Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и использования ресурсов образовательной организации
1.1. Характеристика финансовых ресурсов некоммерческих организаций
1.2. Порядок формирования целевого капитала
2.1 Характеристика деятельности ГБОУ СОШ №49 г. Москвы
2.2. Анализ трудовых ресурсов школы
2.3. Анализ основных фондов школы
2.4 Анализ состава доходов ГБОУ СОШ №49 г. Москвы
2.5 Анализ направлений использования денежных средств ГБОУ СОШ №49 г. Москвы
Ц = Сп + Надбавка, (1)
где Сп - полная себестоимость услуги.
Методом маржинальных издержек:
Ц = ПИуд + (ФИ + П), (2)
где Ц – цена данного вида услуги образовательного учреждения;
ФИ – постоянные издержки образовательного учреждения;
ПИуд – удельные переменные издержки образовательного учреждения;
П – целевая прибыль образовательного учреждения.
Достаточно новым методом в практике считается метод расчета цены по маржинальным издержкам планируются и учитываются только переменные затраты, которые распределяются по их носителям. Оставшуюся же часть издержек – постоянные расходы – в калькуляцию не включают. Их отражают в бухгалтерском учете на отдельном счете, в конце отчетного периода списывают на финансовый результат и при расчете прибылей и убытков за отчетный период.
Допустим, что данное образовательное учреждение будет обучать студентов по двум программам:
1 Программа А – Обучение учащихся по курсам «повар» с выдачей свидетельства по данной профессии, программа рассчитана на 320 ч.
2 Программа В – Обучение учащихся по курсам «швея» с выдачей свидетельства по данной профессии, программа рассчитана на 250 ч.
Программами А и В требуется обучить по 50 учащихся.
Необходимо рассчитать, какая из предложенных программ окажется более рентабельной, т.е. более выгодной для образовательного учреждения.
Стоимость одного академического часа равна 45,13р.
Программа А – 320 х 45,13 х 1,15= 16607,84р.
16607,84: 25=664,32р.
Программа В – 250 х 45,13 х 1,15=12974,88р.
12 974,88: 25=518,99р.
Достаточно новым методом в практике считается метод расчета цены по маржинальным издержкам. Он базируется на методе определения неполной себестоимости, которая в получила название «direct-costing». Причем в отличие от отечественного калькулирования планируются и учитываются только переменные затраты, которые распределяются по их носителям. Для повышения эффективности управления и использования финансовых средств учебным заведением, может быть применена система бюджетирования. Факторы и организационно-экономические условия привлечения внебюджетных средств в систему образования можно подразделять на внешние (не определяемые самим учебным заведением) и внутренние (зависящие, прежде всего от эффективности его работы). На основании делается расчет калькуляции затрат на одного обучающегося (Таблица 2.12).
Таблица 2.12
Калькуляция затрат на одного обучающегося
№ п/п |
Показатели |
Программа А |
Программа В |
А |
1 |
2 |
|
1 |
Заработная плата преподавателей, р. |
850 |
663 |
2 |
Заработная плата обслуживающего персонала, р. |
266 |
207 |
3 |
Всего заработной платы: |
1090 |
871 |
4 |
Начисления на заработную плату, р. |
331 |
250 |
5 |
Приобретение расходных материалов, р. |
354 |
163 |
6 |
Командировочные расходы, р. |
228 |
134 |
7 |
Приобретение ГСМ, р. |
255 |
125 |
8 |
Оплата услуг связи, р. |
97 |
56 |
9 |
Оплата коммунальных услуг, р. |
537 |
420 |
10 |
Приобретение предметов длительного пользования, р. |
617 |
387 |
11 |
Оплата текущего ремонта зданий, р. |
118 |
79 |
12 |
Прочие расходы, р. |
473 |
515 |
13 |
Итого |
4100 |
3000 |
Для того чтобы рассчитать рентабельность услуг, необходимо полученный финансовый результат разделить на фактическую стоимость оказанных услуг выраженную в %. В нашем случае по программе А «Повар»- 2,8%, рентабельность равна по программе В «Швея» –8,3%.
