Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и использования ресурсов образовательной организации
1.1. Характеристика финансовых ресурсов некоммерческих организаций
1.2. Порядок формирования целевого капитала
2.1 Характеристика деятельности ГБОУ СОШ №49 г. Москвы
2.2. Анализ трудовых ресурсов школы
2.3. Анализ основных фондов школы
2.4 Анализ состава доходов ГБОУ СОШ №49 г. Москвы
2.5 Анализ направлений использования денежных средств ГБОУ СОШ №49 г. Москвы
Основную долю пассивной части основных средств составляют здания, их доля на начало 2016г. составляла 84,3%, что соответствует специфике учебного учреждения, где важное значение имеет наличие площадей, необходимых для обучения. За три года их первоначальная стоимость не менялась. Абсолютное значение стоимости сооружений за анализируемый период оставалось без изменений. В 2017 г. увеличилась статья производственный и хозяйственный инвентарь она составила 0,2% это связано с покупкой мебели в детское общежитие.
Бюджетные образовательные учреждения являются крупной сферой приложения общественного труда, именно поэтому велико значение анализа труда и заработной платы. Важным показателем обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами является уровень обеспеченности учреждения кадрами и уровень их квалификации.
Квалификацию кадрового состава можно проанализировать по стажу работы и наличию у работающих категорий (Таблица 2.10). Преподаватели с высшей категорией составляют 47,5%, первой категории 27,5% от общей численности состава. Отрицательным является наибольший показатель в удельном весе преподавателей со стажем до 5 лет и преподавателей со стажем свыше 20 лет.
Таблица 2.10.
Анализ уровня квалификации кадров ГБОУ СОШ №49
№ п/п |
Стаж работы |
Численность |
Среди преподавательского состава |
|||||
Преподавательский состав |
Технический персонал |
Высшая категория |
Первая категория |
Без категории |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
|||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1 |
До 5 лет |
10 |
25 |
7 |
17,5 |
- |
2 |
8 |
2 |
5-10 лет |
8 |
20 |
1 |
2,5 |
4 |
4 |
- |
3 |
10-20 лет |
9 |
22,5 |
4 |
10 |
8 |
1 |
- |
4 |
Свыше 20 лет |
13 |
32,5 |
8 |
20 |
9 |
2 |
2 |
5 |
Всего, чел |
40 |
100 |
40 |
100 |
19 |
11 |
10 |
6 |
Удельный вес |
50 |
- |
50 |
- |
47,5 |
27,5 |
25 |
Эти данные позволяют сделать вывод о том, что ГБОУ СОШ №49, имеет достаточно высокий квалификационный уровень педагогического персонала.
В каждом бюджетном учреждении рассчитывается фонд заработной платы. В смете расходов на содержание ГБОУ СОШ №49 эти расходы составляют 36,2% от общей суммы, то есть имеют наибольший удельный вес. Именно поэтому анализ использования средств на выплату заработной платы существенен. Важное значение имеет изучение состава и структуры заработной платы (Таблица 2.11). Из данных таблицы следует, что структура фонда заработной платы, в общем, существенно не изменилась.
Таблица 2.11
Состав и структура фонда заработной платы учреждения
№ п/п |
Показатель |
Годы |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
|||||
тыс.р |
% |
тыс.р. |
% |
тыс.р. |
% |
||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Фонд заработной платы |
4634,0 |
100 |
6890,0 |
100 |
8758,0 |
100 |
2 |
в т.ч. тарифный фонд |
3546,5 |
76,5 |
5254,7 |
76,3 |
6793,0 |
77,6 |
3 |
надтарифный фонд |
1087,5 |
23,5 |
1635,3 |
23,7 |
1965,0 |
22,4 |
Удельный вес основного фонда заработной платы снизился в 2017 г. на 0,2%, и увеличился на 1,3% в 2015 г., составив 77,6%. Удельный вес надтарифного фонда, предназначенного для выплаты премий, надбавок и доплат за заведование кабинетом, проверку тетрадей и т.д. увеличился соответственно и составил 22,4%.
Важное значение в современных условиях в качестве источника финансовых ресурсов имеют собственные внебюджетные средства, которые представлены различными видами поступлений от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений (Таблица 2.12).
