Файл: НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, КАК ОБОСНОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариантность в системе учета позволяет формировать адекватные реальным рыночным условиям резервы, например, резервы под обесценение инвестиций, производственных запасов, резервы по сомнительным долгам, а также оптимизировать налоговое бремя фирмы путем регулирования налогооблагаемой базы. С помощью учетной политики фирма решает задачу оптимизации финансового учета и влияет на чистую прибыль - основной результат деятельности предприятия и один из главных источников формирования финансовых ресурсов.

Практическое применение учетной политики в России регламентируется Положением по бухгалтерскому учету 1/98 «Учетная политика организации» от 09.12.98 г. № 60н. Политика управления прибылью является неотъемлемой частью управления финансовыми отношениями фирмы в целом. Составной частью такой политики является формирование учетной политики организации. Рассмотрим основные элементы ее оценки с точки зрения эффективности.

Рассмотрим учетную политику на примере конкретной организации.

Общество с ограниченной ответственностью «Торговое оборудование», именуемое в дальнейшем "Общество", создано в соответствии с частью первой Гражданского кодекса РФ, Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и решением учредительного собрания.

Основными видами деятельности общества являются: торговля торговым оборудованием, товарами народного потребления и продукцией производственно-технического назначения.

Как и положено, в ООО «Торговое оборудование» утверждено две учетные политики: для целей бухгалтерского учета; для целей налогообложения.

Оба документа можно оформить как по отдельности, так и в виде разделов общей учетной политики фирмы. В ООО «Торговое оборудование» утвердили одну в виде разделов общей учетной политики, но на практике удобнее составлять две независимые учетные политики.

Учетную политику для целей бухгалтерского учета сформировали, руководствуясь ПБУ "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98). В ней перечисляются все способы ведения бухгалтерского учета, которые выбрала исследуемая организация.

Принятую учетную политику нужно применять последовательно из года в год. Однако ее можно менять, если: изменились законодательные или нормативные акты по бухгалтерскому учету (например, поменялся порядок учета тех или иных хозяйственных операций); фирма разработала новые способы ведения бухучета (например, стала вести бухгалтерию в другой компьютерной программе); изменились условия деятельности организации (например, торговая фирма стала заниматься производством).


Составил учетную политику главный бухгалтер фирмы. Поскольку ответственность за деятельность фирмы несет руководитель, то учетная политика должна утверждаться его приказом (распоряжением), именно приказом руководителя ООО «Торговое оборудование» утверждена учетная политика данной организации.

Как и положено, в составе учетной политики исследуемой организации утверждены:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

-образцы первичных учетных документов, по которым нет унифицированных форм;

- график документооборота и порядок обработки учетной информации;

- порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов;

- методы оценки активов и обязательств фирмы.

Учетная работа в ООО «Торговое оборудование» организована на основании Положения о бухгалтерской службе, должностных инструкций работников бухгалтерии.

В ООО «Торговое оборудование» установлены на 2006 год следующие варианты элементов учетной политики:

- ведение бухгалтерского учета имущества и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета на компьютерах. Этот вариант учетной политики является общепринятым для всех предприятий и организаций, так как без двойной записи на счетах не может осуществляться бухгалтерский учет на предприятии;

- выручка для целей бухгалтерского учета определяется по методу начислений, т.е. по отгрузке продукции и перехода права собственности;

- начисление амортизации основных средств производится линейным способом, так как этот способ начисления амортизации наименее трудоемок и наиболее приемлем для этого предприятия.

Большинство бухгалтеров предпочитают считать амортизацию самым легким из этих способов - линейным. Действительно, иногда это бывает удобно. Особенно если в налоговом учете фирма применяет аналогичный метод. Тогда суммы начисленной амортизации в обоих учетах могут полностью совпадать, а значит, не будет двойной работы, не возникнут разницы между бухгалтерским и налоговым учетом. Однако в реальности полная синхронизация двух видов учета встречается нечасто.

Применение ускоренных методов начисления амортизации уменьшает чистую прибыль, но не в прямой пропорции, а с учетом налогового щита по амортизации. Амортизационные отчисления, исчисленные ускоренным методом, должны использоваться строго по целевому назначению. В случае нецелевого использования дополнительная сумма амортизации, соответствующая расчету по ускоренному методу, включается в налогооблагаемую базу и подлежит налогообложению. При этом следует иметь в виду, что использование способа ускоренной амортизации хотя и снизит налог на прибыль, но в то же время может отпугнуть инвесторов, заинтересованных в высоких доходах, источником которых будет чистая прибыль предприятия;


- сырье, материалы, топливо и другие материальные ресурсы отражаются в учете ООО «Торговое оборудование» по методу средней фактической себестоимости, которая определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку и по поступившим запасам в этом месяце. Этот метод обеспечивает наиболее оптимальное и полное отражение информации о материальных ценностях предприятии, не вызывая затруднений в учете, обеспечивая достоверную бухгалтерскую информацию. Также этот метод является наиболее точным для целей налогообложения. Например, применение метода ФИФО приводит к занижению себестоимости продукции (работ, услуг) и завышению сальдо материально-производственных запасов в балансе. Метод ЛИФО завышает себестоимость и занижает остатки материально – производственных запасов в балансе. Статистические исследования показали, что использование метода ЛИФО позволяет снизить платежи налога на прибыль организаций в среднем на 10 %. Однако использование черезвычайно трудоемких методов ФИФО и ЛИФО предполагает хорошее техническое и компьютерное оснащение бухгалтерской службы.

