Файл: Проблема адаптации персонала и молодых специалистов в организации ООО «Альтернатива».pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы адаптации персонала
1.1. Понятие адаптации персонала
1.2. Сущность адаптации персонала в организации
Глава 2. Анализ системы адаптации персонала в ООО «Альтернатива»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ кадрового потенциала компании
2.3. Анализ системы адаптации кадров на предприятии, определение проблем
Видами деятельности предприятия, в рамках уставной деятельности, являются:
- производство строительно-монтажных работ;
- выпуск металлоконструкций;
- производство сухих строительных смесей;
- транспортные перевозки;
- производство отделочных работ;
- производство электромонтажных работ;
- аренда строительных машин и оборудования с оператором.
Для выполнения своих целей общество осуществляет деятельность в сфере строительно-монтажных работ. ООО «Альтернатива» несколько лет с успехом выполняет различные строительные работы, используя новейшие строительные технологии во всех сферах городского и загородного строительства. Право осуществления своей деятельности удостоверено государственными лицензиями на основании Комитета по лицензированию.
В штатной численности персонала произошли значительные изменения в сторону увеличения, что связано с созданием участка по изготовлению сухих смесей. Среднесписочная численность персонала предприятия выросла на 45 человек или на 26,92%.При этом численность руководителей, специалистов и служащих увеличилась на 10 человека, а численность производственного персонала – на 35 человек. В структуре персонала преобладает производственный персонал, при этом в 2016 году по сравнению с 2014 годом его численность снижается с 90,32% до 84,62%.
Среди всех работников наибольшую долю занимают мужчины, что объясняется отраслевой принадлежностью предприятия, и в 2016 году их количество в общей структуре возросло на 43 человека или на 34% за три года.
Весь персонал предприятия, относящийся к категории «Руководители, специалисты и служащие», имеет высшее образование, в то время как среди производственного персонала преобладают работники, имеющие среднее образование.
В целом можно сделать вывод о том, что за исследуемый период уровень квалификации персонала несколько повысился, хотя существенных изменений в образовательной структуре не произошло.
В структуре трудовых ресурсов преобладают представители молодежной возрастной группы: от 20 до 30 лет. Их доля составляет примерно 60% от общей численности персонала. При этом за исследуемый временной промежуток несколько увеличилась доля работников в возрасте от 50 до 60 лет.
В целом коллектив предприятия является молодым, что благоприятно с позиции обучения и повышения квалификации персонала, поскольку работники в возрасте до 30 лет наиболее восприимчивы к новой информации и навыкам.
На предприятии постоянно растет показатель коэффициента текучести кадров. Особенно настораживает 2016 год, когда при большом количестве принятых работников в связи с открытием участка также увеличилось число уволенных. Об этом свидетельствует коэффициент общего оборота, который вырос за три года 0,42.
Процесс социально-психологической адаптации сотрудников в ООО «Альтернатива» имеет три этапа: начальный (до 1 года); критический (1-2 года) и период стабильности (более 3 лет). На каждом из этапов сотрудник испытывает определенные социально-психологические трудности, причинами которых являются как индивидуально личностные детерминанты (структура ПВК), так и социально-психологические (ценностная структура личности сотрудника, организационные условия профессиональной деятельности, психологический климат в коллективе и т.п.), а также средовые факторы (общая социально-политическая и экономическая ситуация в стране, имидж в ООО «Альтернатива» в общественном мнении и т.п.). Успешное преодоление этих трудностей (нормальная адаптация сотрудника) зависит, соответственно, от трех факторов: психологического (эффективного профессионального подбора сотрудников для службы в ООО «Альтернатива»), комплекса социально-психологической работы (воспитательной, организационной) и макросоциальных факторов (социально-экономическая политика в стране).
Итак, на данный момент работы по организации процесса адаптации остановились на разработке и выпуске Памятки сотрудника. Процесс адаптации необходимо совершенствовать, так, как правило, выполняются только первые три шага этой схемы, а остальные этапы никем не отслеживаются и не контролируются. На предприятии постоянно растет показатель коэффициента текучести кадров. Особенно в 2016 году, когда при большом количестве принятых работников в связи с открытием участка также увеличилось число уволенных. Об этом свидетельствует коэффициент общего оборота, который вырос за три года 0,42. Следовательно, можно предположить, что имеет место так называемый «кризис введения в должность». Учитывая высокий процент текучести персонала, адаптация должна быть на одном из первых мест в списке приоритетных задач системы управления.
В ходе работы был предложен проект по совершенствованию управления социальной адаптацией персонала в ООО «Альтернатива», основанный на современных подходах к системам адаптации кадров.
Проект преследует цели создания эффективной системы адаптации в организации. Главными целями проекта можно назвать:
-повышение удовлетворенности трудом;
-обеспечение производства квалифицированными кадрами;
-разработку механизма адаптации персонала к коллективу и процессу труда.
Проект включил мероприятия по внедрению системы наставничества и совершенствованию управления адаптации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова, О.А. Управление персоналом: учебное пособие / О.А. Александрова – Уфа: Мир печати, 2016. – 233 с.
