Файл: Проблема адаптации персонала и молодых специалистов в организации ООО «Альтернатива».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2.10

Профессиональные трудности (в % от общего количества опрошенных)

Трудности в профессиональной деятельности

%

1.

недостаток профессионального опыта

16,1

2.

психологическая неготовность к работе

0

3.

неопределенность должностного статуса

29

4.

проблемы в служебных взаимоотношениях

3,2

5.

необходимость переучиваться

16

6.

отсутствие необходимых профессиональных знаний и навыков

22,6

Наиболее значимыми проблемами для сотрудников являются неопределенность должностного статуса (29%), отсутствие необходимых профессиональных знаний и опыта (22,6%), а также недостаток профессионального опыта и необходимость переучиваться (по 16%). Такой социально-психологический фактор, как служебные взаимоотношения как по вертикали, так и по горизонтали является позитивным, а не негативным фактором, влияющим на процесс адаптации (табл. 2.11).

Таблица 2.11

Внутригрупповые взаимоотношения (в % от общего количества опрошенных)

параметры внутригрупповых отношений

%

1.

удовлетворенность отношениями в коллективе

96,8

2.

оценка сплоченности коллектива

90,3

3.

соответствие личных и групповых ценностей

67,7

4.

оценка отношений с руководителем

83,9

5.

удовлетворенность своим статусом в группе

80,6

Исследование выявило ряд существенных различий в психологии сотрудников, имеющих разный стаж работы, что подтверждает предположение о наличии трех этапов в социально-психологической адаптации (табл. 2.12).

Таблица 2.12

Факторы адаптированности сотрудников с разным стажем работы (в % от общего количества опрошенных)

Стаж работы 

Рейтинг профессиональных трудностей (%)

Соответствие работы личностному и профессиональному потенциалу (%)

менее 1 года

Отсутствие необходимых профессиональных знаний и опыта - 42,8

Недостаток профессионального опыта - 28,6

Неопределенность должностного статуса - 14,3

Работа соответствует потенциалу - 71,4

Потенциал выше той работы, которую приходится выполнять - 42,9

1 - 2 года

Необходимость переучиваться - 25

Отсутствие необходимых профессиональных знаний и навыков- 25

Недостаток опыта - 25

Неопределенность должностного статуса - 12,5 

Потенциал выше той работы, которую приходится выполнять - 75

Потенциал соответствует работе - 12,5

Более 3 лет

Неопределенность должностного статуса - 38,5

Отсутствие необходимых знаний и навыков - 30,8

Необходимость переучиваться - 23,1

Недостаток опыта - 7,7

Потенциал выше выполняемой работы - 76,9

Потенциал соответствует работе - 23,1


Рейтинги профессиональных трудностей у сотрудников со стажем работы менее 1 года и стажем более 3 лет существенно различаются: для первых основной проблемой является отсутствие профессиональных знаний и опыта, для вторых - неопределенность должностного статуса. Сотрудники со стажем работы 1-2 года составляют переходную группу от неадаптированных к адаптированным, поэтому структура их профессиональных трудностей имеет размытую структуру. Значительно различаются субъективные оценки сотрудников степени соответствия работы их личностному и профессиональному потенциалу.

Таблица 2.13

Ценностные ориентации и профессионально важные качества сотрудников (в % от общего количества опрошенных)

Стаж работы

Рейтинг ценностей (%)

Рейтинг наиболее важных качеств в условиях экстремальной деятельности (%) 

менее 1 года

1.-Материальное благополучие -57,4

-Реализация своих способностей - 57,4

- Достижение успехов в работе - 57,4

2.Хорошая семья - 42,8

3.- Одобрение со стороны членов коллектива - 28,6

- Здоровье - 28,6 

1.Профессионализм - 85,7

2.Дисциплинированность - 71,4

3.Нестандартность решений - 42,8

4.Чувство ответственности и долга - 28,6

-Самостоятельность исполнения решений и операций - 28,6

1 - 2 года 

1.Материальное благополучие - 87,5

2.Хорошая семья - 50

3.Повышение образовательного и профессионального уровня - 37,5

1.Профессионализм - 87,5

2.Дисциплинированность-50

- Коллективизм - 50

3.Чувство ответственности и долга - 37,5

Более 3 лет

1.Хорошая семья - 76,9

2.Метариальное благополучие - 61,5

3.Здоровье - 46,1

- Повышение образовательного и профессионального уровня-46,1

4.Интересная работа - 38,5

1.Профессионализм - 92,3

2.Чувство ответственности и долга - 69,3

3.Дисциплинированность-53,8

4.Коллективизм - 30,8

Как показывают результаты исследования, вектор изменения ценностей сотрудников направлен в сторону от ценностей профессионального самоутверждения (у сотрудников со стажем работы менее 1 года) к ценностям жизненного благополучия (у сотрудников со стажем более трех лет).

В целях оценки рисков при внедрении программы адаптации рабочих в ООО «Альтернатива» была проведения экспертная оценка с привлечением в качестве экспертов 3 сотрудников высшего руководства. Оценка экспертами выставлялась по пятибальной шкале.

В таблице 2.14 приведена экспертная оценка рисков и трудностей внедрения программы адаптации персонала в ООО «Альтернатива».