Фирма имеет право создавать в бухгалтерском учете различные резервы. Обычно их создают для списания сомнительных долгов или для равномерного включения расходов (на оплату отпусков, ремонт основных средств и т.д.) в себестоимость.

В ООО «Торговое оборудование» создается резерв для списания сомнительных долгов. Согласно п.1 ст.266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком при наличии двух условий:

- задолженность не погашена в сроки, установленные договором;

- задолженность не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Как только подобная задолженность появляется у предприятия оно вправе формировать резервы по сомнительным долгам. При этом следует понимать, что данные резервы имеют строго целевой характер - они создаются с целью покрытия убытков по безнадежным долгам.

Создавать или не создавать данный резерв является правом налогоплательщика. В том случае, если принято решение о создании резерва, то этот факт следует отразить в учетной политике для целей налогообложения. При этом необходимо учитывать ряд положений:

1. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной в конце предыдущего отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.


2. Сумма резерва по сомнительным долгам формируется следующим образом: сомнительная задолженность со сроком возникновения свыше 90 дней включается в полной сумме; сомнительная задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - включается в размере 50 процентов от суммы выявленной задолженности; сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней не увеличивает сумму создаваемого резерва.

3. Сумма резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.

4. Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов.

Порядок использования созданных резервов заключается в следующем - если сумма резерва не полностью использована в отчетном периоде, то она может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период.

При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

Как видно из вышерассмотренного порядка создания резерва по сомнительным долгам необходимо обеспечить аналитический учет задолженностей в рамках отдельного договора. Это, как уже указывалось, потребует координации действий бухгалтерской и юридической службы предприятия. Но с точки зрения оптимизации налогообложения в условиях применения метода начислений экономическая выгода от создания резерва очевидна. В ООО «Торговое оборудование» в данных целях и формируется резерв по сомнительным долгам.

Кроме того в Учетной политике ООО «Торговое оборудование» изложено, что бухгалтерский учет ведется по журнально - ордерной форме в электронном виде, используя автоматизированную программу «1С: Бухгалтерия» версия 7.7. Применяемая журнально-ордерная форма учета повышает контрольное значение учета, облегчает составление отчетов. Это наиболее распространенная форма бухгалтерского учета.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности производится инвентаризация имущества и финансовых обязательств в сроки, утвержденные «Положением о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств», что играет немаловажную роль в ведении бухгалтерского учета и говорит о полноте учетной политики.

Так же следует отметить, что в ООО «Торговое оборудование» достаточно долгое время (6 месяцев) не был заключен договор о полной материальной ответственности с кассиром предприятия.


В настоящее время в соответствии с Трудовым кодексом РФ в ООО «Торговое оборудование» заключены договоры о полной материальной ответственности со всеми материально – ответственными лицами.

Для отнесения материальных ценностей по сроку службы к оборотным средствам или основным средствам, установления сроков службы основных средств и определения целесообразности восстановления и непригодности основных средств состав постоянно действующей комиссии в ООО «Торговое оборудование» не утвержден.

Выбор предприятием того или иного способа учета финансирования ремонта основных средств зависит от многих факторов, но превалирующее значение имеют факторы риска. Создание фирмой специального резерва для финансирования непредвиденных поломок оборудования - залог ее устойчивой работы в будущем, хотя это в общем случае снижает доходность активов в текущем периоде.

Установлены единые нормы командировочных расходов для всех работников исследуемой организации в пределах установленных законодательством норм. Установлен срок выдачи денежных средств под отчет (сроком на один квартал). По окончании установленного срока работник должен в течение трех дней отчитаться о произведенных расходах или сдать излишние денежные средства в кассу предприятия, однако не утвержден перечень лиц, имеющих право на получение денежных средств, не сформированы правила оформления авансовых отчетов.

Определен порядок списания расходов будущих периодов на текущие расходы равными долями.

Основные аспекты налогового учета.

В условиях экономического кризиса определение выручки от продажи продукции по оплате обеспечивает большую финансовую устойчивость, относительно большую обеспеченность оборотными средствами, однако ведет к недостоверности определения прибыли, так как расходы учитываются и начисляются в том периоде, когда они возникают, а выручка зачастую в другом отчетном периоде. При учете продажи и признании прибыли по моменту отгрузки продукции у предприятия сразу же возникает задолженность по НДС, налогу на прибыль, которая не обеспечена реальными деньгами, что может привести к реальным финансовым затруднениям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учетная политика юридического лица является методологической основой деятельности каждого бухгалтера, естественным образом ставится вопрос об анализе данного явления, раскрытии его сущности и роли в ведении бухгалтерского учета. Для выяснения точной роли учетной политики в бухгалтерском учете, необходимо построить схему взаимосвязи учетной политики с конечным результатом учета – бухгалтерской отчетностью, чем и обусловлена актуальность данной темы курсовой работы.