Файл: Процессы принятия решений в организации ООО СПП «Термостепс».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы исследования управленческих решений

1.1. Управленческое решение в организационной системе управления

1.2. Управленческое решение как результат анализа проблемной ситуации

2. Анализ принятия управленческого решения на основе управленческого учета с целью максимизации прибыли ООО СПП «Термостепс»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Оценка прибыли на ООО СПП «Термостепс»

3. Принятие решения о повышение эффективности управления прибыли на основе маржинального анализа ООО СПП «Термостепс»

Заключение

Обобщая сказанное, по мнению автора, управленческий учет – информационная система бухгалтерского учета с присущими ей принципами, правилами и приемами, представляющая собой коммуникационную систему по сбору, переработке (измерению, систематизации, анализу) и передаче информации об объекте для реализации функций управления учреждением.

Управленческому учету присущи следующие особенности:

1. Управленческий учет связывает процесс управления хозяйственной деятельностью с учетным процессом.

2. Информация, предоставляемая управленческим учетом, является коммерческой тайной и не подлежит публикации.

3. Управленческий учет является внебалансовым учетом, где используется любая система, которая дает результат.

4. Основное внимание обращают на сравнительно небольшие подразделения, обособленные по отдельным видам деятельности, центрам ответственности. Структура информации зависит от запросов пользователя.

5. Методика ведения управленческого учета целиком находится в компетенции главного бухгалтера. Не существует норм и ограничений, единственный критерий – пригодность.

Таким образом, обеспечение информационной безопасности предприятия (компании) сегодня – объективно необходимая составляющая эффективного управления бизнесом. Данные управленческого учета, необходимые для эффективного внутрифирменного управления, составляют коммерческую тайну пред- приятия.

Список использованных источников

− постановка проблемы;

− анализ информации, относящейся к проблеме;

− выбор наилучшей альтернативы;

− обнародование решения;

− доведение решения до исполнителей;

− реализация решения;

− контроль исполнения решения;

− анализ результатов принятого и исполненного решения.

При осуществлении этапов процесса подготовки, принятия и реализации управленческого решения необходимо учитывать следующее: подготовка решения предполагает разработку различных (альтернативных) вариантов, что обусловлено неопределенностью среды, связанной с неполнотой и неточностью имеющейся у ЛПР информации; реализация управленческого решения предполагает наличие и преодоление различных рисков. В связи с этим то, каким образом будет решена сложная проблема выбора наилучшего (оптимального) в сложившейся ситуации управленческого решения, по каким критериям оно будет принято, во многом определяет последствия от его реализации.

В широком смысле процесс принятия и реализации управленческого решения рассматривается как процесс управления в целом. Так, по мнению Э.А. Смирнова, управленческим решением называется решение, принятое в социальной системе и направленное на стратегическое планирование, управление производственной и обслуживающей деятельностью, формирование системы управления компании, коммуникации с внешней средой.

Процесс подготовки (принятия) управленческого решения можно представить в виде системы (рис. 3). Понимание процесса подготовки управленческого решения как процесса управления в целом дает возможность выделить его элементы.

Рис.3. Элементы процесса управления в системе подготовки управленческого решения

Как показано на рисунке 3, входным элементом процесса управления (системы подготовки решения) является информация о проблеме, представляющая собой предмет управленческого труда. Процесс преобразования исходной информации в управленческое решение предполагает применение конкретных технологий, моделей и методов подготовки управленческих решений с использованием средств управленческого труда (компьютеров, телефонов, калькуляторов и проч.). Выходным элементом является результат управленческого труда − управленческое решение, которое заключается в выборе наилучшей (в смысле принятого критерия, исходя из требования устойчивости организации) альтернативы из множества разработанных вариантов достижения целей управления организацией.


Управленческий труд как элемент управленческого процесса и системы принятия решения представляет собой совокупность действий и операций, с помощью которых сотрудник организации, обладающий необходимыми полномочиями, обеспечивает подготовку, принятие и реализацию отдельных решений. Управленческий труд относится к категории умственного труда, осуществляемого в виде нервно-психических усилий, и существует в трех формах:

− эвристический труд предполагает выполнение совокупности действий по изучению проблем и разработке вариантов их решений; в зависимости от сложности и характера управленческих задач он выполняется, как правило, руководителями и специалистами;

− административный труд связан с выполнением таких видов работ, как распорядительство, инструктирование, контроль и координация деятельности подчиненных, их оценка, мотивация, проведение собраний, прием посетителей и проч.; он осуществляется в основном руководителями организации;

− операторный труд направлен на техническое обеспечение протекающих в организации процессов необходимой информацией для осуществления процесса управления; он выполняется в основном специалистами и техническими исполнителями.

