Файл: Коммуникации в организациях (Теоретические основы и характеристика коммуникаций в деятельности современного менеджера).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы и характеристика коммуникаций в деятельности современного менеджера
1.1 Коммуникационный процесс: понятие, основные элементы, этапы, их характеристика
1.3 Формы и распределен методы коммуникаций
2 специальные Анализ системы Быгин коммуникаций управления духовного ОАО «Полоцкий мясокомбинат»
2.1 коллективные Организационно-экономическая характеристика притягательную предприятия
2.2 Анализ черта коммуникативной политики периоды ОАО «Полоцкий мясокомбинат»
2.3 Пути совершенствования рекламной деятельности ОАО «Полоцкий мясокомбинат»
ВВЕДЕНИЕ
По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».
Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.
Опыт как белорусских, так и зарубежных компаний показывает, что эффективность коммуникаций зависит, прежде всего, от психологического настроя коллектива. Там где руководитель использует метод «кнута и палки» наблюдается нервозность и разрозненность коллектива, а следствием этого – плохая производительность труда, высокая текучесть кадров, отсутствие инициативности, постоянные сплетни, зависть и т.п. Все эти факты не могут привести ни к чему другому кроме затухания предприятия и в конечном итоге даже банкротству.
Однако если руководитель проводит собрания в коллективе, где обсуждаются те или иные проблемы развития, применяет методы поощрения за инициативу, труд и т. п., создает условия для свободного выражения своего мнения, пусть даже не совпадающего с мнением руководства, то в этом случае персоналу легко работать на данном предприятии. Люди осознают в этом случае свою значимость и стараются использовать весь свой потенциал и интеллект для достижения процветания организации. На таком предприятии сотрудники уверены в своем будущем, в том, что их проблемы можно открыто обсудить на собрании, внести какие-то идеи, за которые они будут морально и материально вознаграждены. Таким предприятиям легче вынести экономические и политические кризисы в стране, т. к. в сплоченном коллективе сотрудники будут помогать друг другу пережить трудности.
В рамках вышесказанного актуальность выбранной темы подчеркивается опытом зарубежных и отечественных руководителей, их заинтересованностью в изучении коммуникационных связей и их эффективному развитию, ведь одним из самых важных факторов интеграции управления является коммуникация.
Поскольку в нашей стране появление и становление коммуникаций произошло не так давно, то огромную роль в дальнейшем их развитии играет правильный подход к изучению опыта компаний зарубежных стран и современных белорусских предпринимателей.
В Республике Беларусь коммуникации претерпели коренное изменение. От административно-командной системы страна резко перешла к рыночным отношениям. Если раньше управление предприятием в основном заключалось в том, что от руководства к подчиненным поступали приказы, которые нельзя было не уточнить, не обсудить, инициативность наказывалась, а сообразительные работники не могли продвинуться по службе, то сегодня руководители предпочитают другой подход к организации работы с подчиненными. Инициативность теперь приветствуется, проводятся общие коллективные собрания, на которых обсуждаются проблемы развития фирмы, выслушиваются просьбы, предложения подчиненных, применяются не только моральные, но и материальные поощрения. Так при командно-административной системе были предприятия с налаженными коммуникациями, но преобладали в основном с разрозненными коммуникативными потоками, без обратной связи и т.д. Так и сейчас существуют фирмы, где организация руководства находится на низкомуровне, ошибочно построены коммуникации.
Цель курсовой работы — исследование сущности коммуникаций, а также того, что можно предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией как среди менеджеров, так и за пределами их круга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Изучить сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса в современном предприятии;
2) Проанализировать систему коммуникаций на основе ОАО «Полоцкий мясокомбинат»;
3) Дать предложения и рекомендации по усовершенствованию коммуникационной политики предприятия.
Объектом данной курсовой работы является коммуникация как поведенческая активность субъектов, а предметом – умелое использование эффективных коммуникаций менеджерами для достижения целей организации.
1 Теоретические основы и характеристика коммуникаций в деятельности современного менеджера
1.1 Коммуникационный процесс: понятие, основные элементы, этапы, их характеристика
Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале XX века и быстро стал общепринятым, однако его распространение вовсе не означало, что коммуникации превратились в одну из важных составляющих социальных исследований. Только развитие различных концепций организаций придало актуальность проблемам, связанным с построением и функционированием коммуникационных сетей.
Определений коммуникаций множество. Современные исследователи проанализировали более 100 понятий коммуникаций.
В кибернетике под коммуникацией понимается обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее и преобразовывать.
Существуют разные определения коммуникации. По определению, данному в энциклопедическом словаре коммуникация (лат. communicato, от communico – делаю общим, связываю, общаюсь), 1) пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного коммунального хозяйства, 2) общение, передача информации от человека к человеку в процессе деятельности.
Действительно, коммуникацию следует рассматривать одной из форм взаимодействия людей в процессе общения, скорее, это информационный аспект общения. Коммуникация может иметь место лишь в том случае, если отправитель и получатель информации понимают друг друга, т.е. если у них есть общий социальный опыт, если они говорят на одном языке, если между ними существует обратная связь.
Различают механистический и деятельностный подход к коммуникации.
Коммуникация – в механистическом подходе – однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.
