Файл: Управление эффективностью организации гостиничного (ресторанного) бизнеса (Анализ деятельности предприятия ЗАО ресторан «Царскосельский Презент»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Конкуренция – это состязание между производителями или продавцами товаров, работ и услуг, а в широком смысле – между любыми экономическими и рыночными субъектами; это бесконечная борьба за рынки сбыта с одной целью – получения более высоких доходов, прибыли и прочих выгод.

Одним из способов повышения конкурентоспособности предприятия – регулярная оценка эффективности его деятельности, как в отношении внутренней, так и внешней среды. Оценка эффективности деятельности предприятия помогает предпринимателю определить границы соотношения достигнутых компанией результатов и необходимых для этого затрат. На основе этого анализа выбирается наилучший способ увеличения эффективности.

Проблема, поднимаемая в исследовании, состоит в том, что современные компании, оценивая эффективность своего функционирования, склонны изучать исключительно экономическую составляющую, что является безусловно важной стороной оценки деятельности компании, но не позволяет разработать оптимальные инструментарий для совершенствования работы всей организации, а значит и не дает всех шансов на рост конкурентоспособности.

Цель курсовой работы - разработка предложений по повышению эффективности деятельности предприятия.

Объект исследования – ЗАО ресторан «Царскосельский Презент».

Предмет исследования – вопросы эффективности деятельности ресторанного бизнеса.

Задачи исследования:

- изучить теоретические аспекты эффективности деятельности предприятия;

- исследовать финансовое состояние ЗАО ресторан «Царскосельский Презент»;

- разработать мероприятия по повышению эффективности деятельность ЗАО ресторан «Царскосельский Презент» в период сезонного спада спроса на услуги;

В работе применялись общие методы исследования - системный подход, сопоставительный и экономический анализ.

Изучение теоретических аспектов по теме дипломной работы проводилось на базе научной и учебно-методической литературы следующих авторов: Боолт Г.Дж., Исмаева Д.К, Рокотова К.А.. и др.

Информационной базой аналитической части исследований являлась финансовая отчетность ЗАО ресторан «Царскосельский Презент».

Глава 1. Теоретические аспекты эффективности деятельности предприятия


1.1. Понятие эффективности деятельности предприятия

Понятия экономического эффекта и экономической эффективности похожи, но не тождественны. Экономический эффект – эта та прибыль, которую получило предприятие в отчетном периоде, а экономическая эффективность – это соотношение экономического эффекта с величиной затраченного ресурса, общей суммой затрат или выручки. В зависимости от этого можно судить об экономической эффективности соответственно трудовых, материальных ресурсов, продукции в целом или выручки от продаж[1]. Если экономический эффект – показатель абсолютный, то эффективность - показатель относительный[2].

Показателем экономической эффективности выступает рентабельность. Существует целая система показателей рентабельности (продукции, продаж, активов, персонала, фондов и т.п.). Показатели различаются в зависимости от вида прибыли – экономического эффекта- которая находится в числителе и величиной затрат живого и овеществленного труда – в знаменателе. Экономические эффекты деятельности разнообразны. Они могут проявляться и в расширении масштабов производства, и в экономии ресурсов, и в улучшении показателей использования труда[3].

Экономический эффект роста ресторана получается от того, что объем производимой продукции растет большими темпами, чем затраты[4]. К тому же эффекту мы придем, если получим превышение темпов роста выручки над ростом себестоимости. Экономия ресурсов вследствие более эффективного использования труда выражается в оптимизации затрат на оплату труда, выполнение работы меньшими силами, сокращении численности персонала и рабочего времени, росте производительности труда, улучшении экологии и безопасности производства.

Эффективность в масштабе экономики в целом возникает, когда высокий уровень затрат в сфере производства окупается меньшими затратами в ходе ее потребления. В этом случае на уровне экономики возникает совокупный положительный эффект[5].

Проявление эффективности могут быть классифицированы по разным основаниям. Эффективность по своей сути может быть абсолютной и сравнительной. Если проводится анализ эффективности, общей или в расчете на единицу израсходованных ресурсов, по одному предприятию, то


говорят об абсолютной эффективности. Если проводится сравнение различных вариантов деятельности или последствий принятия управленческих решений с точки зрения планируемого эффекта, то говорят о сравнительной эффективности[6].

Оба эти вида эффективности дополняют друг друга. Различные варианты управленческих решений и критерии их принятия основаны на системе показателей абсолютной и сравнительной эффективности. Результативная деятельность предприятия характеризуется показателями первичной эффективности, характеризующими разовый начальный эффект, получаемый предприятием от внедрения новых предложений в части экономии, инноваций, внедрения прибыльных технологий в работу[7].

После первоначального эффекта, особенно, если мероприятия носили комплексный характер, затрагивающий разные сферы деятельности предприятия, наступает отсроченный во времени эффект – мультипликационный, когда первичная эффективность преумножается в несколько раз, причем ее уровень повышается как на исследуемом предприятии, так и в отрасли в целом. Разновидностями проявления мультипликационного эффекта являются диффузный, резонансный эффекты и эффект стартового взрыва. Диффузный рост эффективности происходит, когда инновация проникает в другие сферы деятельности, параллельно их стимулируя[8].

