Файл: Шпаргалка по криминологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 2134

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Криминология как наука (история науки о преступности, понятие и предмет криминологии, значение криминологической теории)

2. Преступность как объект криминологического изучения (многогранность феномена, основные подходы к его исследованию)

3. Правовой подход к анализу преступности (сущность, научное и практическое значение).

4. Количественные и качественные признаки преступности

5. Криминологическая характеристика преступности

6. Социологический подход к исследованию преступности (сущность, научное и практическое значение)

7. Антропологический подход к изучению преступности (сущность, научное и практическое значение)

8. Теологический подход к анализу преступности (сущность, научное и практическое значение)

9. Личность преступника (понятие личности, основные подходы к определению личности преступника, структура личности)

10. Типы личностей преступников (научное и практическое значение типологии)

11. Криминогенные качества личности преступника (понятие, классификация)

12. Изучение личности преступника (значение изучения личности преступника, научные методы изучения личности)

13. Соотношение социального и биологического в личности преступника и преступном поведении

14. Структура причин отдельного преступления (схема и практические выводы). Готовность к совершению преступления (понятие, составляющие готовности, виды криминальной готовности).

15. Понятие причинности и ее особенности в криминальной сфере. Объективные и субъективные, первичные и вторичные криминогенные факторы

16. Причины преступности в России (классификация факторов преступности, их характеристика)

17. Организация и проведение криминологического исследования

18. Криминологическое прогнозирование: понятие, виды, значение

19. Система предупреждения преступности: субъекты, объекты, меры воздействия

20. Общесоциальное предупреждение преступности

21. Специально-криминологическое предупреждение преступлений

22. Индивидуальное предупреждение преступлений

23. Характеристика основных подходов к воздействию на преступность: предупреждение, профилактика, предотвращение, контроль

24. Понятие и виды латентной преступности

25. Виктимологическая профилактика преступлений: понятие виктимологии, виды виктимности, основные направления виктимологической профилактики

26. Насильственная преступность: криминологическая характеристика, причины, меры предупреждение

27. Преступления против собственности: криминологическая характеристика, причины, предупреждение

27. Преступления террористической направленности: криминологическая характеристика, причины, предупреждение

29. Рецидивная преступность: криминологическая характеристика, причины, предупреждение

30. Профессиональная преступность: криминологическая характеристика, причины, предупреждение

31. Экономическая преступность: характеристика, причины, предупреждение

32. Налоговая преступность: характеристика, причины, предупреждение

33. Организованная преступность: криминологическая характеристика, причины, предупреждение

34. Политическая преступность: криминологическая характеристика, причины, предупреждение

35. Неосторожная преступность: криминологическая характеристика, причины, предупреждение

36. Преступность несовершеннолетних: криминологическая характеристика, причины, предупреждение

37. Криминально-криминогенные феномены (пьянство, наркотизм, токсикомания)

38. Криминально-криминогенные феномены (проституция, экстремизм, маргинальность)

39. Методы криминологических исследований

40. Криминологические идеи философов Древней Греции (Протагора, Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля)

41. Ломброзианство в криминологии

42. Теория социальной дезорганизации

43. Клиническая криминология

44. Криминологическая теория стигмы

45. Психоаналитические теории причин преступности (концепция З. Фрейда)

46. Теория дифференциальной ассоциации

47. Архитектурная криминология

48. Радикальные криминологические теории

49. Современные отечественные криминологические научные школы

50. Современные зарубежные криминологические теории

51. Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью

Теория аномии.

Социолог Эмиль Дюркгейм (Франция) считает преступность нормальным и даже полезным явлением. Она выполняет две функции: во-первых, отклонение индивидуального сознания от коллективного представляет собой условие изменений и прогресса. Полное единообразное поведение членов данного общества означает, что оно переживает застой и не развивается; во-вторых, преступление может быть фактором интеграции общества, укрепления социальных связей. Негативная реакция на преступное деяние усиливает коллективное сознание и делает наглядной границу между моральными и правовыми нормами.

