Файл: Теоретические основы управления стоимостью проекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Управление проектами становится в особенности злободневным, когда в России складываются условия широкого применения методологии управления проектами. Данный метод является эффективным средством управления в реальных российских условиях и в то же время ревизованным инструментом осуществления организационных проектов необходимого качества, в установленные сроки, в рамках принятого бюджета.

Управление стоимостью проекта содержит в себе процессы, необходимые для обеспечения и гарантии того, что проект будет выполнен в рамках утвержденного бюджета. Важнейшая цель управления стоимостью проекта состоит в том, чтобы завершить его в рамках утвержденного бюджета.

В научных публикациях и литературе по проектному менеджменту специалисты по PMI Р. Арчибальд, М. Ньюэлл, Р. Ньюман, И.И.Мазур, В. Д. Шапиро, а также отечественные авторы В.М. Хобта, О.Ю. Попова, С.И. Кравченко., Д. Двир, Р. Купер, Дж. Пинто, Д. Слевин, М.А. Стрыгин, Б. Флювбьер, Дж. Хайсмит, А. Шенхар, А.А. Юницкий и др., уделяют внимание процессам управления стоимостью проектов.

Тем не менее, при всей важности указанных работ, посвященных исследованию вопросов методов управления, контроля продолжительности и стоимости проектов, в данной области существует определенная неупорядоченность и недостаток исследований. Проблема совершенствования механизма управления стоимостью проекта должна решаться в рамках и на основе базовых понятий управления проектом, поскольку в процессе решения данной проблемы планируется и выполняется некоторый комплекс действий, описываемых принципами, а методами и функциями теории проектного менеджмента.

Объект исследования – стоимость проекта.

Предмет исследования – роль управления стоимостью проекта в системе управления проекта.

Целью работы является разработка проекта по выведению на рынок нового товара для ООО «Сотранс».

Для достижения указанной цели потребовалась постановка и решение следующих основных задач:

- Дать характеристику современного состояния управления проектами.

- Рассмотреть стандарты управления проектами и дать их сравнительную характеристику.

- Исследовать управление стоимостью проекта как одной из областей знаний в управлении проектами.

- Описать бизнес-идею проекта развития.

- Составить бизнес-план проекта.

Методы исследования: эмпирические (наблюдение, изучение первичной документации, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент).


Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы управления стоимостью проекта

1.1 Характеристика современного состояния управления проектами

Мeнeджмeнт вoзник на рубeжe XIX-XX вв. в результате напряжeннoгo поиска средств повышения кoнкурентoспoсoбности и эффeктивнoсти, чтo являeтся главным для выживания на рынкe.

Мeнeджмент (от англ. management - управление, oрганизация) - систeма программнo-целeвoгo управления, пeрспeктивнoгo и тeкущегo планирования, организации производства и рeализации продукции. Oн изучает наибoлeе рациональную oрганизацию и управление прoизвoдствoм, коллективoм. Менeджмент — этo кoмплeкс взаимoсвязанных действий: oрганизация и управлeниe, пoстанoвка и коррeктировка задач, разработка этапoв работы, принятиe рeшений, налаживание кoммуникаций, рeгулирование процeссoв, сбoр и обработка инфoрмации, анализ информации, подведение итогов работы.

Основная цeль менeджмента – oбeспечениe прибыльнoсти и дoхoднoсти фирмы путeм рациональнoй организации производственного процесса, эффeктивного испoльзoвания кадрoвогo пoтeнциала, применения нoвых тeхнoлогий.

Объeктом управления являeтся организация – группа людeй, дeятeльность которой сознатeльно координируется для достижения общих цeлeй.

Субъектом управления являются мeнeджeры, весь руководящий состав организации [1].

Задачи мeнeджмeнта опредeляют его функции. Функции мeнeджмента – это устойчивый состав видов управлeнческой деятeльности. Авторы извeстнoгo учeбника «Основы менеджмента» М.Х. Мeскон, М. Альбeрт, Ф. Хeдоури рассматривают 4 основные функции управления:

- планирование;

- кoнтроль;

- координация;

- мoтивация.

Современный менеджмент существенно более сложен и отличается от традиционного менеджмента, в течение многих десятилетий применявшегося во всех отраслях и сферах жизни общества.

Ряд важных новых черт отличают современный эффективный менеджмент от традиционного менеджмента прошлых лет.


1) Интеллектуальный характер процессов принятия решений.

Привлечение интеллектуальных ресурсов в сферу планирования, переход к многоцелевым планам, учитывающим противоречивость принимаемых управленческих решений и их различные последствия.

2) Эффективный менеджмент основан на образовании в системах управленияинтеллектуальногоядра,включающегосетькоманд, объединяющих наиболее талантливых менеджеров и специалистов, способных выбрать оптимальный вариант развития, решить как текущие проблемы, так и проблемы будущего всей организации.

3) Разветвление некогда единой системы общего менеджмента и появление новых видов менеджмента, таких как инвестиционный менеджмент, маркетинговый, инновационный и другие.

4) Расширение функций менеджеров, обогащение их содержания и возникновение новых функций.

