Файл: Организационная культура и её роль в современных организациях.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
- Успех - единственное, что значимо в жизни.
- Надо стремиться всегда, быть лучшим.
- Независимость.
- Решения принимаются на основе рационального размышления;
- Уважать тех, кто добился успеха.
В “мужских организационных культурах” гуманизация труда рассматривается, как фактор быть признанным, иметь возможность самореализоваться и сделать карьеру[19].
По корректировке четвёртого параметра “мужественность-женственность” можно предложить следующие рекомендации: приветствовать солидарность; нужно работать, чтобы жить, а не жить, чтобы работать; главным должно стать получение морального, а не материального удовлетворения от работы.
Итак, учреждение обладает организационной культурой мужского индивидуалистического типа, которая имеет среднее значение параметра “дистанция власти” и высокое значение параметра “тенденция к избежанию неопределённости”. В целом, это довольно хорошее сочетание.
Заключение
Организационная культура образовательного учреждения представляет собой инструмент управления поведением сотрудников образовательного учреждения и вместе с этим педагогическим коллективом в целом. Используя этот управленческий инструмент, руководитель образовательного учреждения формирует определенную модель поведения педагогов, поддерживает доминирование определенного типа культуры в своей организации, повышает и использует его позитивный потенциал, так как в образовательном учреждении существуют одновременно несколько типов культур: ролевая культура, культура власти и силы, командная культура (культура деятельности), культура индивидуальности (культура личности).
Организационная культура образовательного учреждения есть система формальных и неформальных элементов (уровней, частей). Основными составляющими организационной культуры образовательного учреждения являются: символы, герои организации, ритуалы, язык организации, убеждения, философия, профессиональные и общечеловеческие ценности, нормы и правила поведения, социально-психологический климат. В своей совокупности названные элементы, компоненты выполняют ряд важных функций, в том числе интегрирующую, адаптирующую, формирующую, стимулирующую, нормативную.
Между тем в своей управленческой деятельности руководитель образовательного учреждения, так или иначе, сталкивается не только со зримым пластом организационной культуры, но и с некой скрытой реальностью. Директор, особенно если он является недавно назначенным, имеет дело не только с материальными аспектами организационной культуры своего образовательного учреждения (артефактами), то есть всем тем, что можно увидеть, услышать, пощупать, но и некими скрытыми компонентами культуры учреждения. Именно управление этими внешне не воспринимаемыми аспектами культуры организации образования: нормами и правилами поведения, ценностями, традициями, психологическим климатом педагогического коллектива, подлинно и обеспечивает успешное управление организационной культурой образовательной структуры.
Управление формированием и развитием организационной культуры образовательного учреждения, служит определяющим фактором эффективного образовательного процесса, детерминирует его высокие результаты. Ибо организационная культура любого образовательного учреждения влияет на протекающий в нем воспитательный процесс. Более того, соответствующая ее корректировка позволяет повысить воспитательный потенциал учреждения.
Повышение воспитательного потенциала учреждения требует корректировки организационной культуры, которая представляет собой формирование более благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе путем эффективной коллективной работы, определяющее приверженность задекларированных в программе развития ценностей, а также исполнение единых норм, правил поведения.
Для более полного осознания и понимания управленческих решений требуется разработка и введение Кодекса образовательной организации, направленного на улучшение социально-психологического климата в учреждении, оптимизацию системы мотивирования сотрудников.
Но даже самые современные структуры, великолепные организационные проекты, грамотно выполненные должностные инструкции и положения – всё это останется на бумаге, если не станет образом мышления и базой профессиональной организационной деятельности работников учреждения. Требования к профессиональным знаниям, навыкам и качествам руководителей и специалистов, как и других работников, должны формироваться на основе принятой в учреждении идеологии организационного поведения. Таким образом и формируется организационная культура.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Антонов В.Г. Теория организации и организационное поведение / В.Г. Антонов. – М.: Юрайт, 2014 – 480 с.
- Архангельский Г.А. Корпоративный тайм-менеджмент. Энциклопедия решений / Г.А. Архангельский. – М.: Альпина Паблишер, 2015 – 212 с.
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю.Базаров. – М.: Академия, 2014 – 224с.
- Барков С.А. Воспитание корпоративного патриотизма как задача современного менеджмента // Вестник Московского университета. – Серия 10. – Социология и Политология. – 2011. – №2. – С. 119 – 132.
- Буева И.И. Формирование корпоративной культуры педагогических сообществ // Мир образования – образование в мире. – 2011 – №3. – С.73 – 79.
- Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский. – М.: Экономист, 2011. – 528 с.
- Грошев И.В. Менеджмент организационной культуры / И.В.Грошев. – М.: Академик паблишинг, 2013 – 640 с.
- Жалило Б.В. «Операция на душе» – изменение корпоративной культуры компании // Управление персоналом. – 2013. – №1. – С. 48 – 56.
- Забирова Л.Г. Стратегическое управление персоналом организации / Л.Г. Забирова.– М.: ЛАП, 2012 – 276 с.
- Козлов В.В. Организационная культура /В.В.Козлов. - М.: КноРус, 2013 – 272с.
- Коновалова В.Г. Управление организационной культурой. Учебно-практическое пособие / В.Г.Коновалов.а -М.: Проспект, 2015 – 68 с.