По мнению Дюркгейма чем больше человек имеет, тем больше он хочет, поскольку полученные блага лишь стимулируют, а не удовлетворяют потребности

Теорию аномии дополнили и развили американские социологи - Мертон. Он определяет состояние аномии как надлом в культуре, возникающий в ситуации резкого расхождения между культурными нормами и целями, с одной стороны, и созданными обществом возможностями поступать в соответствии с ними, с другой стороны. Существуют разные типы адаптации в такой ситуации. Тип первый - конформизм - это поведение, направленное на достижение определенных культурных целей с помощью легальных средств. Второй тип - ритуализм - заключается в отказе от стремления к достижению более высокой позиции либо понижении его уровня до такой степени, что по поводу неосуществленных намерений напряженного состояния не наступает. Эти два типа не порождают девиантных поступков. Третий тип инновация - это принятие целей, определенных культурой, при одновременном отказе от установленных способов их достижения. То есть люди хотя и реализуют ценности, принятые в данном обществе, но делают это с помощью нелегальных средств. Четвертый тип - ретритизм заключается в одновременном отказе как от целей, стремление к которым в данном обществе обязательно, так и от средств, которые служат достижению этих целей. И, наконец, пятый тип - мятеж - это также отказ от целей и средств, принятых в обществе, но уже с программой замены их новыми целями и новыми средствами их достижения.

43. Клиническая криминология

Основные положения концепции Ф. Граматика сводились к тому, что уголовная политика должна ориентироваться на индивидуальное, а не на общее предупреждение преступности. Ресоциализация правонарушителя — главная цель клиницистов, поскольку, по их мнению, перевоспитание и социализация преступника более эффективно защищают общество от преступлений, чем жесткие карательные меры.

Наиболее основательно методы клинического воздействия на преступников (разработал французский криминолог Жан Пинатель. Клиническое воздействие осуществляется последовательно в соответствии со следующими этапами:

  1. диагноз;

  2. прогноз;

  3. перевоспитание


В процессе диагностики необходимо выявить преступный порог лица (легкость выбора им преступных форм поведения). В этих целях Ж. Пинатель разработал специальные методики. Следует последовательно выяснить:

  1. насколько совместимо преступление с этическими принципами

  2. является ли угроза уголовного наказания для данного лица сдерживающим фактором.

Эти психологические особенности можно считать внутренними составляющими опасного состояния. Их выявление проводится с использованием психологических методик \, а также путем ретроспективного анализа поступков, профессии, физических склонностей.

При добавлении к ним внешней компоненты (криминогенной ситуации) опасное состояние обычно реализуется в преступлении. Вероятность такой реализации во многом зависит от уровня преступных способностей. Преступная способность может быть высокой, средней и низкой. На основе этой оценки делается прогноз индивидуального преступного поведения. В основу прогноза. Ж. Пинатель кладет различные комбинации преступной способности и социальной адаптированности. Наиболее типичный преступник - это лицо с высокими преступными способностями и низким уровнем социальной приспособленности. В то же время, по Ж. Пинателю, наиболее опасны преступники, у которых и криминальные способности и умение адаптироваться находятся на высоком уровне развития, но эти: лица уходят от уголовной ответственности, ибо находят такие способы совершения преступлений, которые при максимуме выгоды сопряжены с минимумом риска

Для проверки действительвости клинической модели существует только один критерий - экспериментальный. Наблюдение, интерпретация, эксперимент являются тремя основными элементами клинического метода.

В процессе перевоспитания необходимо улучшить социальные реакции преступника (снизить или устранить агрессивность, эгоцентризм), изменить установки и привычки, изменить отношения к различным социальным фактам

К числу методов коррекции криминальных склонностей относится психоанализ, электрошок, лоботомия, таламотомия, медикаментозное воздействие, хирургические методы.

В конце 60-х - начале 70-х гг. авторитет клинической криминологии был очень высок, на исследования клиницистов возлагались большие надежды

44. Криминологическая теория стигмы

СТИГМЫ ТЕОРИЯ - концепция, согласно которой ни одно действие не преступно само по себе, а является таковым в силу закона. Определение акта в качестве преступного зависит исключительно от реакции общества. Человек становится преступником первоначально потому. что его поведение признано преступным в результате стигматизации, осуществленной системой уголовной юстиции. Государство, таким образом, навязывает лицу, совершившему общественно опасное деяние, статус преступника. Тому же, кто однажды был заклеймен как преступник, трудно вдальнейшем избавиться от этого клейма и восстановить свое прежнее положение в обществе.


