Файл: Туристское ресурсоведение. Кусков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 7141

Скачиваний: 109

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ







А. С. Кусков





ТУРИСТСКОЕ

РЕСУРСОВЕДЕНИЕ


Учебник























Москва 2008

УДК

ББК





Рецензенты:


доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической

географии зарубежных стран Белорусского государственного университета

И. И. Пирожник;


кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции

Дальневосточного государственного университета экономики и сервиса

Н. С. Мартышенко






Кусков А. С.

Туристское ресурсоведение: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Алексей Сергеевич Кусков. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 280 с.


ISBN


В предлагаемом учебнике в полном соответствии с требованиями ГОС специальности 100201 «Туризм» рассматриваются теоретические основы туристского ресурсоведения; раскрывается содержание понятий «туристский потенциал» и «туристские ресурсы»; выделяются и подробно характеризуются основные виды туристских ресурсов и методы их оценивания; анализируются особенности пространственной организации туристских ресурсов; исследуются проблемы экологии и охраны ресурсов рекреации и туризма.

Учебник предназначен для студентов вузов, обучающихся по специальности 100201 «Туризм». Он также может быть использован студентами, обучающимися по специальностям 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 061100 «Менеджмент организации» со специализацией «Гостиничный и туристический бизнес», 012500 «География», 032500 «География», 032103 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».






УДК

ББК



ISBN




© Кусков А. С., 2008

Предисловие


Уважаемый читатель! Вы взяли в руки учебник по совершенно новой дисциплине – туристскому ресурсоведению. Изучение этой дисциплины является крайне необходимым шагом к формированию будущего специалиста для работы в сфере организации туристского и экскурсионного обслуживания населения. И это не случайно. Достаточно привести тезис, не требующий доказательств – «Без ресурсов нет туризма».

Цель учебной дисциплины (и, соответственно, предлагаемого учебника) видится автору в ознакомлении студентов с важнейшими теоретическими концепциями и терминологическим аппаратом науки; основными методиками оценки туристского потенциала территорий; туристскими ресурсами, их видами и особенностями оценки. Туристское ресурсоведение, в свою очередь служит необходимым базисом для изучения таких дисциплин как «География туризма», «Туристское страноведение», «Организация туризма», «Туристское регионоведение», «Курортное дело».

При этом автор попытался отойти от сложившихся в российской практике традиций подготовки учебных работ, концентрирующих основной материал, который в обязательном порядке нужно усвоить каждому студенту. Этот материал зачастую не создает для студента и читателя своеобразного поля, плацдарма для развертывания и торжества своих мыслей, идей, доводов, рассуждений, построения логических выводов. В современный период всеобщего реформирования системы образования, активного учета и использования западных стандартов подготовки специалистов высокой квалификации – наличие такого рода работ, а также дальнейшее их тиражирование представляется автору просто немыслимым.


Автор попытался представить учебник принципиально нового типа, содержащий системно-аналитическое по своему характеру изложение основ учебного курса «Туристское ресурсоведение». При подготовке учебника автор исходил из результатов проделанного им содержательного анализа Государственного образовательного стандарта по новой специальности 100201 «Туризм», а также учитывал все возможные варианты реализации межпредметных связей в пределах данного ГОС и осознавал тот факт, что дисциплина преподается студентам младших курсов высших учебных заведений.

В итоге автором, имеющим многолетний опыт преподавания дисциплины «Туристское ресурсоведение», подготовлен учебник, объединяющий под «одной крышей» систему грамотно поданной информации по современному курсу туристского ресурсоведения с учетом существующих образовательных программ и стандартов сервисно-туристских направлений и специальностей. При этом анализировался как отечественный, так и зарубежный опыт исследований в области туристского ресурсоведения.

Внимательный и целеустремленный читатель сможет ознакомиться с важнейшими концепциями, понятиями и методиками, составляющими основное содержание туристского ресурсоведения; эффективно и полноценно подготовиться к сдаче экзаменов и зачетов; использовать материал учебника для подготовки к семинарским и практическим занятиям по целому блоку туристских дисциплин – туристскому ресурсоведению, географии туризма, туристскому регионоведению, организации туризма, курортному делу.

Следует сказать, что работа над учебником потребует значительное количество усилий от читателя, так как овладеть представленным в учебнике материалом сразу, «с наскока», не получится. Работа по освоению представленного в учебнике материала – дело сложное, тяжелое, скорее напоминающее изнурительный поход по пересеченной местности, восхождение на горные вершины, нежели праздную прогулку по равнине. В этом читателю поможет детально разработанный автором методический аппарат учебника – контрольные вопросы и задания, библиографический список; информационное приложение; словарь понятий и терминов; большое количество удачно подобранных и составленных иллюстраций (рисунков, карт, схем, таблиц, моделей).