Реализация процесса принятия управленческих решений обусловлена наличием у руководителей (лиц, принимающих решения) и управленческого персонала организации в целом различных вопросов, возникающих в процессе ее финансово-хозяйственной (экономической) деятельности. Например, как повлияет появление нового конкурента на рынке на выручку от реализации продукции, в чем заключаются причины снижения прибыли организации за отчетный период по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, повлияют ли на удовлетворенность работников изменения в условиях и системе оплаты труда и многие другие. Сформулированные руководителями управленческие вопросы (проблемы) требуют постановки, исследования и решения управленческих задач. Иными, словами выявленные управленческие проблемы требуют их трансформации (перевода) в ранг управленческих задач (рис. 4). В соответствии с формами управленческого труда такие задачи допустимо подразделить на эвристические, административные и операторные.

Рис. 4. Обобщенная структура (модель) управленческой задачи

Обобщенную структуру (модель) управленческой задачи допустимо представить в виде совокупности компонентов: дано (исходные условия задачи); вопросы (то, что требуется найти, суть выявленной проблемы); алгоритм (определение процесса преобразования исходных условий задачи в результат ее решения); решение (обдуманные действия разработчика и лица, принимающего решение, приводящие к определенным выводам); ответ (реакция субъекта и объекта управления на поставленные вопросы, результат решения задачи); проверка (основания, дающие возможность удостовериться в правильности или ошибочности полученного ответа задачи, включая ответственность руководителя за управленческое решение). Каждый из компонентов управленческой задачи (рис. 4) можно соотнести с составляющими управленческого решения как процесса. Конструирование управленческой задачи, как следует из логики процесса подготовки, принятия и реализации управленческого решения, следует начинать с компонента «вопросы», предполагающего четкую постановку проблемы. Заключительный этап процесса подготовки и реализации решения (анализ результатов принятого и исполненного решения) находит свое отражение в компоненте управленческой задачи «проверка» − завершении процесса решения управленческой задачи (оценка эффективности и результативности решения).


Оценка эффективности управленческих решений предполагает соотнесение полученных эффектов (результатов, итогов) с затратами ресурсов на их получение и может быть дана различными способами, в частности:

1) оценка эффективности управленческого труда (например, с использованием показателей производительности управленческого персонала, выполняющего эвристические, административные и операторные управленческие задачи);

2) оценка эффективности деятельности аппарата управления (предполагающая, например, соотнесение итогов деятельности аппарата управления организации с затратами на его содержание);

3) оценка внутренней эффективности деятельности организации (предполагает комплексный подход к определению полученных социальных, экономических, производственных и др. эффектов в соответствии с функционально-целевой моделью организации и соотношение полученных эффектов с затратами ресурсов на их получение);

4) оценка внешней эффективности деятельности организации (основывается на исследовании полученных полезных эффектов для системных потребителей от результатов деятельности организации, удовлетворении их потребностей (ожиданий) в получении экономических благ в сопоставлении с затратами на их получение).

Оценка результативности управленческих решений предусматривает сопоставление желаемых результатов (поставленных целей), отраженных в планах, с фактическими результатами, зафиксированными в отчетах. Например, результативность управленческих решений может быть определена отношением числа реализованных управленческих решений к числу принятых управленческих решений.

Оценка результативности деятельности организации может быть выражена показателем, характеризующим отношение запланированной прибыли организации к ее фактической величине за определенный (отчетный) период.

Существует связь между эффективностью и результативностью управленческих решений и их качеством. При этом под качественным управленческим решением понимается не только такое решение, которое соответствует предъявляемым к нему требованиям, но и итогом реализации которого является полезный (положительный) эффект деятельности управляемого объекта, удовлетворенность результатами деятельности организации ее участниками (собственниками, наемными работниками) и системными потребителями.


