Файл: НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, КАК ОБОСНОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятой в организации. Потребность в формировании и реализации учетной политики организаций возникает только в условиях их хозяйственной самостоятельности.

В рыночной экономике государство не может предписывать всем участникам финансово-хозяйственного оборота одинаковые учетные схемы, поэтому разработка принципов и правил отражения тех или иных операций в учете становится функцией не государства, а самого хозяйствующего субъекта. Однако доступность и понятность данных об имущественном и финансовом положении организации невозможны без определенной совокупности общих правил, используемых в бухгалтерском учете при формировании и отображении информации. Поэтому учетная политика должна формироваться и утверждаться любой организацией т.к. учетная политика является как бы алгоритмом хозяйствования любого предприятия. Например, если учет должен формировать полные и достоверные данные об имущественном и финансовом положении организации, необходимые для принятия решения, то доступность этих данных широкому кругу заинтересованных пользователей может быть обеспеченна лишь совокупностью общих правил, чем и является сама учетная политика. Поэтому я считаю, что в настоящее время и в условиях рыночной экономики данная тема является актуальной т.к. от ее правильного понимания, формирования, оформления, раскрытия во многом зависит экономическая эффективность деятельности организации по всем направлениям.

Методологической основой для написания курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты, различные Положения, а также труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам учетной политики.

Целью курсовой работы является углубленное изучение формирования учетной политики. В соответствии с выдвинутой целью в работе ставятся следующие задачи:

-выявление и исследование опубликованных материалов по теме данного исследования;

-подготовка аналитико-синтетического обзора. Определение приоритетных направлений исследования;

-разработка методики исследования и ее апробация;

-проведение исследования и обобщение результатов.

Для написания работы использовались документы всех четырех уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации:

- законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерскою учета;


- положения по бухгалтерскому учету, в которых обобщаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, излагаются основные понятия;

- методические указания по ведению бухгалтерского учета (инструкции, рекомендации и т.п.);

- рабочие документы предприятия, формирующие его учетную политику в методическом, техническом и организационных аспектах (график документооборота, рабочий план счетов, порядок и сроки проведения инвентаризации).

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, КАК ОБОСНОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Одна из основных задач процесса реформирования бухгалтерского учета - это создание соответствующей системы нормативного регулирования, отвечающей требованиям пользователей финансовой информации в рыночной экономике и представляющей собой результат взаимодействия экономических и государственных институтов по разработке и установлению правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России разработана четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни (Таблица 1).

Основным документом первого уровня является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в части, не противоре­чащей Гражданскому кодексу РФ, закрепляющий ряд важных принципов и правил бухгалтерского учета, а также определяющий организационную основу регулирования бухгалтерского учета и излагающий основные методологические требования, начиная с первичных учетных документов и кончая бухгалтерской отчетностью. К этой же группе документов можно отнести Фе­деральные законы «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», которые касаются отдельных моментов организации бухгалтерского учета в зависимости от осо­бенностей организационно-правовой формы юридического лица[1].


Таблица 1

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Уровень

Виды документов

Субъекты, участвующие в принятии документов

Первый уровень - законодательный

Федеральные законы. Указы Президента РФ, Постановле­ния Правительства РФ

Федеральное Собрание, Президент РФ, Правитель­ство РФ[2]

Второй уровень - нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов Российской Федерации

Третий уровень - методический

Методические указания, рекомендации, письма и приказы, не нуждающиеся в государственной регистрации

Министерство финансов Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, ИПБ России и другие профессиональные организации

Четвертый уровень -организационный

Документы, формирующие учетную политику организации (организационно-распорядительная документация)

Юридические лица независимо от организационно-правовых форм

Второй уровень формируют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые только Минфином России. В настоящее время утверждены Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и 19 положений (стандартов) по бухгалтерскому учету. Положения фиксируют минимальные требования государства к ведению бух­галтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности исходя из потребностей рыночной экономики и мировой практики. В этих документах раскрываются правила бухгалтерского учета, формулируются основные поня­тия, относящиеся к отдельным участкам учета, приводятся возможные бухгалтерские приемы формирования и обобщения информации.

Третий уровень документов образуют План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в различных отраслях экономики, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, мето­дические указания. К ним можно причислить и Концепцию бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

Четвертый уровень в системе регулирования занимают рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Наряду с приказом об учетной политике организации сюда включается ряд других документов - внутренние положения и инструкции, необходимые для успешной организации и ведения бухгалтерского учета в системе управления организацией.


На практике существует и система косвенного регулирования бухгалтерского учета, представленная в основном актами законодательства о налогах и сборах. Реформа российского бухгалтерского учета в ходе исполнения Про­граммы реформирования бухгалтерского учета все больше и больше разъединяет бухгалтерский учет от системы предписаний порядка исчисления и уплаты налогов. По этой причине все меньше решений в области методоло­гии учета, принимаемых организацией при формировании учетной политики, влияют на налогообложение соответствующих хозяйственных операций. Так, например, выбор одного из предлагаемых п. 18 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 способов начисления амортизации объектов основных средств не влияет на величину затрат, принимаемых для расчета налогооблагаемой прибыли, поскольку их величина сейчас формиру­ется по правилам налогового учета. К тому же выбор способа начисления амортизации для бухгалтера практически предрешен (только линейный спо­соб).