Таблица 2.12
Динамика состава и структуры сметы доходов и расходов учреждения по приносящей доход деятельности
№ п/п |
Источники финансирования |
Годы |
||||||
2015 |
2016 |
2017 |
||||||
тыс. р. |
% |
тыс. р. |
% |
тыс. р. |
% |
|||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
1 |
Доходы |
274,5 |
100 |
367,1 |
100 |
750,0 |
100 |
|
1.1 |
Доходы от дополнительных образовательных услуг |
- |
- |
- |
- |
325,2 |
52,64 |
|
1.2 |
Доходы от услуг мастерских и столовой |
0,9 |
0,3 |
25,5 |
0,1 |
30,0 |
4,0 |
|
2 |
Расходы |
274,5 |
100 |
367,7 |
100 |
750,0 |
100 |
|
2.1 |
211 |
Заработная плата |
29,6 |
10,8 |
63,0 |
17,1 |
51,9 |
6,9 |
2.2 |
213 |
Начисления на оплату труда |
7,9 |
2,8 |
6,6 |
1,8 |
16,0 |
2,1 |
2.3 |
223 |
Коммунальные услуги |
121,7 |
44,3 |
67,0 |
18,2 |
66,0 |
8,8 |
2.4 |
225 |
Услуги по содержанию имущества |
- |
- |
- |
- |
5,0 |
0,6 |
2.4 |
226 |
Прочие услуги |
- |
- |
- |
- |
116,4 |
15,5 |
2.5 |
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
21,0 |
7,6 |
95,8 |
26,0 |
105,5 |
14,0 |
2.6 |
340 |
Увеличение стоимости мат.запасов |
94,3 |
34,5 |
135,3 |
36,9 |
389,2 |
52,1 |
Из данных таблицы видно, что с 2015 г. организация стала оказывать дополнительные образовательные услуги, что позволило привлечь 325,2 тыс.р.
В 2016г большинство заработанных организацией средств ушло на оплату коммунальных услуг оно составило – 44,3% от общего финансирования. В 2017г приоритетным оказалось увеличение материальных запасов – 36,9%, следующим за ним стало приобретение основных средств (мебели для общежития) расходование – 26,0% от общих выделенных средств. В 2015г – к статьям расходов по внебюджетным средствам добавились прочие услуги (226) статья и услуги по содержанию имущества (225) не запланированные по смете.
Доля услуг по содержанию имущества составила – 06%. Для погашения задолженности и расходов текущего 2015г по статье (226) прочие услуги было выделено 15,5% средств привлеченных в результате приносящей доход деятельности.
Большая часть средств – 52,1% ушла на обеспечение материальными запасами, наибольшую долю в них составили продукты питания.
Проведем анализ исполнения сметы доходов и расходов учреждения по внебюджетной деятельности (Таблица 2.10).
Внебюджетными средствами называются доходы, образующиеся в результате деятельности бюджетных учреждений по оказанию платных услуг населению или предприятиям или сдачи в аренду принадлежащих им зданий, помещений и инвентаря.
Таблица 2.13
Анализ использования сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности за 2015г – 2017г
№ п/п |
Код статьи |
Наименование статьи |
Годы |
||||||||||||||||
2015 |
2016 |
2017 |
|||||||||||||||||
План тыс.р |
Факт, тыс.р |
% исполнения |
План, тыс.р |
Факт, тыс.р |
% исполнения |
План тыс.р |
Факт, тыс.р |
% исполнения |
|||||||||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||||||||||
1 |
Доходы |
||||||||||||||||||
1.1 |
Доходы всего |
350,0 |
274,5 |
78,4 |
350,0 |
367,1 |
104,9 |
350,0 |
750,0 |
214,3 |
|||||||||
1.2 |
Дополнительные образовательные услуги |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
350,0 |
- |
|||||||||
1.3 |
Услуги столовой и мастерских |
- |
0,9 |
- |
- |
25,5 |
- |
- |
50,0 |
- |
|||||||||
1.4 |
Коммунальные услуги |
- |
273,6 |
- |
- |
341,6 |
- |
- |
350,0 |
- |
|||||||||
2 |
Расходы |
||||||||||||||||||
2.1 |
Расходы всего |
350,0 |
274,5 |
78,4 |
350,0 |
367,7 |
104,9 |
350,0 |
750,0 |
214,3 |
|||||||||
2.1 |
211 |
Заработная плата |
69,0 |
29,6 |
42,8 |
70,0 |
63,0 |
90 |
70,0 |
51,9 |
74,1 |
||||||||
2.2 |
213 |
Начисления на оплату труда |
18,4 |
7,9 |
42,9 |
18,0 |
6,6 |
36,6 |
18,0 |
16,0 |
88,9 |
||||||||
2.3 |
221 |
Услуги связи |
15,0 |
- |
- |
14,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||
2.4 |
223 |
Коммунальные услуги |
126,0 |
121,7 |
96,5 |
128,0 |
67,0 |
52,3 |
75,0 |
66,0 |
88 |
||||||||
2.5 |
225 |
Услуги по содержанию имущества |
5,0 |
- |
- |
5,0 |
- |
- |
5,0 |
5,0 |
100 |
||||||||
2.6 |
226 |
Прочие услуги |
15,5 |
- |
- |
16,0 |
- |
- |
24,0 |
116,4 |
485 |
||||||||
2.7 |
310 |
Осн. средства |
31,5 |
21,0 |
66,6 |
28,0 |
95,8 |
342,1 |
56,0 |
105,5 |
188,4 |
||||||||
2.8 |
340 |
Мат.запасы |
69,6 |
94,3 |
135,5 |
71,0 |
135,3 |
190,6 |
102,0 |
389,2 |
381,6 |
Расходная часть сметы планируется исходя из данных прошлого года. В 2015г. смета состоит из 12 статей расходов – это заработная плата, коммунальные услуги, услуги связи и др. Планирование доходов и расходов по дополнительным услугам на протяжении анализируемого периода остается на низком уровне. Составляется и планируется каждый год 350 тыс. р, использование средств не соответствует смете. Запланированные расходы на услуги связи, прочие услуги, услуги по содержанию имущества в 2016г – 2015г. не использовались. Только в 2017г. по этим статьям произошли расходы, это явилось следствием увеличенного объема доходов, по сравнению с планируемым за счет дополнительных образовательных услуг.