Таблица 2.14

Экспертная оценка рисков и трудностей внедрения программы адаптации персонала в ООО «Альтернатива»

Риск

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

Средний балл

Неспособность сотрудника выполнять свои рабочие обязанности

5

5

3

4,33

Отсутствие перспектив профессионального роста

4

4

4

4,00

Зарплата и квалификация не соответствуют

5

5

5

5,00

Должность и квалификация не соответствуют

4

4

5

4,33

Отчуждение новаций, методов работы и рацпредложений

5

5

4

4,67

Неэффективноеиспользованиезнаний, навыков

2

2

2

2,00

Потеря интереса к работе

3

3

4

3,33

Наличие предложений о трудоустройстве сторонних компаний

5

5

5

5,00

Несоответствие морально-этических
норм, ценностей и норм поведения

3

5

5

4,33

Сложности общения в коллективе

5

4

4

4,33

Зависть со стороны коллег и окружающих

2

2

2

2,00

Моральная неудовлетворенность работой

3

2

1

2,00

Завышенная/заниженная самооценка

2

2

2

2,00

Остаточная психологическая усталость

5

5

5

5,00

Итак, на данный момент работы по организации процесса адаптации остановились на разработке и выпуске Памятки сотрудника. Процесс адаптации необходимо совершенствовать, так, как правило, выполняются только первые три шага этой схемы, а остальные этапы никем не отслеживаются и не контролируются. На предприятии наблюдается высокий уровень текучести кадров. Следовательно, можно предположить, что имеет место так называемый «кризис введения в должность». Учитывая высокий процент текучести персонала, адаптация должна быть на одном из первых мест в списке приоритетных задач системы управления.


Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы адаптации персонала в ООО «Альтернатива»

Недостаточное внимание руководителей ООО «Альтернатива» к проблемам, связанным с испытательным сроком и адаптацией новых сотрудников, сводит «на нет» результаты поиска, подбора и первичного обучения. Более того, не сумев своевременно выйти на необходимый уровень рабочих показателей и не вписавшись в трудовой коллектив, спустя непродолжительное время новичок покидает организацию. Таким образом, время и деньги, потраченные на вышеперечисленные процедуры, могут оказаться выброшенными на ветер.

В связи с этими факторами, а также быстрым развитием ООО «Альтернатива» перед ее руководством встала острая необходимость в реорганизации процесса адаптации новых работников.

Организация наставничества в ООО «Альтернатива» преследует несколько целей:

- оперативное вовлечение лиц, поступающих на работу, в деятельность предприятия, улучшение качества их подготовки в соответствии со стандартами и нормами, принятыми в компании, повышение квалификации кадров;

- быстрое освоение новыми сотрудниками корпоративной культуры, развитие позитивного отношения к работе (путем достижения первых успехов - показателей, приемлемых для организации, - с самого начала пребывания в ней) и, как следствие, лояльность работников и удовлетворенность результатами своего труда;

- снижение текучести персонала и связанных с ней финансовых потерь;

- экономия времени руководителей подразделений на обучение новичков;

- предоставление возможности карьерного роста наставникам;

- формирование имиджа ООО «Альтернатива» как привлекательного работодателя.

Некоторые из поставленных задач должны быть решены путем делегирования наставникам части функций по обучению и адаптации новых сотрудников. В организации необходимо принять положение о наставничестве. Наставникам должны быть вменены в обязанности следующие мероприятия:

Знакомить новичков с компанией (ее миссией, ценностями, историей, структурой; корпоративной культурой; принятыми на предприятии нормами и правилами поведения; перспективами карьерного роста).


Ознакомлять с подразделением (показывать расположение производственных, служебных и бытовых помещений, рабочих мест сотрудников; рассказывать о правилах внутреннего трудового распорядка; проводить инструктаж по технике безопасности; знакомить с коллективом).

Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к профессионалу; проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное выполнение сотрудниками рабочих операций в течение всего адаптационного периода).

Обеспечивать соблюдение стажерами правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности.

Формировать необходимые для эффективной подготовки кадров условия, при необходимости ходатайствовать перед администрацией об их создании.

Разрабатывать совместно с новым сотрудником индивидуальный план на весь испытательный период; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения и предлагаемым конечным итогом; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.

На собственном примере демонстрировать образец исполнения должностных обязанностей и соблюдения организационной культуры.

Изучать профессиональные и личностные качества стажера, его способности, помогать ему в поддержании деловых взаимоотношений с коллективом и руководителями разных уровней.

Подводить итоги стажировки: совместно с руководителем подразделения заполнять лист оценки нового сотрудника с заключением о результатах прохождения испытательного срока, с предложениями по дальнейшей работе; передавать лист в службу персонала.

Предварительно наставники должны будут пройти курс обучения, так как процесс наставничества требует не только квалификационных знаний, но и умения доходчиво и терпеливо общаться с новичком на рабочем месте. Оплата труда наставников в ООО «Альтернатива» производится в форме доплаты к основному заработку (5% от его размера - за одного обученного сотрудника после прохождения им испытательного срока). Согласно Положению о наставничестве можно взять на стажировку не более одного ученика. При ее длительности - от двух до четырех дней, один наставник может обучить 3-7 учеников за месяц. Контролируют начисление оплаты труда этого специалиста руководитель подразделения и менеджер службы персонала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Компания ООО «Альтернатива» является коммерческой организацией и действует на основании Устава и Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».