Файл: Финансовые ресурсы некоммерческих организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1.3 – Учреждение целевого капитала через специализированную организацию[9]

Если целевой капитал создается по первому варианту самой некоммерческой организацией, то под фондом понимается совокупность денежных средств, обособленных на отдельном специальном счёте. Указание, что это целевой капитал, определяет особый порядок операций с данными денежными средствами, например, перечисление в доверительное управление, бухгалтерский учёт, аудит и т.д. Второй вариант предполагает учреждение специализированной организации управления целевым капиталом – отдельного юридического лица в организационно-правовой форме фонда. Для устранения возможной путаницы с фондами, учредившими целевые капиталы «внутри» своих организаций (по первому варианту), следует подробнее остановиться на особенностях создания и функционирования специализированных организаций.

Сравнение двух вариантов создания целевого капитала некоммерческой организации представлено в табл. 1.1.

Выбор варианта зависит от организационно-правовой формы некоммерческой организации, в интересах которой создаётся целевой капитал, решения высших органов управления некоммерческой организации и т.д. Данный Федеральный закон разрешает некоммерческой организации сформировать несколько целевых капиталов. Соответственно и специализированная организация может формировать один или несколько целевых капиталов.

Таблица 1.1 – Сравнение двух вариантов создания целевого капитала некоммерческой организации[10]

Вариант создания

Преимущества

Недостатки

Первый

Отсутствуют расходы на регистрацию нового юридического лица. Имеются персонал, офисное оборудование, средства связи. Имеется опыт привлечения пожертвований, грантовой помощи и т.д.

Необходимо внести изменения в правоустанавливающие документы (устав и т.д.). Нельзя вносить в целевой капитал собственные денежные средства некоммерческой организации

Второй

Возможность внесения пожертвований от «родственной» некоммерческой организации. Самостоятельность в распределении ответственности внутри фонда. Упрощённый контроль

за поступившими пожертвованиями

Расходы на регистрацию фонда, открытие расчётного счёта и т.д. Необходимость посредника между фондом, некоммерческой организацией бенефициаром (-ми). Дополнительные расходы на поддержку деятельности.

Необходимость контроля над деятельностью фонда


Целевой капитал – лишь один из механизмов финансирования с характерными преимуществами и недостатками (табл. 1.3). Его «встраивание» в существующую финансовую систему некоммерческой организации несёт риски потерь.

Таблица 1.2 – Преимущества и недостатки целевого капитала[11]

Преимущества

Недостатки

Дополнительный источник финансирования деятельности некоммерческой организации

Требование значительных затрат на формирование целевого капитала, управление и преумножение его

Возможность долговременного использования

Положительный эффект от формирования целевого капитала проявляется не сразу

Возможность преумножения полученных пожертвований за счёт эффективного управления

Необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов в различных областях знаний (налогообложения, инвестиций, фандрайзингу)

Повышение финансовой стабильности некоммерческой организации

Требование отдельного бухгалтерского учёта в зависимости от балансовой стоимости ежегодного аудита

Возможность сделать некоммерческую организацию «прозрачной»

Необходимы внутренние организационные преобразования

Укрепление связей с жертвователями и усиление «обратной связи»

Налаживание каналов взаимодействия с жертвователями требует времени и затрат

Таким образом, законодательно разрешены два варианта формирования целевого капитала: «внутренний» и «внешний» (через учреждение отдельного юридического лица – специализированной организации). Выбор варианта зависит от организационно-правовой формы некоммерческой организации, в интересах которой создается целевой капитал, а также от решения высших органов управления некоммерческой организации и т.д.

Выводы:

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть расходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией помещения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.

В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно-правовой формой выделяют финансы учреждений, финансы потребительских кооперативов, финансы общественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п.


Глава 2. практические аспекты Повышения качества управления ресурсами образовательных учреждений на примере ГБОУ СОШ №49 г. Москвы

2.1 Характеристика деятельности ГБОУ СОШ №49 г. Москвы

ГБОУ СОШ №49, год открытия 1970, расположена по адресу: 117279, г. Москва, ул. Генерала Антонова 4 А, 5А.

Сегодня школа располагается в современном густонаселённом районе Коньково с развитой инфраструктурой, сложившимися традициями и богатой историей.

На протяжении 40 лет школа выстраивает образовательную политику учитывая следующие факторы:

– особенности социума (контингент родителей и учащихся, высокий уровень запроса на качественное доступное образование);-

– конкурентная среда (по соседству расположены 6 общеобразовательных школ).

Педагогический коллектив отличается стабильностью и высоким профессионализмом.

В школе работают педагоги, способные к постановке и реализации инновационных задач, творческие, имеющие мотивацию к самообразованию. Среди них: победители окружного конкурса «Учитель года», лауреаты гранта Правительства Москвы, победители конкурса в рамках национальной приоритетной программы образования – «Лучшие учителя России». Начальная школа отличается разнообразием образовательных программ и вариативностью организации обучения.