Например, розлив жидкого металла, который сначала применяли только в цветной металлургии, стали применять и в черной металлургии, добившись роста производительности. Резонансный рост происходит в тех случаях, когда под влиянием мероприятий, происходит рост новых видов продукции в производстве.

Например, за производством химических волокон, появились новые виды ткани, что в дальнейшем стимулировало разработку и пошив новых видом одежды. В отличие от предыдущих видов мульпликативной отдачи, эффект стартового взрыва проявляется в лавинообразном росте эффекта вследствие принципиально нового внедрения креативного мероприятия.

Например, мультипликативный эффект имели экономико-математические методы, которые из сферы математических расчетов, распространились сначала на экономику, затем на науку и производство. Эффект и эффективность, как уже отмечалось, дополняют друг друга, их анализ проводят в комплексе, не разрывая эти показатели между собой[9].

Поскольку экономическая эффективность многообразна в своих проявлениях, постольку и охарактеризовать ее с помощью одного показателя не представляется возможным. Для объективной характеристики нужна система показателей рентабельности.


При построении системы показателей эффективности необходимо соблюдать следующие принципы:

- критерии эффективности и методы расчета показателей должны быть взаимосвязаны;

- выбранные показатели должны характеризовать все виды ресурсов, используемых в производстве:

- показатели общей эффективности, отражающей деятельность предприятия в целом, должны дополняться показателями частной эффективности, характеризующей работу отдельных отделов и секторов;

- анализ эффективности должен предоставлять информацию о резервах роста производства Объективную оценку эффективности можно дать при условии соблюдения определенных правил при построении показателей[10]:

1) оцениваемый критерий должен быть логически и методологически связан с системой показателей эффективности;

2) все ресурсы, затраченные для производства продукции или услуг, должны быть оценены с точки зрения эффективности их использования;

3) все рассчитанные характеристики должны иметь практическое применение для анализа эффективности работы на разных уровнях управления;

4) на основе применяемой системы можно было бы выявлять и оценивать резервы роста эффективности работы отдельных участков и предприятия в целом.

Перечисленные принципы реализованы при построении системы на рис 1[11].

Рисунок 1. Система показателей эффективности работы предприятия

Экономическая рентабельность служит основой для устранения социальных проблем, имеющих место в организации. Вследствие этого, важно оценивать социальную эффективность своей деятельности на постоянной основе. Уровень социальной эффективности трудно оценить объективно, так как в отличие от экономической эффективности, методик по ее оценке не разработано. Это приводит к многочисленным трактовкам и оценкам этого показателя, опирающимся как на объективные экономические показатели, так и на интуитивное восприятие явления[12]:

Как и в случае с экономической эффективностью, социальную эффективность оценивают на локальном уровне (уровне конкретного предприятия) и на общегосударственном уровне (уровне страны в целом)[13].

Локальная социальная эффективность может оцениваться с помощью наличия социальной защиты работников, размера социального пакета, наличия профсоюзов, возможности пользоваться путевками, услугами поликлиник, наличия медицинской страховки и т.п.), Общегосударственная эффективность может характеризоваться уровнем удовлетворения социальных потребностей людей конкретного региона или страны в целом[14].


Проводя анализ, важно выделить, за счет каких средств удовлетворяются потребности работников: собственных или средств предприятия.

Рисунок 2. Направления социальной эффективности производственной деятельности

Для выявления резервов эффективности работы предприятия, что особенно эффективно в периоды циклического спада деятельности фирмы необходимость в регулярном и систематическом анализе эффективности возрастает[15].

Систематический и всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия позволяет:

■ давать оценку доходности как деятельности предприятия в целом, так и его отдельных подразделений;

■ выявлять факторы и рассчитывать их влияние на формирование рентабельности по продукции в целом и по конкретным видам товаров и услуг;

■ точно измерять размер затрат на производство, их структуру, изменение общей суммы и отдельных статей затрат как базы ценообразования;

■ оптимизировать получение максимального финансового результата на всем протяжении функционирования предприятия[16].

Предоставление работнику возможности бесплатной учебы или повышения квалификации с конъектурой рынка, а, во-вторых, со сменой времен года. Последние носят название сезонных колебаний. Анализируя сезонные колебания, важно выделить периоды сезонного спада и периоды сезонных пиков деятельности[17].

В сфере ресторанного бизнеса сезонные пики имеют ярко выраженный характер. При наличии таких колебаний важно правильно распланировать поток будущих поступлений и, в соответствии с ним распланировать и деятельность всех работников организации.

1.2. Методы повышения эффективности предприятия

Рентабельность ресторана – явление многофакторное. Чтобы разобраться в причинах, формирующих тот или иной уровень рентабельности, чтобы управлять рентабельностью как результатом явления необходимо хорошо понимать на какие факторы можно и нужно влиять в первую очередь[18].

Для этого необходимо рассмотреть классификацию факторов роста рентабельности по ряду признаков, в том числе:

• изменений значений затрат или активов, используемых при получении прибыли;