Автор выбрал стиль изложения, подразумевающий активную самостоятельную работу студентов, критический подход к материалу учебника, так как положения, приводимые в работе не должны безоговорочно приниматься «на веру». Критичные суждения студента, его аргументированное несогласие с некоторыми положениями приветствуются автором как факт полноценного усвоения материала, вхождения «с головой» в проблематику курса. И это вполне объяснимо! Ведь знание не нормативно, не имеет временных и пространственных рамок, границ, оно динамично, индивидуально и в то же время содержательно и жизненно необходимо для последующей практической деятельности.


Представленный учебник предназначен в первую очередь для студентов, обучающихся по специальности 100201 «Туризм». Несомненно, работа будет интересна и студентам других сервисно-туристских и географических специальностей – 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 080500 «Менеджмент организации» со специализацией «Гостиничный и туристический бизнес», 032103 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», 012500 «География», 032500 «География».

Автор учебника открыт для сотрудничества. Все замечания и предложения по содержанию учебника можно отправлять в Издательство или непосредственно автору по электронной почте. Автор выражает благодарность доктору географических наук, профессору Ивану Ивановичу Пирожнику и кандидату экономических наук, доценту Наталье Степановне Мартышенко за их ценные замечания и пожелания, которые были учтены при подготовке и предоставлению рукописи в Издательство.



Алексей Кусков (askuskov@mail.ru)







Г Л А В А 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОГО РЕСУРСОВЕДЕНИЯ


1.1. Туристское ресурсоведение

как часть комплексного страноведения


Учебный курс «Туристское ресурсоведение» является одним из важнейших разделов общественно-географической учебной дисциплины «География туризма» и частью комплексного страноведения. География туризма является обязательной дисциплиной, которая преподается студентам всех туристских специальностей. А вот комплексное страноведение нашло свое место лишь в весьма ограниченном количестве высших учебных заведений страны. В связи с этим, в рамках параграфа мы попытаемся очертить самые общие грани комплексного страноведения и определить место туристского ресурсоведения в его структуре.

По общепринятым представлениям, страноведение – комплексная научная дисциплина, занимающаяся изучением разных стран и районов (внутригосударственных и межгосударственных) земного шара. При этом данности какой-либо страны изучаются не изолированно, а в тесной связи друг с другом. Можно сказать, что страноведение – это всестороннее изучение территории страны, ее природы, истории, населения, культуры, хозяйственной и политической жизни.

Тем не менее, единого взгляда на содержание страноведения как научной дисциплины, к сожалению, пока нет. Н. С. Мироненко выделил следующие его трактовки1:

  • Страноведение – это наука, изучающая конкретные территории в отличие от отраслевой географии (по терминологии ряда исследователей, страноведение – это таксономическая наука, а отраслевая география – частная).

  • Страноведение – это «лаборатория», предназначенная для проверки теорий и гипотез, вырабатываемых частной географией.

  • Страноведение – это наука, изучающая полный комплекс географических явлений на определенной территории, в отличие от отраслевой (частной) географии, которая изучает определенную часть географической оболочки в масштабах всей планеты.

  • Страноведение – это наука, изучающая полный комплекс географических явлений на определенной территории, но только в рамках физической или общественной географии.

  • Страноведение – комплексная синтезирующая наука. В данном определении акцент делается на методе в широком понимании – на синтезе.

  • Страноведение – организационная форма объединения различной информации об определенной стране или районе. Упор делается на информационном аспекте.


Д. В. Севастьянов дает следующее определение: «страноведение – это комплексная дисциплина, которая систематизирует и обобщает разнообразные данные о природе регионов и стран мира, о расовом и национальном составе населения, укладе жизни и традициях народов, хозяйстве, особенностях культуры и социально-политической организации государств, располагающихся в пределах отдельных регионов»2.

В отечественной географии в настоящее время сосуществуют разные подходы к пониманию сущности страноведения. Одни ученые склонны видеть в комплексном страноведении основу единства географии и олицетворение общности географических наук (В. А. Анучин, Н. Н. Баранский, Б. Б. Родоман, Ю. Г. Саушкин).

Другие рассматривают его применительно к отдельным странам как описательную географическую науку, как чисто региональную географию, сужая его рамки и отождествляя с государствоведением или регионоведением, видят в нем прикладную дисциплину, наделяя страноведение лишь справочным содержанием.