1.2. Управленческое решение как результат анализа проблемной ситуации

При принятии управленческого решения необходимо учитывать альтернативу как каждую уникальную исключающую возможность, либо необходимость выбора между исключающимися возможностями. Другими словами, альтернатива есть способ разрешения проблемной ситуации. А, значит, выбор альтернативы – это фактический выбор направления решения. Следует различать и выбор варианта решения как выбор способа реализации выбранной альтернативы [25, с.49].

Далее необходимо обобщить основные требования, предъявляемые к управленческим решениям:

1. Научная обоснованность и компетентность. Имеется в виду, что решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им. Для снижения негативных последствий принимаемых решений необходимо, чтобы они принимались на основе достоверной, хорошо изученной информации об управляемом объекте и окружающей его среде. Соблюдение отмеченных требований повышает научную обоснованность решений, снижает вероятность их ошибочности.

2. Полномочность. Считается, что управленческое решение должно приниматься органом или лицом, имеющим право принимать имен- но это решение, а не другое. Полномочность выполнения функции принятия решения, является необходимым условием обеспечения директивности принятия решения и определяется правами для его принятия, и ответственностью за его последствия. Выход за рамки этих прав создает риск невыполнения решения.

3. Своевременность (оперативность). Данный принцип означает, что с момента возникновения проблемной ситуации до принятия решения в объекте управления не должно произойти необратимых явлений, делающих это решение не нужным. Несвоевременное принятие решения бывает не только недостаточно эффективным, но и вредным.

4. Непротиворечивость. Это требование означает его согласованность с ранее принятыми решениями. Принимая решения, важно учитывать, что оно будет развивать и дополнять ранее принятые решения. Непоследовательность принятия решений, их взаимоисключение резко снижает эффективность управления.

5. Точность, ясность, лаконичность формулировки решения. При этом управленческое решение должно быть точным и ясным, исключающим разночтения. Простота и лаконичность, строгость принципов управления фирмой помогает лучше усвоить требования управленческого решения исполнителями, что является залогом успешной организации производственного менеджмента.


6. Экономичность, эффективность и оптимальность. Требование эффективности состоит в том, чтобы обеспечить достижение наме ченных в решении целей. Однако важно, чтобы цели были достигнуты при оптимальных затратах ресурсов, в этом и заключается суть экономичности решения. Если правильно соблюдена прямая зависимость между целями, средствами и ресурсами, то принятое решение будет оптимальным.

7. Комплексность означает необходимость учета всех внутренних и внешних, благоприятных и неблагоприятных факторов, относящихся к решаемой проблеме, а также рациональность использования логического мышления и интуиции принимающего решение лица, использования математических методов и вычислительной техники при формировании и выборе решения.

Из всего многообразия в научной литературе выделяются, как правило, следующие аспекты принятия управленческих решений:

1) экономический: эффективность использования всех видов ресурсов; материальная заинтересованность персонала; правильность управленческих решений; максимизация экономического эффекта;

2) социальный: неформальная структура рабочих групп; качество трудовой деятельности; развитие системы участия в управлении; внепроизводственная деятельность неформальных групп;

3) организационный: делегирование полномочий; локализация и устранение конфликтов; разделение труда; структуризация функций управления;

4) правовой: соблюдение правовых норм при подготовке, принятии и реализации управленческих решений; придание управленческому решению формы нормативного акта; соблюдение и соответствие компетенции персонала по принятию решения; распределение ответственности за выполнение принятого решения;

5) психологический: учет инновационной готовности персонала; оценка социально-психологического климата; профессиональные качества руководителя; деловые качества руководителя и психологический склад личности подчиненных;

6) педагогический: воспитательный характер управленческих решений; квалификационный рост персонала; формирование позитивных моральных установок (формирование корпоративной культуры).

Отличие управленческих решений от производственных заключается в объекте (разработчик принимает решения о механизмах, деталях, менеджер – об организации производства этих деталей).

Особая роль отводится менеджеру не только в ходе разработки решения и его принятия, но и при реализации и контроле исполнения, поскольку на данном этапе осуществляется обратная связь, и менеджер может оказывать корректирующие управляющие воздействия, совершенствуя при этом свой профессиональный уровень.