Некоторые новые функции менеджеров:

- реакция на изменения и угрозы внешней и внутренней сред;

- межличностные и сетевые коммуникации;

- непрерывное обучение и самообучение;

- социальная ответственность менеджера;

- логистические функции;

- развитие самоуправления личности и коллективов;

- работа в сети проектов включает участие менеджера в различных проектах, направленных на решение проблем развития компании и его подразделения;

- создание положительного имиджа компании и менеджера

5) Интенсивное развитие и становление самоуправления внутри организации в различных видах: от сети команд менеджеров и специалистов, самоуправляемые децентрализованные подразделения, включая бизнес-единицы, центры инвестирования, центры ответственности, развитие коллективных форм собственности, когда работники становятся собственниками компании, в которой они работают.

6) Рост социальной ориентации менеджмента внутри компании и по отношению к обществу.

7) Использование информационных технологий в менеджменте, качественно изменяющих характер труда, ускоряющих обмен информацией и коммуникации, снижающих риск и неопределенность, вызываемые дефицитом информации, в принятии управленческих решений [2].

На сегодняшний день организация способна существовать и успешно конкурировать на рынке лишь при условии постоянного развития и адаптации к изменяющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение ритма современной жизни усиливает нестабильность функционирования компаний, заставляет их проводить частые и быстрые преобразования, подстраиваться под внешние условия. Справляться с этой задачей позволяет проектная деятельность.


Чтобы понять теорию управления проектами, необходимо определить ее ключевые категории: проект и управление проектами.

В стандартах Института управления проектами США (PM BоoK, PMI) под проектом понимается временное усилие (действие), предпринятое для создания уникального продукта или услуги [3].

В «Основах профессиональных знаний. Национальных требованиях к компетентности (НТК) специалистов» СОВНЕТ проект трактуется как целенаправленное ограниченное во времени мероприятие, направленное на создание уникального продукта или услуги.

И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге дают следующее определение: проект – это целенаправленное, заранее проработанное и запланированное создание или модернизация физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению [4].

Согласно PMBoоK, управление проектами – это процесс применения знаний, навыков, методов, средств и технологий к проектной деятельности с целью воплощения замыслов участников проект.

Гарольд Оберлендер считает управление проектами искусством и умением скоординировать людей, оборудование, материалы, деньги и последовательность работ по реализации проекта во времени и в рамках утвержденной стоимости [5].

По мнению В. Д. Шапиро, управление проектами – это синтетическая дисциплина, объединяющая специальные и непрофессиональные знания [6].

В таблице 1 приведено сравнение ряда признаков, которые характерны традиционному и проектному менеджменту в современных условиях.

Таблица 1

Сравнение традиционного и проектного менеджмента

Традиционный менеджмент

Проектный менеджмент (Управление проектами)

Ориентирован на ход событий

Достижению определенной, заданной цели

Ориентирован на организацию

Ориентирован на результат

Отсутствие определенного срока окончания

Строго ограничен как в финансах, так и во времени

Планирование распределения позиций

Тщательно планируются используемые ресурсы

Важен рабочий процесс

Ориентируется на определение, а затем и достижение целей.

Общая рабочая норма

Приемка по окончанию

Относительная надежность

Предсказуемая надежность

Опасность монотонности

Присутствует разнообразие, приоритет отдан ненормированности

Привлечен постоянный персонал

Проектная команда, которая меняется в зависимости от проекта


Анализ таблицы дает представление, что проектный менеджмент предполагает собой совокупность действий, которые имеют четкую направленность в сторону качественной реализации проекта с конкретно подобранной проектной командой, учитывая при этом ограниченность в денежных средствах, во времени, в ресурсах. Традиционный менеджмент направлен на ход событий, не ограниченный во времени, средствах и ресурсах, значим сам рабочий процесс, а не цель, не подбирается проектная команда, работа распределяется на постоянный персонал.

Управление проектами сегодня — один из важнейших механизмов рыночной экономики. Во многих развитых странах он используется практически на всех проектах. Так в Японии, по данным Японской ассоциации Управления проектами, все инвестиционно-строительные проекты оцениваются и реализуются с помощью технологий Управления проектами. В России же — не больше 1,5-2% от их общего количества.

По данным Международной Ассоциации Управления Проектами (IPMA) использование проектного менеджмента позволяет сэкономить порядка 20-30% времени и около 15-20 % средств, затрачиваемых на реализация проектов и программ [7].

На сегодняшний день многие организации и компании привыкли работать с традиционным менеджментом, в то время как при таком менеджменте очень трудно набрать качественную проектную команду из сотрудников, работающих изо дня в день в традиционной обстановке. И тогда выходом становится привлечение внешних участников и руководителей проекта.

Подводя итог эффективности проектного управления, перечислим основные преимущества от его использования в компании:

- повышение эффективности проектов компании и использования всех видов ресурсов;

- урезание времени и трудоемкости работ;

- обеспечение качества работ;

- быстрый анализ и оценку, в результате постоянного контроля и мониторинга выполнения работ;

- увеличение гибкости и производительности работ;

- контролировать сроки, согласовывать и утверждать бюджет;

- прогнозировать возможные сценарии развития проектов;

- учет и управление рисками проектов;

- централизованное хранение информации и возможность оперативного получения данных с необходимой детализацией [8].

1.2 Стандарты управления проектами и их сравнительная характеристика