Основоположник теории - ученый Колумбийского университета Ф. Танненбаум, его последователи американские криминологи Э. Лемерт и Г. Беккер указывали, что, если подростка все оценивают негативно, то он утрачивает многое из того положительного, что есть у каждого человека. Отрицательные оценки имеют две стороны: они удерживают от антиобщественных поступков, но при неумелом их применении они могут инициировать криминализацию личности. Наклеивание негативных ярлыков нередко приводит к тому, что этот ярлык становится компасом в жизни молодого человека. По наблюдениям Пилиавина и Брайара, делинквент - это продукт социального решения и от того, как полиция проводит в жизнь это решение, зависит прекращение либо развитие делинквентной карьеры. Факт привода подростка в полицию оказывает гораздо большее влияние на выбор преступной карьеры, чем осуждение: среди имевших приводы уровень рецидива был выше, чем среди судимых. Э.Сатерленд пришел также к заключению, что 3/4 лиц, содержащихся в тюрьмах штатов, не являются преступниками в полном смысле этого слова, однако соответствующее криминальное клеймо, поставленное на них судебной системой, инициирует процесс их отчуждения от общества. Он предложил существенно расширить рамки применения штрафных санкций с тем, чтобы "снять клеймо преступления со значительной части судебных дел". Главный практический вывод В. Сатерленда заключается в необходимости ограничить применение карательных мер. поскольку они неэффективны, несправедливы и путем стигматизации обрекают человека на преступную карьеру.

Э. Лемерт выделил несколько этапов криминализации личности:

а) нарушение человеком правил поведения

б) реакция окружающих людей в форме отрицательной оценки

в) вторичное правонарушение, вызванное чувством обиды и враждебным отношением к окружению

г) осуждение, влекущее стигматизацию

д) укрепление лица на преступном пути, восприятие роли преступника.

Стигмы теория предполагала коррекцию практики воздействия на преступность. Многие ее рекомендации реализованы на практике и дали положительные результаты. В большинстве стран отказались от краткосрочного тюремного заключения. Само тюремное заключение в ряде государств модифицировано таким образом, что полного отчуждения преступника от общества не наступает (его отпускают домой на выходные, а иногда и после рабочего дня, заключенные участвуют в общественной жизни, встречаются с политическими деятелями, получают образование,развивают творческие способности, организуют выставки работ заключенных). Во многих странах возникли общественные объединения по связи с заключенными и оказанию им помощи после освобождения. Процент судебных приговоров, связанных с лишением свободы, в большинстве стран неуклонно снижается: соответственно в обществе уменьшается доля лиц, пораженных стигмой тюрьмы


45. Психоаналитические теории причин преступности (концепция З. Фрейда)

Особое место среди разнообразных теорий и концепций отклоняющегося поведения занимают исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых является З.Фрейд.

Фрейд предполагал, что любые поступки людей — это рвущиеся наружу бессознательные инстинкты или влечения. Когда контролирующий волевой фактор не способен подавить природный инстинкт - возникает конфликт, выливающийся в преступление

Основным у 3. Фрейда является представление о том, что поведение человека определяют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект есть аппарат маскировки этих сил, социальная среда и человек находятся в состоянии вечной и тайной войны, так как среда с помощью механизмов социального господства, особенно культуры, подавляет природу человека.

Подавление, т.е. нормы и запреты личности, ведет к развитию неврозов, т.е. к разрушению. Но, с другой стороны, обуздание инстинктов, сублимация их в творческие сферы деятельности является условием нормального существования общества, развития культуры, предохраняет человечество от разрушения.

Борьба между этими вытесненными и ищущими выхода влечениями, общественными запретами - одна из основных идей социальной теории психоанализа.

Разумно обуздывать инстинкты и способствовать развитию общества может только интеллектуальная элита. Массы же руководствуются темными, бессознательными влечениями, они враждебны культуре, ими должна руководить элита.

Другая важная проблема, затронутая в концепции 3. Фрейда, - вопрос, что объединяет людей в человечество.