Психолого-логопедическая служба, сопровождающая учебный процесс, помогает в создании наиболее комфортных и щадящих условий обучения. Важным преимуществом школы является нахождение в её здании Центра Диагностики и психологического консультирования «Коньково».

Тесное взаимодействие обеспечивает своевременное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. В средней и старшей школе организованы гимназические классы с изучением немецкого языка. Ежегодно по запросу в 10 классах организуются группы с углубленным изучением предметов: физико-математического, гуманитарного и химико-биологического направлений. Большое внимание педагогический коллектив уделяет организации дополнительного образования детей. Материально-техническая база школы позволяет эффективно выстраивать внеурочную работу с учащимися[12].


Согласно уставу , организационно-правовая форма – государственное бюджетное учреждение. Учредителем от имени Правительства Москвы является Департамент образования города Москвы, вышестоящая организация - Юго-Западное окружное управление образования города Москвы.

Цели деятельности ГБОУ СОШ №49: образовательная деятельность по общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

ГБОУ СОШ №49 вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью его деятельности: образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеразвивающим программам профессионального обучения.

В школе обучается на начало 2016-2017 учебного года 720 человек, 30 классов. Средняя наполняемость по школе составляет 24 человека.

1. Первая ступень обучения – 281 человек, 12 классов, средняя наполняемость 23,4 человека

2. Вторая ступень обучения – 353 человека,14 классов, средняя наполняемость 25 человек.

3 ступень обучения- 86 человек, средняя наполняемость 21,5 человек

В ГБОУ СОШ №49 учебно-воспитательный процесс направлен на решение задач школы с использованием современных подходов. Функционирует единая система планирования, отчетности и мониторинга. Образовательная программа и учебный план предусматривают выполнение государственных задач обеспечения базового общего и среднего образования. Образовательный процесс направлен на работу со всеми группами учащихся - слабоуспевающими и одаренными.

Миссия школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в конкурентном, высокотехнологичном мире[13].

Структура ГБОУ Школа №49 является линейно-функциональной и представлена на рис. 2.1.

Рисунок 2.1 – Структура ГБОУ Школа №49[14]

2.2. Анализ трудовых ресурсов школы

Общая численность персонала МБОУ СОШ №49 на 31.12.2017 г. составляла 47 чел., в том числе – административные работники – 5 чел.; учителя – 30 чел, из них: внешние совместители – 5 чел., внутренние совместители – 10 чел. Структура кадрового состава МБОУ СОШ №49 представлена на рис. 2.2.


Рис. 2.2. Структура кадрового состава МБОУ СОШ №49 на 31.12.2017 г., %[15]

Директор и 43% администраторов школы имеют специальное образование (менеджмент). Психолого-социальная служба в школе представлена социальным педагогом и психологом, имеющих специальное образование и большой стаж работы в занимаемой должности.

В 2017-2018 учебном году в школу пришли 4 молодых специалиста: учитель начальных классов, 2 учителя физической культуры, учитель биологии. Структура кадрового состава МБОУ СОШ №49 по педагогическому стажу представлена на рис. 2.3.

Рис. 2.4. Структура кадрового состава МБОУ СОШ №49 по педагогическому стажу на 31.12.2017 г., %

Из рис. 4 видно, что наибольшая доля персонала работает в школе более 20 лет. Доля педагогов со стажем работы до 2 лет составляла в 2017 г. лишь 9%. Распределение кадрового состава МБОУ СОШ №49 по образованию в 2017 г. можно представить на рис. 2.5.

Рис. 2.5. Распределение кадрового состава МБОУ СОШ №49 по образованию в 2017 г., %[16]

На рис. 2.6 представлено распределение кадрового состава МБОУ СОШ №49 по квалификационной категории.

Рис. 2.7. Распределение кадрового состава МБОУ СОШ №49 по квалификационной категории в 2017 г., %[17]

В 2017-2018 учебном году первую квалификационную категорию получили 5 учителей, высшую квалификационную категорию – 3 учителя. Учителя высшей и первой квалификационной категории составляют 83% от общего числа учителей школы.

Структуру кадрового состава МБОУ СОШ №49 по возрасту в 2017 г. можно представить на рис. 2.8.

Рис. 2.8. Структура кадрового состава МБОУ СОШ №49 по возрасту в 2017 г.

Из рис. 2.8. видно, что более трети персонала МБОУ СОШ №49 находится в возрасте от 35 до 45 лет, что можно оценить положительно. В то же время, достаточно большая доля персонала находится в возрасте старше 55 лет. Этот факт можно расценивать тревожно – наблюдается старение педагогического коллектива.

Анализ текучести персонала МБОУ СОШ №49 за период с 2015 г. по 2017 г. приведен в табл. 2.1.

Как видно из приведенного анализа: общая годовая текучесть персонала составляет 18,36%-18,75% от числа работающих; увольнение по статье 81 п.6 ТК РФ[18] (прогул, появление на работе в состоянии алкогольного опьянения). Допустимое значение коэффициента текучести составляет 5-7 %.