Файл: иологическая обратная связь как психотерапевтический метод (БОС для профилактики у здоровых лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Электроэнцефалографическое биоуправление (альфа-тренинг)

Многочисленными исследованиями было показано, что психические расстройства имеют под собой структурные и функциональные нарушения в работе головного мозга.

Данные изменения могут отражаться в показаниях электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и вызванных потенциалов и имеют характерные особенности при определенных заболеваниях. В частности, при некоторых аддиктивных расстройствах наблюдается снижение представленности альфа-ритма и увеличение активности в бета-диапазоне при спектральном анализе электроэнцефалограммы.

Данный факт позволяет предположить, что при нормализации ритмической структуры ЭЭГ (изменении патологического состояния мозга) могут последовать изменения и на поведенческом уровне организации психики[31].

Одним из способов направленного влияния на характеристики ЭЭГ и связанную с ней мозговую активность является тренинг с биологической обратной связью (БОС).

Сущность метода заключается во введении пациента в специальную компьютерную терапевтическую среду, позволяющую в режиме реального времени получать информацию о состоянии мозга по ЭЭГ и, благодаря этому, воздействовать на церебральные структуры, контролирующие тот или иной паттерн электрической активности.

Локализация электродов и другие параметры ЭЭГ-БОС изменяются в зависимости от целей лечения, в частности разновидности заболевания, и определяются так называемым протоколом биоуправления.

В терапевтической среде для формирования протокола зачастую используется принцип «бульдозера», предполагающий нормализацию патологически измененного паттерна ЭЭГ.

Так, в случае избытка какого-либо параметра ЭЭГ, у конкретного пациента задача биоуправления состоит в снижении данного параметра, а при недостатке другой характеристики ЭЭГ – в ее повышении. Таким образом, «метод работает словно бульдозер, заполняя ямы и выравнивая ухабы».

Первым выдвинул предположение о возможности лечения зависимостей методом ЭЭГ-БОС канадский психолог И. Ламонтейн. В его пилотном исследовании 1975 года студенты колледжа, страдающие наркотической зависимостью, были разбиты на 3 равные группы: группа, проходившая тренинг по альфа-ритму, группа, обучавшаяся снижать электрическую активность мышц (ЭМГ-активность) с помощью БОС и контрольная группа, не получавшая никаких воздействий[32].


Ламонтейн выяснил, что студенты, имеющие слабое и средней тяжести пристрастие к наркотикам, сумели по завершении исследования прекратить прием наркотиков, а также улучшить глубину и продолжительность сна и снизить показатели тревожности.

При этом, несмотря на тренировки, студенты, обучавшиеся управлять альфа-ритмом, не показывали значимого увеличения альфа-активности по завершении обучения, зато у них, также как и у участников двух других групп, отмечалось стойкое снижение амплитуды ЭМГ.

На основании полученных данных можно считать спорным утверждение об эффективности и специфичности альфабиоуправления как метода лечения зависимостей.

Дальнейшие исследования в той же парадигме, как при терапии алкоголизма, так и при лечении наркотической зависимости, также не дали значимых результатов.

В то же время успех сотрудника факультета психологии Northwestern University Розенфельда, показавшего в 1997 году возможность коррекции эмоционального состояния путем изменения межполушарной асимметрии альфа-ритма ЭЭГ при помощи БОC, стал толчком для формирования гипотезы об эффективности применения разработанной методики и при других заболеваниях.

Биологическая обратная связь как метод лечения болезней зависимости стала впервые применяться с 1989 г. П. Пенистоном и Е. Кулкоски (США) при лечении хронического алкоголизма.

Их метод основывался на воздействии на альфа- и тета-ритмы головного мозга (8-13 Гц и 4-8 Гц) при закрытых глазах.

Под контролем ЭЭГ пациентам давали задание представлять в своём воображении события, связанные с отказом от приёма алкоголя (ощущения трезвости, телесного здоровья, счастья), при этом находясь с закрытыми глазами и в как можно более расслабленном состоянии.

Альфа- и тета-ритм через некоторое время чётко модулировались, и в качестве представления обратной связи звучал звуковой сигнал.

