Впрочем, подобные факты крайне распространены. Ярким примером служат пары профессиональных языковых единиц: «фонды - средства», «фонды — капитал», «износ — амортизация». Последняя пара напомнила о чудесах в регулировании вопросов амортизации (износа) основных средств коммерческих и некоммерческих организаций.
Так, Минфин России, как обычно «во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета ...», издал Приказ № 31 н от 24 марта 2000 г., один из пунктов которого, а именно строка «Не подлежат амортизации объекты основных средств некоммерческих организаций», внес смятение в ряды бухгалтеров и менеджеров этих самых организаций. Каковы мотивы этого переворота? Представитель Минфина России, как следует из решения Верховного Суда РФ от 23 августа 2000 г. № ГКПИ 00-645, ссылался на специфику правового положения некоммерческих организаций. Казалось бы, Верховный Суд, признавая незаконным злополучный Приказ и указывая на то, что «...ни Федеральный закон, ни принятые во исполнение его требований о единых правовых и методологических основах организации и ведения бухгалтерского учета постановления Правительства Российской Федерации не ставят установленные ими права организаций на амортизацию основных средств и нематериальных активов в зависимость от их организационно-правовых форм и целей деятельности», разрешит вопрос окончательно. Но нет, стараниями заинтересованных специалистов из номенклатуры балансовых счетов Плана счетов, утвержденного спустя два месяца после появления вышеуказанного решения, выведен отдельно в ряд забалансовых счет 010 «Износ основных средств», на котором согласно инструкции к нему подлежит учету также движение сумм износа у некоммерческих организаций по объектам основных средств. Таким образом, у истории могут быть новые эпизоды, особенно если учесть норму ст. 256 принятой позднее главы 25 НК РФ, не допускающей амортизацию лишь того имущества некоммерческих организаций, которое получено в качестве или приобретено за счет целевых поступлений и используется для осуществления некоммерческой деятельности[5].
При решении проблемы, когда друг другу противоречат предписания одного и того же нормативного документа, следует оценить, какая из этих норм содержит общие предписания по рассматриваемому вопросу, а какая носит специальный характер. В таком случае, как правило, должна применяться специальная норма.
Примером действия этого правила является ситуация, связанная с распределением ответственности за ведение бухгалтерского учета между руководителем предприятия и главным бухгалтером. В Законе «О бухгалтерском учете» противостоят друг другу общая и специальная нормы. Общая норма - п. 1 ст. 6 Закона, фиксирующий ответственность руководителя организации за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций. Однако далее четко выделяется персональная и, по сути, неограниченная ответственность главного бухгалтера: согласно п. 1 и п.3 ст. 7 этого же Закона главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств; главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, а в ст. 18 подчеркивается, что ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете несут руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета.
Известно, что в качестве одной из основных перед бухгалтерским учетом стоит благая задача предотвратить отрицательные результаты хозяйственной деятельности организации и выявить так называемые внутрихозяйственные резервы обеспечения ее финансовой устойчивости. Исходя из этого, можно предположить несение главным бухгалтером бремени ответственности за выполнение рискованных указаний руководителя, хотя, по мнению профессора Е. А. Еленевской, «...никакого механизма, прописывающего процедуру обеспечения нормы Закона в части выполнения третьей задачи бухгалтерского учета, не предусмотрено». В своем комментарии к данной статье Закона С. А. Николаева относит эту задачу не к задачам бухгалтерского учета, а скорее к задаче «определенных категорий пользователей финансовой информации». Как нам кажется, эта задача полностью совместима с целями законодательства о бухгалтерском учете как упорядоченной системе, осуществляющей не только регистрацию фактов хозяйственной деятельности, но и обобщающей информацию о них, тем самым превращая бухгалтерский учет в ценную информационную базу управленческих служб предприятия[6].