Составим калькуляцию платной образовательной услуги (Таблица 2.13).
Таблица 2.13
Расчет полной себестоимости образовательных услуг
№ п/п |
Статьи расходов |
Программа А |
Программа Б |
Всего |
||
А |
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Постоянные расходы |
- |
- |
- |
||
2 |
Заработная плата АУП, р. |
13300 |
10350 |
23650 |
||
3 |
Начисления на заработную плату, р. |
4205 |
3180 |
7385 |
||
4 |
Командировочные расходы, р. |
11400 |
6700 |
18100 |
||
5 |
Оплата ГСМ, р. |
13500 |
6250 |
19750 |
||
6 |
Оплата услуг связи, р. |
4850 |
2800 |
7650 |
||
7 |
Оплата коммунальных услуг, р. |
26850 |
21000 |
48500 |
||
8 |
Предметы длительного пользования, р. |
30850 |
19350 |
51200 |
||
9 |
Оплата текущего ремонта, р. |
5900 |
3950 |
10350 |
||
10 |
Переменные расходы |
- |
- |
- |
||
11 |
Заработная плата преподавателей, р. |
42516 |
33200 |
75716 |
||
12 |
Начисления на заработную плату, р. |
14785 |
10570 |
25355 |
||
13 |
Приобретение расходных материалов, р. |
13700 |
8150 |
21850 |
||
14 |
Прочие расходы, р. |
17494 |
13000 |
30494 |
||
15 |
Планир. численность контингента, р. |
50 |
50 |
100 |
||
16 |
Фактическая себестоимость, р. |
3987 |
2770 |
3378,5 |
Финансовые ресурсы, формируемые в системе бюджетных организаций, используются в вышестоящем органе управления при распределении средств нижестоящим учреждениям – путем распределения средств по целевому назначению и производства расходов.
Таблица 2.14
Расчет рентабельности услуг
№ п/п |
Показатели |
Программа А |
Программа Б |
Всего |
А |
1 |
2 |
3 |
|
1 |
Цена одной услуги, р. |
4100 |
3000 |
7100 |
2 |
Число оказанных услуг, чел. |
50 |
50 |
100 |
4 |
Факт.стоимость оказан. услуг, р. |
199350 |
138500 |
337850 |
5 |
Прибыль, р. |
5650 |
11500 |
17150 |
6 |
Рентабельность услуг, % |
2,8 |
8,3 |
5,08 |
Теперь проведем вычисления методом «direct-costing», где издержки делятся на переменные и постоянные и что в нашем примере эти две группы затрат совпадают с прямыми и косвенными.
Расчет рентабельности услуг с учетом постоянных и переменных издержек (Таблица 2.15).
Таблица 2.15
Расчет рентабельности услуг постоянных и переменных затрат
№ п/п |
Показатели |
Программа А |
Программа Б |
Всего |
А |
1 |
2 |
3 |
|
1 |
Выручка от продажи, р. |
205000 |
150000 |
355000 |
2 |
Переменная часть себестоимости образовательных услуг, р. |
88495 |
64920 |
153415 |
3 |
Маржинальный доход, р. |
116505 |
85080 |
201685 |
4 |
Рентабельность услуг, % |
131,05 |
135,65 |
131,4 |
5 |
Постоянные затраты, р. |
110855 |
73580 |
184435 |
6 |
Операционная прибыль, р. |
- |
- |
17150 |
Сравним рентабельность, рассчитанную двумя способами. Калькулирование полной себестоимости приводит нас к выводу, что рентабельность программы «direct-costing» в выше первой в 3 раза8,3:2,8, а по второму методу получается, что рентабельность образовательной программы Б выше в 0,96 раз 135,65:131,05. Заметим, что по последнему методу рентабельность рассчитывается исходя из величин, очищенных от постоянных издержек организации. Следовательно, она характеризует непосредственные расходы по оказанию конкретных образовательных услуг. Поэтому расчеты способом « direct-costing» являются более предпочтительными при решении управленческих задач.