Несколько сеансов такого тренинга приводили к тому, что пациент на достаточно долгое время мог воздержаться от употребления алкогольных напитков, а также в позитивную сторону менялись показатели его психометрических тестов. Данный метод позже был назван протоколом Пенистона.

На основании данных, полученных Розенфельдом, а также работ 1989-1990 гг. Пенистона и его коллег, выполненных на базе клиник в США, со-трудниками НИИ молекулярной биологии и биохимии РАМН была проведена серия исследований больных аддиктивными расстройствами.

Так, в одной из работ М. Штарка (2002 г.), изучавшего больных опийной наркоманией (n=191), сообщается о достижении более чем годовой ремиссии у 21,9% от общего количества испытуемых, обратившихся за помощью, а при исключении больных, отказавшихся от лечения до 10 сеанса, полное воздержание от употребления наркотиков удалось выявить у 31,1% участников эксперимента.


В данной работе использовался протокол ЭЭГ-тренинга, который включал в себя 20-80 сеансов тренинга с БОС, направленных на увеличение мощности альфа-ритма в отведениях F4 и О2 при биполярном, либо монополярном монтаже электродов.

Существует также модификация протокола Пенистона, известная как Модификация Скотта-Кайзера.

Данный метод предназначен для лечения пациентов, страдающих не только от пагубного пристрастия к алкоголю, но и для пациентов, употребляющих наркотики. Особенно эффективным он оказался при применении на лицах, употребляющих психостимуляторы, а также у пациентов с полинаркоманиями[33].

Методология данного тренинга основана на том, человек, употребляющий психостимуляторы, часто делает это для уменьшения выраженности имеющегося у него исходного синдрома дефицита внимания (СДВ), и довольно часто лечение таких больных при помощи антипсихотиков и седативных препаратов воздействует на нейроны префронтальной коры головного мозга и нарушает дофаминовый транспорт, что приводит к ещё большему дефициту внимания и усилению компульсивного влечения к психостимуляторам.

При модуляции альфа- и бета-ритмов головного мозга в области префронтальной коры, у данной группы пациентов удалось снизить влечение к психостимуляторам.

Модулирование альфа- и тета-ритмов в данных областях привело к диаметрально противоположным результатам - вследствие избыточного «расслабления» усиливался дефицит внимания и тяга к психостимуляторам ещё более усиливалась[34].

Исследования Н.М. Яковлева и З.В. Косицкой на 29 подростках с синдромом дефицита внимания вследствие токсикоманий (употребление летучих растворителей) показали, что модулирование бета- и мю-ритмов головного мозга позволило значительно уменьшить выраженность дефицита внимания, что было доказано путём психометрических тестов (таблицы Шульте).

У таких пациентов имеется аномально высокая тета-активность головного мозга, обусловленная нейротоксическим действием летучих растворителей[35].

У группы лиц с различными расстройствами личности (прежде всего с диссоциальным расстройством) к хорошим результатам (уменьшение выраженности поведенческих нарушений, снижение аффективной неустойчивости) привела модуляция медленных корковых потенциалов (англ. SCP)[36].

Всё вышеперечисленное позволяет говорить о том, что внедрение новых комплексных методик БОС в дополнение к стандартным протоколам лечения больных алкоголизмом и наркоманиями с учетом индивидуального подхода к каждому пациенту позволит улучшить качество жизни пациентов и уменьшить пагубную тягу к психоактивным веществам и алкоголю, позволит снизить нагрузку на их близких лиц и родственников, а также уменьшение количества пациентов, нуждающихся в стационарном лечении в наркологическом диспансере, приведёт к постепенному снижению загруженности коечного фонда и уменьшению финансовых затрат.


2.2 Электроэнцефалографическое биоуправление (бета-тренинг)

Синдромом дефицита внимания (СДВГ или ADD/HD-синдромом), по данным разных авторов, страдают до 20 % детей и подростков. Они не способны длительно концентрировать свое внимание на решении различных задач и до недавнего времени оставались либо без лечения, либо пользовались психотропными препаратами, стимуляторами типа риталина или противосудорожными лекарствами.

Однако следует отметить, что эффект лечения психотропными средствами и стимуляторами нестойкий, принимать их необходимо годами, все они обладают выраженными побочными эффектами и формируют лекарственную зависимость.

