Файл: Управление формированием прибыли на предприятии..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Неотъемлемой чертой рыночных отношений является экономическая свобода предприятий, которая предполагает свободное ценообразование на товары в зависимости от спроса и предложения, заинтересованность предприятий в повышении эффективности своей деятельности. В условиях конкуренции наиболее устойчивыми становятся высокорентабельные предприятия, которые могут при необходимости быстро расширять объемы деятельности, маневрировать ценами. Высокие финансовые результаты деятельности оказывают позитивное влияние на финансовое состояние предприятия, что положительно сказывается на его отношениях с банками и партнерами. Прибыльная деятельность является обязательным требованием для предприятий всех отраслей, экономической необходимостью и непременным условием функционирования в рыночных условиях. Стремление к росту прибыли является основой рыночного хозяйствования.

Актуальность темы исследования заключается в том, что высокая роль и особая значимость прибыли в развитии предприятий предопределяют необходимость действенного механизма управления прибылью. Под управлением прибылью понимается процесс выработки и принятия управленческих решений по основным аспектам ее формирования, распределения и использования. На предприятии подлежит распоряжению чистая прибыль, а именно та часть, которая остается после уплаты соответствующих налогов и других платежей. Эту прибыль предприятие использует самостоятельно и направляет на развитие своего производства. Рыночные условия и постоянное развитие конкуренции определяют приоритетные направления в области управления прибылью на предприятии

Цель курсовой работы – провести анализ формирования и использования чистой прибыли в ООО «Модные светильники», а также предложить мероприятий по повышению эффективности ее использования.

В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы формирования прибыли на предприятии;
  • проанализировать процесс формирования прибыли на предприятии ООО «Модные светильники»;
  • разработать мероприятий по повышению эффективности формирования прибыли на примере ООО «Модные светильники».

Объектом работы является предприятия ООО «Модные светильники».

Предмет исследования – анализ формирования и использования чистой прибыли на предприятии.

В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы различные методы научных исследований. В частности, были применены такие приемы как наблюдение, сравнение, нахождение относительных и абсолютных величин, а также определение структуры и динамики изучаемых явлений и процессов. Для повышения наглядности работы использован графический метод.


При написании работы использовались труды ведущих ученых такие как: Абдукаримов И.Т., Тен Н.В., Бабаев Ю.А., Баканов М.И., Шеремет А.Д., Балабанов И.Т., Блажевич О.Г., Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д., Волкова О.И., Девяткина О.В. и другие.

Материалами для анализа служат: годовой бухгалтерский отчет ООО «Модные светильники», нормативные документы и другие источники.

1. Теоретические основы формирования прибыли на предприятии

1.1 Сущность, задачи и информационная база формирования чистой прибыли

Современная экономическая жизнь российского государства направлена на всестороннее овладение всеми инструментами рыночной экономики, одним из которых является прибыль предприятия. Постепенное освоение инфраструктуры и вертикального строения рыночных отношений требует все больших знаний и умения манипулировать инновационными технологиями и приемами учета, расчетов, анализа и прогнозирования рынка. Большое значение для этого имеет полное и точное овладение всеми тонкостями бухгалтерского учета в его современной концепции, экономического анализа баланса и других основных форм отчетности и прочих рычагов для интенсификации работы предприятия.

В системе целеполагания прибыль занимает особенное место. Каждое коммерческое предприятие строит собственную деятельность, отталкиваясь от возможности стабильного генерирования прибыли. Так как, в мире бизнеса и конкуренции никто не застрахован от собственных ошибок и появления наиболее профессиональных и успешных (к сожалению) конкурентов, невозможно заблаговременно предвещать какая прибыль будет на предприятии [6, с.164].

Являясь основой бизнеса, целью и задачей предпринимательства, прибыль можно по праву назвать наиболее интересным объектом для изучения и аналитики. Что как не изучение уровня, условий, колебаний в соответствии с самыми разными факторами влияния и условиями позволяет планировать дальнейшую деятельность и развитие компании.

Стабильная текущая прибыль служит указателем правильности подобранного курса, стратегическая задача которого - увеличение благополучия собственников фирмы [11, c. 76].

Прибыль предприятия представлена, своего рода, стимулом и имеет двойственное значение:


  • в некоторых ситуациях, прибыль определяется как совокупность стимулов проведения деятельности в сфере предпринимательства (к примеру, в социальной экономике рыночных отношений каждый субъект может получить свое вознаграждение: предприниматель - в виде прибыли, а рабочая сила - в виде заработной платы);
  • также в ситуациях, при которых прибыль представлена в виде эксплуататорской сущности предпринимательства, которая связана с возможностями предпринимателя (на основе частного предпринимательства и собственности на производственные средства и капитал) присвоить конечный результат чужих стараний. Объем полученной прибыли в любом случае очень тесно связан с уровнем заработной платы. Поскольку, частный предприниматель может уменьшить размер заработной платы для увеличения объемов прибыли. В таких случаях и раскрывается эксплуататорская сущность прибыли.

К задачам формирования и использования прибыли предприятия относят [9, с.155]:

  • систематический контроль за формированием прибыли и рентабельности;
  • определение влияния как объективных, так и субъективных фак­торов на показатели прибыли и рентабельности;
  • выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;
  • оценка работы предприятия по использованию возможностей уве­личения прибыли и рентабельности;
  • разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

В условиях рынка руководители организаций больше склонны проводить прогнозный анализ прибыли, т.е. сопоставлять различные варианты получения прибыли в будущем.