Введение Налоговым кодексом РФ системы налогового учета, по сути, девальвирует бухгалтерский учет, несмотря на то, что последний был ориентирован в значительной мере на обслуживание потребностей налоговых органов. Наделавшая много шума глава 25 НК РФ остается объектом пристального внимания Минфина России[3].

Видимо, пытаясь максимально облегчить бухгалтерам работу и соеди­нить бухгалтерский учет с налоговым, сравнительно недавно Минфин России утвердил Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. По замыслу разработчиков, Положение определяет взаимосвязь бухгалтерской прибыли (убытка) и налоговой базы по налогу на прибыль, но по количеству сложных для усвоения практическими работниками терминологических новинок и правил, пожалуй, превосходит многие хитроумные циркуляры. Тут выглядят уместными слова А. Н. Романова, президента Института профессиональных бухгалтеров России: «Введение налогового учета, как это предусмотрено в главе 25 НК РФ, неизбежно приведет к усложнению работы бухгалтерских работников за счет информационной и методологической несогласованности этих видов учета».

Тем не менее с удовлетворением отметим тот факт, что понятие бухгалтерского учета фигурирует в акте высшей правовой материи — Конституции Российской Федерации, ст. 71 которой относит бухгалтерский учет к сфере федерального ведения.

Со времени вступления в силу Федерального закона «О бухгалтерском учете» можно говорить о начале становления подотрасли гражданского права — системы нормативных актов по бухгалтерскому учету. Применительно к сказанному представляется не лишенным чрезмерности высказанное в литературе мнение о том, что совокупность нормативных документов по бухгалтерскому учету образует специальную отрасль законодательства — бухгалтерское право. Это обстоятельство имеет важное значение при рассмотрении спо­ров, разрешающих коллизии действующего законодательства. На позиции подчиненности норм бухгалтерского законодательства гражданскому стоит Верховный Суд Российской Федерации (см., в частности, решение от 21 де­кабря 2000 г. № ГКПИ 2000-1357) и ее занимает Минфин РФ, что косвенно подтверждается его письмом от 15 марта 2001 г. № 16-00-13/05, определяю­щим в числе прочего, что в практической деятельности организаций нормативные документы по бухгалтерскому учету должны использоваться в их взаимосвязи, учитывая требования действующего в Российской Федерации законодательства.


Регламентация бухгалтерского учета затрагивает интересы всех юридических лиц в стране. При этом в условиях практически полного отсутствия указов Президента и постановлений Правительства РФ, непосредственно регу­лирующих вопросы бухгалтерского учета, можно констатировать, что законодательство о бухгалтерском учете представлено в основном лишь ука­занным выше Законом. Между тем бухгалтеры, сталкиваясь с противоречивыми требованиями нормативных документов, нередко огорчают­ся и затрудняются делать правильный выбор. На самом деле, тенденция нашего законодательства пухнуть как на дрожжах не способствует выработке квалифицированных решений. Не удивительно, что некоторые комментаторы указывают на хаос в сфере применения нормативных актов бухгалтерского учета.

Рассмотрим более подробно проблему возникновения определенных сложностей при применении в организациях актов бухгалтерского законодательства.

Нормативные документы, которыми руководствуется бухгалтер, порой противоречат друг другу либо дублируют друг друга. К примеру, пользоваться ПБУ 6/01 «Учет основных средств» или Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина России от 20 июля 1998 г. № 33н)? Не обнаружив на последних государственного регистрационного номера, присваиваемого правовым актам Минюстом России, считаем что Методические указания не содержат правовых норм (новых правовых норм) и сила их предписаний ниже, чем у зарегистрированного ПБУ 6/01. Интересный случай создают в бухгалтерской практике ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утверждено Приказом Минфина России от 9 ию­ня 2001 г. № 44н) и Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. Заметим, оба документа зарегистрирова­ны, причем в отсутствие каких-либо ссылок в Положении на Методические указания в последних говорится, что: «I. Настоящие Методические указания определяют порядок организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 6/01)...».

Чем только эти указания, расписанные на более чем шестидесяти страницах, не изобилу­ют: там и «структура складского хозяйства», и «отдельные сигнальные первичные документы», и «товары народного потребления», и «быстрое оты­скание» и многое другое, чем может зачитаться и в которое может «окунуться» бухгалтер. Конечно, Методические указания документ важный и нужный, но стоит ли принимать два нормативных акта на одну и ту же тему, неоправданно включая в содержание второго и первый. Известно со времен римского права - во избежание ошибок вследствие заполнения нормативного поля противоречащими положениями, принятыми одной и той же инстанцией, действуют правила последнего акта. Сказанное не теряет смысл и для норм, нанизанных на другой акт и тождественных принятым ранее. Грустно, но пока лишь с федеральными законами более или менее понятно (да и то не связан­ными с налогообложением), в них заботливо помещаются формулировки типа «...действует в части, не противоречащей...» (что само по себе является голо­воломкой), «впредь до вступления в силу...» и др. Попутно заметим, весьма непоследовательную позицию демонстрирует Минюст России в отношении госрегистрации Положений по бухгалтерскому учету. Многие Положения, та­кие как ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных акти­вов» и др., не зарегистрированы, т. е. не включены в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистра­ции», что привносит в них элемент необязательности и ставит названные Положения на ступень ниже остальных ПБУ. Следствием этого обстоятельст­ва, по мнению профессора В. В. Ковалева, является также то, что «...бухгалтеры нередко не только не следуют указаниям стандартов, но и за­частую игнорируют их»[4].