На протяжении многих лет причиной ADD/HD-синдрома считали плохое воспитание, «испорченность» ребенка, однако в середине 90-х годов удалось установить, что в большинстве случаев причиной заболевания является снижение интенсивности мозгового кровотока и падение уровня допамина в лобных долях коры головного мозга, особенно при выполнении интеллектуального задания: чем сильнее больной старается сконцентрироваться, тем существеннее страдает кортикальный метаболизм. Даже если ребенок очень хочет справиться с заданием, он не в состоянии этого сделать.

Для лечения СДВГ у детей Американской Академией Педиатрии в 2012 году БОС-терапия была признана наиболее эффективным методом.

С помощью специальных сенсоров, которые устанавливаются на поверхность головы пациента, врач регистрирует биоэлектрическую активность мозга.

Компьютер обрабатывает этот сигнал и получает информацию о ключевых компонентах мозговой активности, так называемых ритмах мозга (тета, альфа, бета и других).

Для коррекции психофизиологического состояния ребенка некоторые из них необходимо усилить, тогда как другие – ослабить. Для этого в компьютерной игре, в которую играет ребенок, поведение персонажа (например, скорость самолета) меняется в режиме реального времени в зависимости от того, насколько выражены подкрепляемые и подавляемые ритмы мозга.

При таком подходе игровая мотивация и азарт ребенка служат ключевым фактором, который заставляет мозг менять характер своей работы в сторону более стабильных и функциональных состояний.

В зависимости от проблем и индивидуальных особенностей пациента детский нейропсихолог определяет области мозга, на которые будет нацелена работа и программа нейротерапии, при этом главным действующим лицом в терапевтическом процессе является сам ребенок.


Несмотря на то, что для проведения БОС-терапии требуется довольно сложное оборудование и технология, ее суть очень проста: это обучение.

Мозг обучается новым способам работы, используя для этого сигналы обратной связи. Этот процесс обучения очень похож на игру в «горячо-холодно»: если мы будем регулярно сообщать ребенку, насколько близко он к цели, то рано или поздно, методом проб и ошибок, он найдет спрятанное сокровище.

Наш мозг может менять и «запоминать» характер своей активности благодаря нейропластичности – способности к изменениям мозговой деятельности под воздействием опыта.

Эту способность человеческий мозг сохраняет на протяжении всей жизни, однако в детском возрасте пластичность мозга максимальна.

Метод нейротерапии использует пластичность мозга для достижения сбалансированной, хорошо регулируемой мозговой активности, что обеспечивает высокую эффективность запоминания информации и освоения навыков, управление вниманием и концентрацией, быстрое преодоление стрессовых реакций, контроль за своим психоэмоциональным состоянием.

В клинике ЕМС сеансы БОС-терапии с детьми проводятся курсами по 20-35 занятий в режиме 2-3 сессии в неделю.

При различных состояниях БОС-терапия может использоваться как единственный метод лечения, но может быть назначена и в комплексе лечебных мер наряду с психофармакотерапией, поведенческой нейропсихологической коррекцией, логопедической коррекцией, психотерапией.

Опыт показывает, что в работе с детьми метод БОС-терапии зачастую оказывается наиболее адекватным средством помощи, поскольку долгосрочный эффект терапии здесь достигается за счет обучения – как раз того процесса, который для развивающегося мозга является главной и наиболее естественной задачей.

По данным электроэнцефалографического картирования у пациентов с синдромом дефицита внимания регистрируется увеличение тета-активности и резкое снижение бета-активности в корковых и подкорковых областях лобных долей.

Технология коррекции синдрома дефицита внимания бета-стимулирующим электроэнцефалографическим биоуправлением в контуре компьютерной биологической обратной связи обучает ребенка навыкам нормализации функционирования определенных структур головного мозга, то есть он учится делать то, что раньше за него делали стимуляторы или антидепрессанты.

Показаниями для назначения больным ЭЭГ-бета-биоуправления являются:

  1. Специфические расстройства развития.
  2. Расстройства в виде деструктивного поведения.
  3. Расстройство в виде гиперактивности с дефицитом внимания.
  4. Расстройство поведения в виде непокорности и непослушания.