Файл: Роль суда в процессе оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В статье 87 УПК РФ[30] в числе обозначенных способов проверки доказательств не предусмотрено прямого использования результатов ОРД. Вместе
с тем на основе инициативно истребуемых судом оперативно-розыскных сведений возможно формирование нового доказательства, которое правомерно использовать в целях проверки исследуемых в суде доказательств.

Принятие судом решения о получении доказательств, предназначенных для проверки уже имеющихся в деле доказательств, не препятствует сторонам обвинения и защиты использовать на началах состязательности и равноправия любые предусмотренные законом средства отстаивания своих интересов в суде, включая возражение против получения и исследования таких доказательств в судебном следствии и оспаривание их допустимости и достоверности. В том числе не исключается признание доказательства, с формированного на основе сведений, полученных в ходе ОРД, недопустимым, если оно не отвечает требованиям, предусмотренным ст. 89 УПК РФ. Суд в таком случае не освобождается от обязанности исследовать доводы сторон и при возникновении у него сомнений в допустимости и достоверности полученных либо представленных сторонами доказательств отвергнуть их.

В Инструкции 2013 г. рас ширен перечень случаев представления результатов ОРД[31]. Так, дополнительно предусмотрено направление оперативно-розыскных сведений:

— в порядке исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий и считает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим ОРД, сведений об информации, полученной об этом лице, в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

— по указанным в ст. 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. .№ 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные
общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»[32] судебным искам.

Вместе с тем прокурор также вправе рассматривать жалобы, однако он, как ранее было отмечено, не является субъектом, которому могут быть представлены результаты ОРД. Но как быть, если к прокурору обратились с подобной жалобой? В соответствии со ст. 21 Закона об ОРД[33], по требованию прокуроров руководители органов, осуществляющих ОРД, представляют им оперативно-служебные документы, включающие дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.


Необходимо обратить внимание на ряд обстоятельств. Во-первых, следует отличать представление оперативно-розыскных материалов для использования и для ознакомления. В статье 21 Закона об ОРД[34] речь идет лишь об ознакомлении с соответствующими материалами, без их передачи. Представление оперативной информации надлежащему должностному лицу в порядке рассматриваемой Инструкции 2013 г. осуществляется для дальнейшего ее использования, то есть происходит передача материалов иному органу.

Следует учитывать, что доступ к оперативно-розыскным сведениям имеют не все прокуроры. В соответствии с п. 2 приказа Генерального прокурора РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» назначаются уполномоченные прокуроры по надзору за исполнением Закона об ОРД[35], которые и несут персональную ответственность за организацию надзора. При наличии жалобы оперативно-розыскные материалы представляются для ознакомления прокурору в соответствии и по правилам указания Генерального прокурора России, МВД России от 29 сентября 2008г.
№ 215/69/1/7818 «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Уполномоченным прокурорам необходимо иметь для работы с документами соответствующий допуск.

Еще одна новелла Инструкции 2013 г. [36] состоит в том, что сделка, в результате совершения которой установлен контроль иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, совершенная без учета требований Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» [37], признается ничтожной. В соответствии с п. 6 ст. 13 данного Закона в целях определения факта установления иностранным инвестором или группой лиц контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, а также факта наличия между иностранным инвестором и третьими лицами соглашения и (или) их согласованных действий, направленных на установление такого контроля, оперативные подразделения органов Федеральной службы безопасности вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности. Результаты ОРД оперативных подразделений органов ФСБ могут использоваться в доказывании по указанным в ст. 15 рассматриваемого Федерального закона судебным искам, если они представлены в соответствии с Инструкцией 2013 г.


1.2. Порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности в суд

 

Порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих ОРД, результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, определяется указанной «Инструкцией...», а также в порядке:

1. выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя о
проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, находящимся в их производстве;

2. выполнения указания прокурора о проведении ОРМ;

3. исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве[38].

Данный порядок представления результатов ОРД может также применяться при представлении результатов ОРД, в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации[39].

Дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд представляются результаты ОРД, которые соответствуют установленным требованиям и могут: служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий; использоваться в доказывании по уголовным делам, в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств[40].

В случаях необходимости привлечения к участию в производстве следственных и судебных действий вышеуказанных лиц обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД[41].

Результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности. К рапорту или сообщению могут прилагаться полученные (выполненные) при проведении OPM фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, а также иные материальные объекты, которые, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, могут быть признаны вещественными доказательствами. При этом информация о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных
объектов, полученных при проведении OPM, должна быть отражена в рапорте об обнаружении признаков преступления или сообщении[42].


В случае необходимости описание индивидуальных признаков указанных материалов, документов и иных объектов может быть изложено в отдельном приложении к сообщению. Рапорт об обнаружении признаков
преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего
ОРД, и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми
актами органов, осуществляющих ОРД[43].

Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения осуществляется в соответствии с установленными правилами и включает в себя:

1. рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД и их носителей;

2. оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД[44].

Органом, осуществляющим ОРД, при подготовке и оформлении для передачи дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении OPM, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целости (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие).

Допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении OPM, в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении. В этом случае оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении OPM, если они не были в дальнейшем истребованы дознавателем, органом дознания, следователем, прокурором или судом (судьей), хранятся в органе, осуществившем OPM, до завершения судебного разбирательства и вступления
приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования) [45].

Представление результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору, в суд для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 и 145 УПК РФ[46], а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем) [47].

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору пли в суд, второй - приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам специального номенклатурного дела[48].


Сложность использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальном доказывании определяется также сутью и спецификой оперативно-розыскной деятельности. Дело в том, что содержание оперативно-розыскной деятельности составляет как в теории, так и на практике привлечение граждан к негласному конфиденциальному сотрудничеству с правоохранительными органами и иные действия оперативных сотрудников. Таким образом, при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности, учитывая гласный характер процесса доказывания, необходимо обеспечивать защиту интересов данной категории лиц. Именно определение соответствия между интересами лиц. содействующих правоохранительным органам, и требованиями, предъявляемыми к доказательствам в уголовном судопроизводстве, представляет определенную проблему[49].

Результатами проведения оперативных мероприятий могут стать изъятые предметы, если их оставление на месте обнаружения создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей либо угрожает государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (п.1 ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [50]). Такими предметами могут быть, например, оружие, взрывчатые или отравляющие вещества при наличии оперативной информации о возможности их использования в преступных целях. Следовательно, результаты
оперативно-розыскных мероприятий, предназначенные для представления органам, осуществляющим уголовное судопроизводство, могут состоять в представлении как информации (сведений), так и предметов, документов.

1.3. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальном доказывании

Возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальном доказывании требует соблюдения ряда обязательных условий. Первое - это наличие мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о представлении ее результатов органу, осуществляющему уголовное судопроизводство. Другое условие - соблюдение требования Федерального закона об ОРД[51].