Коммуникация – в деятельностном подходе – совместная деятельность участников коммуникации, при которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.
Коммуникацию можно рассматривать как форму деятельности, осуществляемую людьми, которая проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, и взаимопонимании партнеров. Она характеризует двухстороннюю деятельность людей, предполагающую взаимосвязь между ними, сопереживание и обмен эмоциями. Коммуникация может решать разные задачи: обмен информацией, выражение отношений людей друг к другу, влияние, сострадание и взаимное понимание.
Коммуникация – это и путь сообщения, и форма связи, и акт общения, и сообщение информации, в том числе сообщение информации с помощью технических средств.
В настоящее же время, как полагают современные исследователи, понятие «коммуникация» имеет три основные интерпретации. Во-первых, коммуникация представляется как средство связи любых объектов материального и духовного мира, т. е. как определенная структура. Во-вторых, это общение, в процессе которого люди обмениваются информацией. В-третьих, под коммуникацией подразумевают передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты.
Исходной причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат потребности человека, социальной группы, государства. Цели коммуникации обслуживают те или иные потребности – и в первую сотрудничество с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений между людьми, стремление к власти над людьми, объединение организаций в одно целое, получение и сообщение информации, осознание жизненного мира и нашего места в нем и т. д.
К основным целям коммуникации обычно относят следующие:
- обеспечение эффективного обмена информацией (прием и передача) между субъектами и объектами;
- совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;
- создание информационных каналов для обмена информацией между сотрудниками организации для координации их задач и действий;
- регулирование и рационализация информационных потоков в рамках организации и за ее пределами;
- формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности;
- обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;
- формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
- изменение мотивации поведения;
- обмен эмоциями.
Коммуникации это составная часть процесса управления персоналом в любой организации. Они имеют очень большое значение при введении в должность, при обучении, предоставлении обратной связи сотрудникам, при дисциплинарных процедурах, ведении переговоров с представителями сотрудников и т.д.
Для того, чтобы сотрудники могли работать как можно лучше, они должны: знать, что они должны делать и почему; понимать цели выполняемой ими работы и конечный результат их усилий; знать, как их личные усилия согласуются с деятельностью всей организации; понимать, на что тратятся средства организации.
Цели коммуникации включают в себя передачу такой необходимой информации, как, например, правила техники безопасности, информация о самой организации или о работе отдельных подразделений для повышения мотивации сотрудников, оповещение сотрудников о предстоящих изменениях, чтобы обеспечить принятие сотрудниками этих изменений или же устранить тревожные слухи по их поводу. Руководитель должен сделать все возможное, чтобы превзойти «испорченный телефон», и информировать своих подчиненных во время.
Необходимо обращать внимание на следующие приоритеты в информации, которая должна передаваться сотрудникам:
Во-первых, необходимо удовлетворять личные потребности сотрудников в получении информации, имеющей непосредственное отношение к нему (ней), а именно: система оплаты; часы и условия работы; техника безопасности и охрана здоровья; условия отдыха и дополнительные льготы; условия прекращения контракта о найме; отпуск; дисциплина (штрафы и правила); процедура разбора жалоб; перспективы и изменения, оказывающие влияние на сотрудников.
Во-вторых, следует обеспечивать сотрудников всей информацией, относящейся к их работе, такой, как: навыки и умения; ресурсы; насколько гибким он (она) может быть в своей работе; факторы, влияющие на выполнение работы (сфера ответственности, производственные задачи); факторы, влияющие на окружение на работе; изменения во всем перечисленном.
В-третьих, необходимо предоставить информацию, расширяющую диапазон интересов сотрудников в сферах, не имеющих прямого и непосредственного отношения к ним, так называемую «базовую информацию», содержащую задачи высшего руководства; цели обучения и дальнейшего образования; цели всего предприятия; информацию о политике организации и финансах и т.д.
Управленческая деятельность связана с необходимостью постоянной координации подразделений организации и отдельных ее членов для достижения общих целей. Данная координация может осуществляться при помощи разнообразных форм, а, прежде всего – при помощи разнообразных контактов членов организации – в процессе коммуникации. Практически все, что совершается в организации, имеет прямую или косвенную связь с коммуникационными процессами, таким образом, они являются значим средством обеспечения целостности и функционирования.
Широта и общность понятия «коммуникации» требуют выделения тех аспектов, которые наиболее важны для оценки содержания профессиональной деятельности. В теории управления известны три аспекта:
- коммуникации как общий процесс, охватывающий в организационной системе все ее уровни и структуры, в том числе не связанные непосредственно с руководителем;
- коммуникации как непосредственное взаимодействие руководителя с подчиненными или их группами;
- коммуникации как специфическая функция управления, компонент управленческой деятельности, объект целенаправленного регулирования со стороны руководителя.
Каждый из этих аспектов необходимо рассматривать с двух позиций: нормативно-организационной и индивидуально-психологической. В первом случае коммуникация определяется ее объективными организационными формами, требованиями к эффективному осуществлению, структурой оптимального коммуникативного процесса. Второй основан на влиянии на коммуникацию психологических особенностей партнеров по деловому общению и позволяет объяснить ряд важных особенностей взаимодействия, в том числе и препятствующих эффективному развитию коммуникаций.