По мнению 3. Фрейда, объединяющими являются принудительные факторы, трудовые связи, «социальные чувства», особенно чувство любви, но не в сексуальной, а в превращенной ее форме, т.е. дружбе. Именно эти формы являются основой социальных отношений.

Центральное положение концепции З.Фрейда - найти способ интеграции людей в общественную систему и примирить их с культурой через внутреннее освобождение человека.

Как сделать это? С одной стороны, 3. Фрейд считал, что в обществе ничего нельзя изменить из-за неизменности человеческой природы. С другой стороны, он видел возможность эволюции общества через функциональное изменение человека с помощью психоаналитической теории и адекватной социализации, что поможет массам подняться до уровня элиты. На основе фрейдизма возникали: неофрейдизм и постфрейдизм

В работах его последователей (ААдлер, Фромм, Хорни, Шутц) рассматриваются такие формы отклоняющегося поведения, как неврозы, психастении, состояния навязчивости, сексуальные расстройства, различные формы социальной дезадаптации. По мнению представителей психоаналитической ориентации, лиц с отклоняющимся поведением, включая нервно-психические отклонения, социальную девиацию, отличает чувство повышенной тревожности, агрессивность, ригидность, комплекс неполноценности. Поэтому психоаналитические работы, прежде всего посвящены исследованию природы тревожности, агрессивности, стремления к разрушительным действиям. Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая якобы служит первопричиной насильственных действий. Агрессия - это поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникающее, по мнению представителей психоаналитической ориентации, в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначальные, врожденные неосознаваемые влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. В качестве таких неосознаваемых, подавляемых влечений Фрейд рассматривал либидо, Адлер - стремление к власти, к самоутверждению, превосходству над другими, Хорни - стремление к безопасности, гедонистические потребности комфорта, удовольствия.


Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает базисные чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социально-дезадаптированным формам поведения

46. Теория дифференциальной ассоциации

Эта теория изначально предназначена для объяснения индивидуального преступного поведения. Исследования в этой области проводили известные криминологи Клиффорд Шоу (1930), и Эдвин Сазерленд (1939). Теория включает в себя восемь основных постулатов:

1. Преступному поведению учатся, а не наследуют.

2. Преступное поведение усваивается в ходе взаимодействия с другими людьми в процессе общения.

3. Важнейшая часть обучения уголовному поведению совершается в группах, связывающих своих членов тесными личными отношениями. Внеличностные средства коммуникации (теле-, кино- и видеофильмы, газеты и журналы) играют в процессе усвоения криминального поведения не столь важную роль.

4. Овладение криминальным поведением включает в себя изучение способов совершения преступлений, которые бывают и сложными, и простыми, а также специфических мотивов, влечений, оправданий и установок.

5. Рассматривая закон в положительном и отрицательном свете, преступники усваивают особую направленность мотивов и влечений. В одном обществе индивидуум контактирует с людьми, которые единодушно относятся к нормам закона как к неукоснительно исполняемым правилам жизни, а в другом - оказываются в окружении людей, которые в своих оценках отдают предпочтение нарушению законов.

6. Человек становится преступником, когда усваиваемые им определения, благоприятствующие преступности, перевешивают в его сознании образцы законопослушного поведения.

7. Усвоение преступного поведения не ограничено только процессом имитации, подражания.

8. Хотя преступность - это выражение общих потребностей и ценностей, объяснять ее только этими потребностями и ценностями нельзя, ибо и непреступное поведение также является выражением тех же самых потребностей и ценностей.

Из этой теории (дифференцированной ассоциации) можно сделать следующие выводы:

  1. " необходимо существенно улучшить практику и условия воспитания в семье, школе, профессиональном коллективе и группах совместного проведения досуга;

  2. " нельзя вместе содержать впервые осужденных вместе с рецидивистами;

Опросы ведущих криминологов показывают, что теория Сазерленда имеет очень большое влияние, хотя и вызывает споры.

47. Архитектурная криминология

Достаточно интересным является новое архитектурное направление в практике предупреждения преступлений. Еще в 1978 г. в Висбадене состоялся первый международный симпозиум по вопросам планирования городского строительства и связи между архитектурой жилых районов и ростом преступности. В 80-х и 90-х гг. исследования в этом направлении продолжались.