Третьи считают страноведение проблемной наукой, представляющей собой не только синтез географических знаний о стране, но и творческий анализ ее территориальных и геополитических проблем (С. Б. Лавров, Д. В. Севастьянов, М. М. Голубчик, Я. Г. Машбиц, Н. С. Мироненко, В. А. Пуляркин).

Что касается внутренней структуры страноведения, то Я. Г. Машбиц выделяет в нем три главных класса: 1) физико-географическое (природное); 2) социально-экономическое (общественно-географическое); 3) комплексное. Наряду с выделенными выше классами получили большое развитие также историко-культурное, политическое, экологическое, демографическое и этноконфессиональное, рекреационное и зарубежное туристское, лингвистическое страноведения.

Комплексное страноведение, по мнению большинства ученых, объединяет отдельные отраслевые страноведения в единый взаимосвязанный комплекс знаний, положений, в основе которого лежит единство и взаимосвязь трех главных элементов «природа – население – хозяйство». Существование комплексного страноведения немыслимо без совокупности частных отраслей страноведческого знания. И одной из таких отраслей является туристское страноведение. Только использование всех аспектов комплексного страноведения позволяет сформировать целостный образ страны или региона.

Образ страны или региона вызывает необходимость применения схемы типовой комплексной страноведческой характеристики. В настоящее время предложено несколько вариантов таких схем. Однако смысл каждой из этих схем выражается в одном – в стремлении реализовать все три элемента «природа – население – хозяйство» в страноведческом комплексе. Приведем пример схемы комплексной характеристики страны, предлагаемой Д. В. Севастьяновым. За ее основу взята схема страноведческой характеристики, предложенная Ю. Д. Дмитревским3.


  1. Географическое положение (особенности территории региона, страны) и его страноведческие следствия.

  2. Природные и экологические условия страны, ее природно-климатическое районирование.

  3. Историко-культурная характеристика региона или страны.

  4. Население страны и история его формирования (численность и плотность населения, расовый и этноконфессиональный состав, языки, обычаи и традиции народов).

  5. Основные города (их расположение, история, особенности населения и специализации хозяйства, достопримечательности).

  6. Социально-экономическая характеристика страны (основные отрасли хозяйства, районы и их специализация, транспортные связи и инфраструктура туризма).

  7. Политико-географическая характеристика страны (государственный строй и устройство, политические партии, криминальная обстановка и ее влияние на туризм).

  8. Рекреация и туризм (особенности размещения центров и их специализация).

  9. Общие тенденции развития страны (определение типа страны, выявление ее характерных черт развития).

Пользуясь представленной схемой и перечнем основных направлений комплексного страноведения, можно определить место туристского ресурсоведения в его структуре. Выделяют три основные группы туристских ресурсов: природные, культурно-исторические и социально-экономические, особенности оценивания которых и составляют предмет изучения туристского ресурсоведения. Следовательно, туристское ресурсоведение имеет непосредственное соприкосновение с природным, историко-культурным и социально-экономическим страноведением. В проблемное поле туристского ресурсоведения также входят вопросы охраны и экологии туристских территорий и ресурсов, что роднит его с экологическим страноведением.

Особого внимания заслуживает рассмотрение взаимодействия туристского ресурсоведения с туристским страноведением. Туристское ресурсоведение, будучи частью комплексного страноведения, в свою очередь является разделом туристского страноведения, основой которого служит оценка туристских ресурсов отдельных стран и их регионов.

Итак, сделаем некоторые выводы.

Во-первых, определять туристское ресурсоведение как раздел комплексного страноведения не совсем верно, так как ресурсоведение «проникает» в целый ряд других разделов страноведения, занимая при этом более высокий иерархический уровень. Наиболее тесно туристское ресурсоведение соприкасается с физико-географическим (природным) и историко-культурным страноведением.

Во-вторых, рассматривая туристское ресурсоведение как часть комплексного страноведения, следует иметь ввиду некоторую его ситуационность, подчиненность задачам комплексного страноведческого анализа. Туристская составляющая в комплексной страноведческой характеристике может иметь большое значение при характеристике стран-лидеров международного туризма – Турции, Франции, Египта, Греции и т. д. Вместе с тем, при характеристике ряда стран, таких как Чили, Чад, Сомали, Парагвай, Таджикистан и др., туристская составляющая будет занимать явно подчиненное положение или вовсе отсутствовать. Все остальные пункты страноведческой характеристики будут иметь приблизительно одинаковое и обязательное значение.