В 2015г. лишь одна статья услуги по содержанию имущества была запланирована и исполнена на 100%. Большая часть средств в течении трех лет расходовалась на материальные запасы, в основном это продукты питания. В 2017г. процент исполнения практически по всем статьям был низким, наименьшие расходы составила заработная плата – 42,9%. Наибольшие – 135,5% материальные запасы.
В 2016г. процент исполнения плана по смете выделенного на основные средства – 342,1%, средства использовались на покупку мебели в детское общежитие. Учреждение смогло привлечь средств на 4,9% больше от запланированного. По смете наибольшие расходы должны были составить оплата коммунальных услуг, однако выполнена она была лишь на 52,3%.
Процент исполнения плана в 2017г составил – 214,3%, это позволило перевыполнить план по таким статьям расходов, как прочие услуги (ликвидировались задолженности) – 485%, основные средства (ремонт котельной и оргтехника) – 188,4%, материальные запасы – 381,6%.
Таким образом, в данной главе был проведен полный анализ деятельности ГБОУ СОШ №49, который выявил, что основными источниками финансирования являются средства областного бюджета, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
2.5 Анализ направлений использования денежных средств ГБОУ СОШ №49 г. Москвы
В настоящее время в бюджетных учреждениях со стремительно развивающейся внебюджетной деятельностью управленческий учет крайне важен и является предпосылкой к обеспечению экономного, рационального использования ресурсов, выявлению скрытых резервов, предупреждению необоснованных затрат и оперативному устранению просчетов и отклонений от утвержденных сметных назначений.
Важнейшее условие успешного управления учреждением – постоянное совершенствование методов его управления. Управлять – значит предвидеть, в связи с чем возрастает роль перспективного планирования и прогнозирования. При планировании и прогнозировании могут быть использованы различные методы.
Установление цен – один из необходимых элементов планирования внебюджетных доходов образовательного учреждения, а само это планирование – более сложный по содержанию процесс, который в значительной степени определяется сегментацией рынка услуг, предоставляемых этим учреждением, и его маркетинговой политикой в целом.
В сфере деятельности образовательных бюджетных учреждений требуется повышение социально-экономической отдачи финансовых, материальных и трудовых ресурсов. В связи с этим важной задачей бухгалтерских служб является не только своевременное и качественное отражение в бухгалтерском учете хозяйственного процесса, но и представление руководителю оперативной информации по всем направлениям деятельности с целью принятия оптимальных управленческих решений.
Для повышения управления и использования финансовых ресурсов учебным заведением, может быть применена система бюджетирования. При внедрении процесса бюджетирования большую роль будет играть детальное рассмотрение проблем планирования доходов и расходов образовательных учреждений, получаемых ими за счет предпринимательской деятельности.
Факторы и организационно-экономические условия привлечения внебюджетных средств в систему образования можно подразделять на внешние (не определяемые самим учебным заведением) и внутренние (зависящие прежде всего от эффективности его работы). При этом внешние как лимитируют внутренние, так и, наоборот, стимулируют работу образовательного учреждения, где особую роль играет цена предлагаемых учебным заведением услуг.
Вопрос методически корректного определения цен на платные образовательные услуги требует особого анализа, на основе повышения эффективности привлечения и оптимизации величины привлекаемых внебюджетных средств.
Установление цен – один из необходимых элементов планирования внебюджетных доходов образовательного учреждения, а само это планирование – более сложный по содержанию процесс, который в значительной степени определяется сегментацией рынка услуг, предоставляемых этим учреждением, и его маркетинговой политикой в целом.
Расчет цены образовательной услуги методом полных издержек является традиционным.