Кроме того, при использовании данной системы возникает возможность анализа соотношения затрат, объемов оказанных услуг и прибыли.
Реальная ситуация, когда, спланировав одно количество учащихся по определенной образовательной программе, при приеме документов обнаруживается, что количество желающих учиться намного меньше. В этом случае возникает вопрос – принесет ли прибыль данная учебная программа или вся выручка будет израсходована на покрытие достаточно больших постоянных затрат, что характерно для образовательных учреждений.
Таблица 2.16
Расчет критического объема услуг
№ п/п |
Показатели |
Программа А |
Программа Б |
А |
1 |
2 |
|
1 |
Постоянные затраты, р. |
110855 |
73580 |
2 |
Удельные переменные затраты, р. |
1770 |
1298 |
3 |
Цена одной услуги, р. |
4100 |
3000 |
4 |
Маржинальный доход на одну услугу, р. |
2330 |
1702 |
5 |
Критический объем услуг, чел. |
47 |
43 |
6 |
запас финансовой прочности, чел. |
3 |
7 |
7 |
запас финансовой прочности, в р. |
6990 |
11914 |
Анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что обучая студентов по программе А критический объем услуг будет достигнут при 47 чел., а по программе Б – 43. Учреждению целесообразно оказывать услуги по программе Б, соответствующей программе обучения швея с выдачей свидетельства по данной профессии.
Выводы:
Для устранения недостатков, более точной составлении сметы расходов предлагается проводить прогнозирование сумм предстоящих расходов на основе анализа временных рядов. Таким образом, использование метода прогнозирования на основе временных рядов позволяет усовершенствовать процесс бюджетного планирования и получить необходимые значения сметных назначений для более полного финансирования деятельности учреждения за счет средств бюджета.
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В ходе исследования были решены все поставленные задачи: определено понятие и виды некоммерческих организаций; рассмотрено правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций; дана характеристика финансовых ресурсов некоммерческих организаций; рассмотрена деятельность ГБОУ СОШ №49 г. Москвы; проведен анализ состава доходов и направлений использования денежных средств ГБОУ СОШ №49 г. Москвы; обобщен зарубежный опыт организации финансовой деятельности некоммерческих организаций; предложены пути совершенствования управления финансовыми ресурсами некоммерческих организаций.
В России, деятельность некоммерческих организаций регулируется федеральным законом №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года, в соответствии с которым, «некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками». Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
НКО являются полноправным хозяйствующим субъектом рыночных отношений. Важным отличием НКО от коммерческих организаций можно назвать возможность их существования без государственной регистрации. Законодательство Российской Федерации о НКО разрешает функционирование некоторых общественных организаций без государственной регистрации, однако, в таком случае НКО будет существовать без прав юридического лица и не может являться субъектом гражданских правоотношений. Это говорит о том, что у организации не может быть собственности, она не может от своего имени заключать имущественные и неимущественные сделки, быть ответчиком или истцом в суде, не может быть печати, банковских счетов. Так же, важным отличием от коммерческих структур является то, что не ко всем НКО можно применить процедуру банкротства. Особенностью ликвидации НКО является отсутствие механизма, алгоритма раздела имущества. Несмотря на то, что НКО создаются на нефиксированный срок, ФЗ «О некоммерческих организациях» сохраняет право создания НКО с ограничениями по сроку деятельности, который нужен для выполнения поставленных задач и достижения целей. Во всём остальном к НКО существуют те же требования, что и к коммерческим организациям. В качестве примера можно привести получение лицензий для осуществления определенных видов деятельности.
Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть расходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией помещения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.