2. Арутюнов, В.В. Управление персоналом: учеб. пособие /В.В. Арутюнов, И.В. Волынский. – Ростов-на-Дону, 2016. – 448с.
3. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами : учебник / М. Армстронг. - 10-е изд. – М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2015. - 846 с.
4. Васнева, Н.Н. Основы организации труда / Н.Н. Васнев. – НИЯУ МИФИ, 2015. — 312 с.
5. Аверин, А.Н. Управление персоналом: учебное пособие / А.Н. Аверин. – М.: Изд-во РАГС, 2015. – 422 c.
6. Букович У. Управление знаниями: руководство к действию: пер. с англ. / У. Букович – М.: ИНФРА-М, 2014. - 504 с.
7. Бевз, И.А. Коучинг как эффективный способ управления персоналом в бизнесе / И.А. Бевз // Экон. анализ: теория и практика. – 2016. – № 15. – С. 58-62.
8. Васина, Л.И. Работа с персоналом как важный фактор успешной деятельности компании / Л. И. Васина // Железнодорожный транспорт. - 2016. - № 7. - C. 26-30.
9. Иванова, С. Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час / С. Иванова. – М.: Альпинбук, 2016. — 290 с.
10. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2015. – 670 с.
11. Дёшина, С. П. Эффективность управления персоналом организации в контекстетеории заинтересованных сторон / С. П. Дёшина // Менеджмент в России и за рубежом - 2014. - № 5. - С.118-124
12. Евтихов, О.В. Психология управления персоналом: теория и практика./ О.В. Евтихов – М.:Речь, 2015. – 391 с.
13. Иванова, Т. Ю. Теория организации : учеб. / Т. Ю. Иванова. - 4-е изд., стер. - Москва :КноРус, 2014. - 428 с.
14. Кузнецов, И. Н. Эффективный руководитель : учебно-практ. пособие / И.Н. Кузнецов. – М. : Дашков и К°, 2016. – 596 с.
15. Карташова, Л. В. Управление человеческими ресурсами : учеб. / Л.В. Карташова. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 235 с.
16. Катлип, С.М. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров. / С.М. Катлип — М.: Дело ЛТЛ, 2016. — 176 с.
17. Лукичева, Л.И. Управление организацией: Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации» /Л.И. Лукичёва – М.: Омега-Л, 2015. — 360 с.
18. Литвинюк, А. А. Управление персоналом: учебник для бакалавров, для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 100700.62 - Торговое дело / А. А. Литвинюк; под ред. А. А. Литвинюка М.: Юрайт, 2014 – 411 с.
19. Маслова, В.М. Связи с общественностью в управлении персоналом : учеб. пособие / В.М. Маслова. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 207 с.
20. Оксинойд, К.Э. Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации: учебно-практическое пособие для вузов. / К.Э. Оксинойд - М.: Проспект, 2014. – 419 с.
21. Приголовко Г.А. Вознаграждение персонала в свете концепции управления человеческими ресурсами / Г.А. Приголовко // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – № 1. – С. 108-113.
22. Управление персоналом: учебник / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2015. – 560 с.
23. Чернов, Ю.Г. Анализ почерка в работе с кадрами /Ю.Г. Чернов – СПб: БХВ-Петербург, 2014 – 288 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для оценки уровня адаптированности сотрудников
1. Оцените, пожалуйста, от 1 до 7 баллов, насколько вы удовлетворены следующими параметрами вашей трудовой деятельности:
№ |
Критерии |
Оценка удовлетворенности |
1. |
Занимаемая должность |
|
2. |
Избранная профессия |
|
3. |
Место службы |
|
4. |
Организационные условия деятельности |
|
6. |
Материально-бытовые условия |
|
7. |
Морально-психологические условия |
|
8. |
Общая оценка (среднее по всем факторам) |
2. Ответьте, соответствует ли выполняемая Вами работы личностному и профессиональному потенциалу
№ |
Параметр |
Оценка |
1. |
работа вполне соответствует потенциалу |
|
2. |
потенциал выше выполняемой работы |
|
3. |
профессиональные требования выше потенциала |
|
4. |
затрудняюсь ответить |
3. Назовите, пожалуйста, что представляется для вас наиболее сложным в вашей работе?
№ |
Трудности в профессиональной деятельности |
Ответ |
1. |
недостаток профессионального опыта |
|
2. |
психологическая неготовность к работе |
|
3. |
неопределенность должностного статуса |
|
4. |
проблемы в служебных взаимоотношениях |
|
5. |
необходимость переучиваться |
|
6. |
отсутствие необходимых профессиональных знаний и навыков |
4. Оцените, пожалуйста, насколько вы удовлетворены следующими параметрами работы в Вашем коллективе:
№ |
параметры внутригрупповых отношений |
Ответ |
1. |
удовлетворенность отношениями в коллективе |
|
2. |
оценка сплоченности коллектива |
|
3. |
соответствие личных и групповых ценностей |
|
4. |
оценка отношений с руководителем |
|
5. |
удовлетворенность своим статусом в группе |