- Лепешова Е.М. Работа с персоналом // Лепешова, Е.М. , Директор. – 2010. – №5. – С. 42 – 45.
- Матмуродов Ф.Т Образовательный менеджмент / Ф.Т. Матмуродов – М.: ЛАП, 2014 – 372с.
- Морозова Т.А. Основы менеджмента в образовании / Т.А.Морозова – М.: Академия, 2015 – 102 с.
- Переверзева И.И. Можно ли управлять организационной культурой // ПЕРСОНАЛМИКС. – 2012 – №2 – С 86 – 87.
- Пригожин А.И. Организации. Системы и люди/ А.И.Пригожин – М.: Ленанд, 2015 – 176 с.
- Руднев Е.А. Организационная культура и сайт: как реализовать образовательный заказ на основе конкурентных преимуществ // Народное образование. – 2013. – №1. – С. 116 – 122.
- Рыбакова Н.Н. Деятельность менеджера по формированию и развитию организационной культуры образовательного учреждения // Омский научный вестник. – 2011. – №6. – С. 52 – 55.
- Самыгин С.И. Организационное поведение /С.И. Самыгин – М.: Феникс, 2014 – 224с.
- Стеклова О.Е. Формирование инновационной культуры организации // Качество. Инновации. Образование. – 2013. – №4. – С. 31 – 36.
- Темрюков Ю.Ю. Эффективность формирования и развития организационной культуры в системе внутришкольного управления // Наука. – 2014. – №4. – С. 25 – 26.
- Ушаков К.М. Организационная культура: понятие и типология // Директор школы. – 2012. – №2. – С. 3 – 9.
- Ушаков К.М. Организационная культура: уровневая модель оценки // Директор школы. – 2012. – №3. – С. 2 – 4.
- Шендель Т.В. Организационная культура как интегративный фактор педагогической технологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – 2012. – №77. – С. 425 – 428.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета 1
1.Что для Вас организационная культура? |
- совместный отдых с руководством - социальная помощь в фирме - дисциплина труда -традиции -другое |
2.Какие мероприятия по совместному отдыху проводятся у вас на предприятии? |
- юбилеи работников - музеи, театры - спортивные мероприятия - выезды на природу - другое - не проводятся |
3.Есть ли у вашей организации какой-то лозунг или рекламный слоган? |
-да -нет -не знаю |
4.Учитывается ли Ваше мнение при выборе стратегии и цели фирмы? |
-да -нет -иногда -затрудняюсь ответить |
5.Учитывается ли Ваше мнение при корректировке организационной культуры? |
-да -нет -затрудняюсь ответить |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
-
Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский. – М.: Экономист, 2011. – С.349. ↑
-
Ушаков К.М. Организационная культура: понятие и типология // Директор школы. – 2012. – №2. – С.7. ↑
-
Ушаков К.М. Организационная культура: уровневая модель оценки // Директор школы. – 2012. – №3. – С.3. ↑
-
Козлов В.В. Организационная культура /В.В.Козлов. - М.: КноРус, 2013 – С.138. ↑
-
Переверзева И.И. Можно ли управлять организационной культурой // ПЕРСОНАЛМИКС. – 2012 – №2 – С.87. ↑
-
Буева И.И. Формирование корпоративной культуры педагогических сообществ // Мир образования – образование в мире. – 2011. – №3. – С.74. ↑
-
Рыбакова Н.Н. Деятельность менеджера по формированию и развитию организационной культуры образовательного учреждения // Омский научный вестник. – 2011. – №6. – С.53. ↑
-
Жалило Б.В. «Операция на душе» – изменение корпоративной культуры компании // Управление персоналом. – 2013. – №1. – С. 50. ↑
-
Архангельский Г.А. Корпортивный тайм-менеджмент. Энциклопедия решений / Г.А. Архангельский. – М.: Альпина Паблишер, 2015 – С.87. ↑
-
Шендель Т.В. Организационная культура как интегративный фактор педагогической технологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – 2012. – №77. – С.426. ↑
-
Коновалова В.Г. Управление организационной культурой. Учебно-практическое пособие / В.Г.Коновалов.а -М.: Проспект, 2015 – С.43. ↑
-
Темрюков Ю.Ю. Эффективность формирования и развития организационной культуры в системе внутришкольного управления // Наука. – 2014. – №4. – С.25. ↑
-
Стеклова О.Е. Формирование инновационной культуры организации // Качество. Инновации. Образование. – 2013. – №4. – С.33. ↑
-
Барков С.А. Воспитание корпоративного патриотизма как задача современного менеджмента // Вестник Московского университета. – Серия 10. – Социология и Политология. – 2011. – №2. – С. 119 – 132. ↑
-
Матмуродов Ф.Т Образовательный менеджмент / Ф.Т. Матмуродов – М.: ЛАП, 2014 – С.291. ↑
-
Лепешова Е.М. Работа с персоналом // Лепешова, Е.М. , Директор. – 2010. – №5. – С.42. ↑
-
- Грошев И.В. Менеджмент организационной культуры / И.В.Грошев. – М.: Академик паблишинг, 2013 – С.502.
-
Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю.Базаров. – М.: Академия, 2014 – С.58. ↑
-
Забирова Л.Г. Стратегическое управление персоналом организации / Л.Г. Забирова.– М.: ЛАП, 2012 – С.134. ↑