Формирование бухгалтерской прибыли определяется по данным формы бухгалтерской отчётности «Отчёт о финансовых результатах». В нём отражаются статьи, формирующие финансовый результат от всех видов деятельности.

Порядок формирования показателей прибыли определяется рядом нормативных документов. Правила обобщения информации о финансовых результатах организации закреплены в ряде положений по бухгалтерскому учёту [7, с.32]:

  • ПБУ 1/98 «Учётная политика организации» - определяет порядок раскрытия способов и процедур бухгалтерского учёта, оценки активов и обязательств, применяемых в процессе составления отчётности;
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации – отражает общие принципы формирования и примерное содержание форм бухгалтерской отчётности;
  • ПБУ 9/99 «Доходы организации» - определяет структуру и содержание доходона предприятии;
  • ПБУ 10/99 «Расходы организации» - определяет структуру и содержание расходона предприятии;
  • ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» - описывает процедуры определения финансового результата по хозяйственным и географическим сегментам деятельности организации;
  • ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль» - определяет механизм увязки бухгалтерского учёта финансовых результатов с требованиями налогового учёта по исчислению налогооблагаемой прибыли.

Важное значение для понимания сущности и содержания финансовых показателей имеет приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчётности организаций» от 22 июля 2003г. №67н. В нём представлены методические рекомендации по формированию различных показателей бухгалтерской отчётности, в том числе и показателей отчёта о прибылях и убытках [5].

Относительным показателем, определяющим уровень доходности бизнеса является рентабельность. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования.

Содержание отчета о прибылях и убытках раскрыто в разделе V ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», однако все представленные в нем показатели нашли отражение в форме, приведенной в Приказе Минфина России № 66н, поэтому в нее не придется вводить дополнительные строки.

В Отчете о финансовых результатах отражается информация о доходах и расходах организации, а также о ее прибылях и убытках за отчетный период и аналогичный период предыдущего года. Статьи Отчета о финансовых результатах, к которым даются пояснения, должны иметь указание на такое раскрытие в графе «Пояснения».

По строке 2110 «Выручка» отражается информация о выручке (доходах по обычным видам деятельности), полученной организацией

По строке 2120 «Себестоимость продаж» отражается информация о расходах по обычным видам деятельности, которые сформировали себестоимость проданных товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

По строке 2100 «Валовая прибыль (убыток)» отражается сумма валовой прибыли предприятия, отражающая величину прибыли от обычных видов деятельности без включения управленческих и коммерческих затрат.

Значение строки 2100 «Валовая прибыль (убыток)» определяется как разница между показателями строк 2110 «Выручка» и 2120 «Себестоимость продаж». Если в результате вычитания этих показателей организацией получена отрицательная величина (убыток), то она показывается в Отчете о финансовых результатах в круглых скобках.

По строке 2200 «Прибыль (убыток) от продаж» отражается информация о прибыли (убытке) организации от обычных видов деятельности.

Значение строки 2200 «Прибыль (убыток) от продаж» определяется как разность значения, записанного по строке 2100 «Валовая прибыль (убыток)» отчета и суммы, отраженной на строках 2210 «Коммерческие расходы» и 2220 «Управленческие расходы». При этом если в результате операции получен результат отрицательный то показатель указывается в круглых скобках и знак минуса не ставится.


По строке 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения» отражается информация о прибыли (убытке) до налогообложения (бухгалтерской прибыли (убытке) организации) (п. 79 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

Значение этой строки определяется путем сложения показателей строк 2200 «Прибыль (убыток) от продаж», 2310 «Доходы от участия в других организациях», 2320 «Проценты к получению» и 2340 «Прочие доходы» и вычитания из полученной суммы показателей строк 2330 «Проценты к уплате» и 2350 «Прочие расходы». Если в результате организацией получена отрицательная величина (убыток), то она показывается в Отчете о финансовых результатах в круглых скобках.

По строке 2400 «Чистая прибыль (убыток)» отражается информация о чистой прибыли (убытке) организации, полученной за отчетный период и аналогичный период предыдущего года.

Полученный убыток показывается в Отчете о финансовых результатах в круглых скобках.

Величина чистой прибыли по данным бухгалтерского учета должна совпадать с величиной чистой прибыли, определенной расчетным путем на основании показателей Отчета о финансовых результатах.

В Отчете о финансовых результатах вместо условного расхода (дохода) по налогу на прибыль фигурируют показатели текущего налога на прибыль, величины изменений отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.

Таким образом, можно сделать вывод, что в системе целеполагания прибыль занимает особенное место. Стабильная текущая прибыль служит указателем правильности подобранного курса, стратегическая задача которого - увеличение благополучия собственников фирмы.

1.2 Методика анализа формирования прибыли на предприятии

Управление прибылью предприятия – это процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии.

Цель управления прибылью предприятия – обеспечение максимизации благосостояния собственников в текущем и предстоящем периоде. При этом необходима гармония интересов собственников, государства и персонала.

Задачи управления прибылью предприятия [17, с.54]:

  • обеспечение максимизации размера формирования прибыли, соответствующей ресурсному потенциалу организации и рыночной конъюнктуре;
  • обеспечение максимальной пропорции между уровнем прибыли и риска;
  • обеспечение высокого качества формирования прибыли;
  • обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственника организации;
  • обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятий на предстоящий период;
  • обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости организации, что определяется уровнем капитализации прибыли;
  • обеспечение эффективности программ, участие персонала в прибыли.