Действующий Закон предполагает прежде всего систему государственного регулирования бухгалтерского учета в России. В то же время предусматриваемая отечественными ПБУ свобода действий бухгалтера в выборе методов и процедур учета, как ни странно, не находит особых инициатив в применении бухгалтерскими работниками. В этой проблеме сильна психологическая сторона - гораздо легче следовать предписаниям, чем брать на себя какую-либо ответственность. Речь идет о помощи бухгалтерам в решении проблемы выбора. Сейчас они нуждаются в разработке регулятивов третьего уровня указанной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Подводя итоги, не будем останавливаться на том, что у национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета свои исторические условия формирования, и утомительно повествовать об особом пути развития, а отметим совокупность важных задач, осмысление и решение которых, по нашему мнению, будут способствовать реализации концепции построения для него системы нормативного регулирования:
предмет и регулируемые отношения, цели и задачи специального законодательства;
взаимодействие с другими отраслями законодательства;
основные начала или принципы специального законодательства;
терминология и понятийный аппарат;
определение органов регулирования, их иерархии;
виды актов системы нормативного регулирования и их содержание.
1.2 Стандарт по бухгалтерскому учету – основа для составления учетной политики предприятия
Учетная политика организации является элементом системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Об учетной политике можно говорить как в широком, так и в узком смысле слова.
Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г., определяет учетную политику организации как принятую ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Идентичность данного определения понятию "бухгалтерский учет", которое приведено в п. 1 ст. 1 Закона "О бухгалтерском учете", позволяет говорить об учетной политике в широком смысле слова как о системе ведения бухгалтерского учета на конкретном предприятии[7].
К вопросам, утверждаемым при формировании учетной политики организации, согласно п. 3 ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете" относятся:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Следовательно, можно сказать, что учетная политика (в широком смысле слова) представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета организации, имеющую методическую и организационно-техническую составляющие.
Организационно-технические способы ведения бухгалтерского учета - это способы организации технологического процесса функционирования бухгалтерской службы предприятия, а методические - способы формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности предприятия.
Система ведения бухгалтерского учета как совокупность способов его ведения представляет собой взаимосвязанные документы, входящие в структуру внутреннего нормативного регулирования.
Эту систему необходимо выстраивать с учетом:
- требований российских нормативных актов;
- международных требований к формированию информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности, прежде всего Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО);
- особенностей хозяйственной деятельности предприятия, в том числе позитивных и рациональных традиций и практики ведения бухгалтерского учета, существующих на предприятии внутренних нормативных документов.
При этом система ведения бухгалтерского учета должна быть не только легко адаптируемой к изменяющимся внутренним и внешним условиям хозяйствования предприятия, но и удобна и понятна в использовании.
Целесообразно выделить три уровня документов этой системы, а именно:
- Положение "Система ведения бухгалтерского учета", устанавливающее порядок и концептуальные основы построения системы ведения бухучета;
- положения по ведению бухгалтерского учета, классификаторы и справочники, описывающие весь процесс ведения бухгалтерского учета на предприятии (классификаторы и справочники отражают справочную информацию об объектах учета и служат для упрощения учетной деятельности, носят характер приложений к указанным положениям);
- инструкции, предусматривающие описание конкретных операций в организации учетной работы бухгалтерских служб и персонала, которые в отличие от документов второго уровня регламентируют работу конкретных исполнителей.
Чем больше организация, чем сложнее ее структура, чем более серьезные задачи ставит она в своем развитии, тем значимее для нее создание четкой системы внутреннего нормативного финансового регулирования.
С другой стороны, учетная политика может рассматриваться и в узком смысле как документ системы ведения бухгалтерского учета, отражающий специфические и вариантные способы бухгалтерского учета, применяемые конкретной организацией. Согласно п. 9 ПБУ 1/98 учетная политика организации подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т. п.).
Анализ текста действующего законодательства и практики реализации аудиторских и консультационных проектов позволяет сделать вывод о перечне вопросов, которые должны решаться при формировании учетной политики организации в узком смысле слова.
Приказ по учетной политике организации должен отражать специфику способов формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации (методические способы ведения бухгалтерского учета), которая раскрывается в отношении способов бухгалтерского учета:
- варианты которых предусмотрены нормативными актами по бухгалтерскому учету;
- описание которых отсутствует в нормативных актах по бухгалтерскому учету;
- принципы которых определены нормативными документами, а организация утверждает особенности их применения исходя из специфики условий хозяйствования: отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т. п.;
- иных, чем установленные нормативными актами по бухгалтерскому учету, но которые позволяют организации более достоверно отразить его финансовое положение и финансовые результаты деятельности;
- варианты которых обусловлены противоречиями и несовершенством действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету.