Файл: иологическая обратная связь как психотерапевтический метод (БОС для профилактики у здоровых лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Позитивный эффект нейротерапии у детей с СДВГ выражается, в частности, в ее влиянии на показатели внимания.

Показатели внимания представляют собой составные компоненты единого процесса, без которых эта важнейшая когнитивная функция мозга не осуществляется.

Показатели внимания условно можно разделить на две группы: субъективные и объективные.

Верификация субъективных показателей внимания происходит при помощи психологических тестов.

К этим показателям относятся:

• концентрация внимания — способность концентрации на каком-либо одном объекте или ситуации;

• устойчивость внимания — продолжительность непрерывной концентрации внимания на одном объекте или событии;

• переключение внимания — быстрое целенаправленное переключение внимания с одного объекта или одного события на другое или с одной активности на активность другого типа; к единственно известной на сегодняшний день объективной характеристике внимания относится индекс внимания;

• индекс внимания — одна из самых объективных характеристик внимания; его регистрируют во время дигитального ЭЭГ-обcледования, при помощи которого происходит установление на ЭЭГ соотношения β/θ-ритмов;

• избирательность внимания (селективность) — концентрация внимания для того, чтобы было возможно сделать выбор определенных объектов или событий при подаче серии объектов или событий;

• объем внимания — количество одновременно и последовательно воспринимаемых объектов (изображение предметов, геометрические фигуры, буквы, слова и т. д) нормой;

• распределение внимания — способность одновременно выполнить одно или более заданий без быстрого переключения внимания.

Все вышеуказанные характеристики внимания представляют собой составную часть единого непрерывного акта внимания. Высокое качество формирования характеристик внимания очень важно для учебной работы и повседневной активности детей с СДВГ[37].

2.3 БОС для профилактики у здоровых лиц

Профилактика у здоровых лиц с помощью БОС имеет различнеы направления, такие как устранение проявлений усталости, переутомления, напряженности, тревоги и беспокойства, предупреждение развития стрессогенных расстройств и т.д.

Так, у здоровых людей с профилактической целью метод БОС применяется:


  • для снятия усталости, переутомления, повышенной отвлекаемости;
  • для снижения напряженности, раздражительности, тревоги, беспокойства, чувства страха;
  • для защиты от стресса и психоэмоциональных перегрузок;
  • для повышения защитных сил организма и ускорения сроков реабилитации после перенесенных заболеваний;
  • для диагностики адаптационных способностей к стрессовым ситуациям;
  • в подготовке беременных к родам.

Кроме того, БОС как психотерапевтический метод активно используется в коачинге и корпоратиративном развитии бизнеса. В данном направлении имеются следующие тренинги.

1. Индивидуальное развитие, коачинг для независимых профессионалов, лидеров, фрилансеров. Внутренний баланс, работоспособность, энергичность, стрессоустойчивость, хорошее настроение, креативность, навыки эффективного решения проблемных ситуаций.

2. БОС тренинг с управляющим персоналом, ТОП менеджерами, переговорщиками и др. ключевыми фигурами бизнеса. Высокая работоспособность и продуктивность, энергичность, уменье работать в ситуации связанной с высоким эмоциональным давлением, в сжатые сроки, не поддаваясь на провокации, креативность, навыки эффективного решения проблемных ситуаций, требующих здравомыслия и гибкости мышления, уменье расположить к себе аудиторию. Мастерство ведения сложных переговоров.

3. БОС тренинг в продажах. С профессионалами продаж от нижних до высших уровней. Высокая работоспособность и продуктивность, сохранение самообладания с «трудными клиентами», работая с возражениями и отказами, развитие эмоционального интеллекта, уменье расположить к себе покупателя, взаимопонимание и лёгкость в общении. Снижение уровня стресса на работе и соответственно снижение т.н. «текучести кадров» профилактика профессионального выгорания.

4. БОС аппаратура на рабочем месте как средство профилактики стресса, и саморазвития персонала способствует улучшению психологической атмосферы, улучшении качества взаимоотношений между сотрудниками и снижению текучести кадров.

5. БОС тренинг для развития интеллектуальных и ментальных навыков с профессионалами в областях требующих повышенной психологической эффективности и баланса (спецслужбы, топ менеджеры, ученые, спортсмены, хирурги).

Процесс применения метода БОС следующий. Человек располагается в удобном кресле и с помощью специальной аппаратуры получает доступную для себя информацию о работе своих органов и систем (частоте сердечных сокращений, частоте и глубине дыхания, напряжении в мышцах, биоэлектрической активности головного мозга).


Приборы биологической обратной связи регистрируют полученную физиологическую информацию, которая обрабатывается на компьютере, после чего предоставляется пациенту в удобном для восприятия виде (например, в виде зрительных и слуховых сигналов).

Человек смотрит на экран монитора, отслеживая, в каком направлении меняются его физиологические процессы.

Далее, под контролем опытного инструктора с помощью методов саморегуляции человек пытается научиться управлять своими физиологическими функциями в нужном направлении.

Например, снижать частоту пульса, гармонизировать дыхание, снижать повышенный мышечный тонус, то есть приводить состояние своего организма к физиологической норме.

Таким образом, приборы и компьютерные тренажеры БОС позволяют пациенту не только «видеть и слышать» как функционирует его организм, но и, используя специальные методические приемы, самостоятельно, волевыми усилиями, корректировать работу функциональных систем собственного организма, развивать навыки самоконтроля и саморегуляции с помощью скрытых физиологических резервов.

То есть речь идет о приобретении навыков самоконтроля, при котором пациент обучается тому, как помогать себе самостоятельно.

Сеансы тренировок по методу БОС строго индивидуальны, дозированы и контролируются инструктором в ходе каждого сеанса на протяжении всего цикла лечебно-коррекционного курса.

При работе с пациентами по методу биологической обратной связи (БОС) используется комплексный подход, включающий последовательную и/или попеременную работу с разными видами сигналов биологической обратной связи. Выбор тренируемой физиологической функции зависит от решаемой лечебно-коррекционной задачи.

Тем не менее, нужно отметить о противопоказаниях применения БОС. Метод БОС не рекомендуется применять в следующих случаях.

  1. Возраст пациента младше 5 лет;
  2. Грубые нарушения интеллекта, внимания, памяти;
  3. Эпилепсия и судорожные состояния;
  4. Соматические и эндокринные заболевания в стадии обострения;
  5. Острые инфекционные заболевания.

Следует отметить, что в последнее время все большую популярность в мире приобретают компьютерные приставки для игрового биоуправления, с помощью которых пациент обучается управлять своими физиологическими функциями, воздействуя на персонажи игры.

Выиграть соревнование человек может только в том случае, если научится управлять своей физиологической функцией в ситуации виртуального соревновательного стресса.


Например, чем больше он расслабляет свои мышцы, тем быстрее мчится машина на экране монитора, чем спокойнее и реже работает сердце, тем успешнее водолаз находит спрятанные сокровища, и т. д.

В результате лечебный сеанс превращается в увлекательное занятие, которое нравится и взрослым и детям. Работа с таким тренажером благотворно влияет на работу сердечно-сосудистой системы, нормализуя работу сердца и снижая артериальное давление.

В процессе игрового тренинга человек приобретает способность противостоять стрессу, учится по-новому реагировать на конфликтные ситуации, снижать излишнее внутреннее напряжение тогда, когда требуется повышенная работоспособность.

В последнее время доказано, что с помощью БОС-метода люди могут сознательно снижать частоту сердечных сокращений или путем активации парасимпатической системы, или же за счет торможения симпатической нервной системы.

Разработчики метода так описывают особенности игрового биоуправления: «Выиграть игру или добиться положительного развития сюжета человек может, только научившись управлять собственными механизмами саморегуляции, используя методики мышечной релаксации в сочетании с высокой степенью контроля сознания, постоянным сканированием внутренних ощущений и наблюдением за динамикой показателей на экране монитора. Преодолевая кажущееся противоречие между психоэмоциональной нагрузкой и необходимостью сохранять состояние спокойствия, играющий учится сохранять резистентность в стрессирующей ситуации игры, не впадая в панику, в состояние аффекта. Таким образом, у него создается модель эффективного поведения —система навыков конструктивного разрешения подобных ситуаций, препятствующих развитию стресс-индуцированных состояний и их последствий».

К настоящему времени имеются убедительные доказательства высокой эффективности метода БОС при снижении уровня стресса и лечении таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, синдром Рейно, мигрень, алкоголизм и наркомания.

Кроме того, метод БОС показал высокую эффективность при лечении фобий, тревожности, бессонницы и депрессии.

При этом самым важным достоинством метода биологического самоуправления является то, что в нем пациент из пассивного объекта врачебного вмешательства превращается в активный субъект, который сам определяет уровень своего физиологического состоянии и свое выздоровление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Метод биологической обратной связи начал зарождаться в конце 50-х годов ХХ века в связи с развитием технических возможностей.

Цель биологической обратной связи заключается в том, чтобы повысить уровень осознания и произвольного контроля физиологических процессов, обычно не осознаваемых и не контролируемых произвольно, что помогает человеку развить навыки самоконтроля и позволяет впоследствии научиться изменять функциональную активность произвольно, тем самым предотвращая развитие болезненных симптомов.

Сигналами обратной связи с любые объективные и количественно измеряемые параметры, такие как частота сердечных сокращений, кожно-гальваническая реакция, данные электромиограммы или электроэнцефалограммы. Выбор регулируемого параметра производится в зависимости от целей проведения курса БОС.

Комплексы БОС, предназначенные для психологов, рекомендованы при следующих показаниях:

• лечение различных аддикций и болезней зависимости (никотиновая, алкогольная, наркотическая, игровая зависимости, психогенное переедание и т.д.);

• лечение психосоматических и соматопсихических заболеваний (различные кожные заболевания, заболевания дыхательных путей, заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки, головные боли и т.д.);

• лечение пограничных психических расстройств (неврастения, обессивный, тревожный, фобический, астено-депрессивный, астено-ипохондрический синдромы);

• профилактика у здоровых лиц (устранение проявлений усталости, переутомления, напряженности, тревоги и беспокойства, предупреждение развития стрессогенных расстройств и т.д.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Budzynski, Th. H. Brain Brightening: Can neurofeedback improve cognitive process? / Th. H. Budzynski // Biofeedback. - 1996. - Vol. 24, №2. - Р 14-17.
  2. L. Konicar, R. Veit, H. Eisenbarth, B. Barth, P. Tonin, U.Strehl, N. Birbaumer. Brain self-regulation in criminal psychopaths. Scientific Reports (2015), Bd. 5, Article 9426.
  3. Lubar, J. F. Neurofeedback for management attention deficit disorders. Biofeedback: A Practioners Guide / J. F. Lubar. - 2nd еd. - N. Y. : Gullford Publications Inc., 1995. - Р 493-522.
  4. Sterman M. B. EEG biofeedback in the treatment of epilepsy: An overview circa 1980. In: Clinical Biofeedback: Efficacy and Mechanism (Eds.: L. White, B. Tursky). – Guilford, NY, 1982. – pp. 330-331.
  5. Sterman, H. B. Physiological origins and functional correlates of EEG rhythmic activities: Implications for self-regulation / H. B. Sterman // Biofeedback and Self-Regulation. - 1996. - Vol. 21, № 1. - Р. 3-33.
  6. T. Sokhadze, R. L. Cannon, D. L. Trudeau. EEG Biofeedback as a Treatment for Substance Use Disorders: Review, Rating of Efficacy, and Recommendations for Further Research// Applied Psychophysiology and Biofeedback Journal. 2008 Mar; 33(1): c. 1-28.
  7. Zaiunchkovsky, О. Biofeedback in SelfRegulation Development Children with Different Ontogenesis Types / О. Zaiunchkovsky, A. Khromov // XIV European Conference on Development Psycology, Vilnius Lithuania, 2009. - Abstracts.
  8. Адамчук А. В., Скоморохов А. А., Луцев А. Н. Новые возможности немедикаментозной реабилитации с применением методов БОС в комплексе «Реакор» // Тезисы докладов Всероссийской научно-технической конференции с международным участием «Медицинские информационные системы «МИС-2004», Таганрог, 2004.
  9. Анохин, П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. - М. : Наука, 1980. - 196 с.
  10. Базанова О. М. Использование индивидуальных характеристик ЭЭГ для повышения эффективности биоуправления / О. М. Базанова, Л. И. Афтанас // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2006. – Т. 106. – №2. – С. 31-36.
  11. Бахтадзе С. З., Геладзе Н. М. Детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Неврологический журнал. – 2012. – Т. 17. – № 5. – С. 38-42.
  12. Беляева Н. А., Шматок Д. О., Блинова Е. В. Опыт клинического применения биологической обратной связи в лечении детей с различными видами энуреза. // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. – 2016. – Т. 18. – № 11. – С. 21-23.
  13. Биоповеденческая терапия ревматоидного артрита / Н. А. Шабанова, О. С. Шубина, Л. А. Уколова, Н. Л. Тов // Бюллетень сибирской медицины. – 2013. – Т. 12. – №2. – С. 135-140.
  14. Богданов, О. В. Эффективность различных форм сигналов обратной связи в ходе лечебных сеансов функционального биоуправления / О. В. Богданов // Физиология человека. -1990. - Т. 16, J№ 1. - С. 13-18.
  15. Вартанова Т. С., Сметанкин А. А. Очерк истории развития биологической обратной связи как метода медицинской реабилитации / Сборник статей «Общие вопросы применения метода БОС» СПб. : ЗАО «Биосвязь», 2008. – 102 с. – С. 3-19.
  16. Василевский H. H., Мигаловская H. A. Метод альтернативного биоуправления с обратными связями и критерии эффективности тренинга // Биоуправление-2: теория и практика. Новосибирск, 1993. – С. 65–77.; Сороко С. И., Трубачев В. В. Нейрофизиологические и психофизиологические основы адаптивного биоуправления. – СПб. : Политехника-сервис, 2010. – 607 с.
  17. Василевский Н. Н. Метод альтернативного биоуправления с обратными связями и критерии эффективности тренинга. Биоуправление-2: теория и практика / Н. Н. Василевский. – Новосибирск, 1993. – С. 65-77.
  18. Грехов Р. А., Сулейманова Г. П., Харченко С. А. Психофизиологические основы применения лечебного метода биологической обратной связи // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. – 2015. – №3. – С. 87-96.
  19. Датченко С. А. Предпосылки возникновения и история развития современной психофизиологической технологии БОС // Личность, семья и общество: Вопросы педагогики и психологии. – 2015. – №49. – С. 7-12. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23104075&
  20. Датченко С. А. Предпосылки возникновения и история развития современной психофизиологической технологии БОС // Личность, семья и общество: Вопросы педагогики и психологии. – 2015. – №49. – С. 7-12. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23104075&
  21. Двигательная реабилитация инвалидов с нарушением локомоторной функции вследствие резидуальных явлений острого нарушения мозгового кровообращения / Г. М. Циркин, О. А. Джафарова, В. А. Воронинский, М. М. Шперлинг // Бюллетень сибирской медицины. – 2013. – Т 12. – №2. – С. 128-134.
  22. Иванова Г. Е., Бушкова Ю. В., Суворов А. Ю. Использование тренажера с многоканальной биологической обратной связью «имк-экзоскелет» в комплексной программе реабилитации больных после инсульта // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2017. – Т. 67. – № 4. – С. 464-472.
  23. Капилевич Л. В., Кошельская Е. В., Кривощеков С. Г. Физиологические основы совершенствования точности движения на основе стабилографического тренинга с биологической обратной связью // Физиология человека. – 2015. – Т. 41. – № 4. – С. 73.
  24. Кулина Е. А. Метод биологической обратной связи в коррекции зрительных расстройств у дошкольников // Постулат. – 2017. – № 4 (18). – С. 29.
  25. Мерфи М. Будущее тела: исследование дальнейшей эволюции человека / Майкл Мерфи; [пер. с англ. М. Ошуркова [и др.]]. – М. : Рипол-Классик: Открытый Мир, 2010. – 912 с. – С. 301.
  26. Мерфи М. Будущее тела: исследование дальнейшей эволюции человека / Майкл Мерфи; [пер. с англ. М. Ошуркова [и др.]]. – М. : Рипол-Классик: Открытый Мир, 2010. – 912 с. – С. 321.
  27. Моисеев А. Б., Паршина К. Б., Кольбе О. Б. и др. Лечение нейрогенных дисфункций мочевого пузыря у детей с использованием метода биологической обратной связи // Педиатрия. – 2008. – Т. 87. – № 3. – С. 41-45.
  28. Мосолов С. Н., Бирюкова Е. В., Тимофеев И.В. Применение Α-Θ-Тренинга биологической обратной связи при тревожных расстройствах, резистентных к психофармакотерапии (открытое рандомизированное контролируемое исследование) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2010. – №1. – С.15-20.
  29. Павлов Ю. Г. Эффективность лечения зависимостей методом ээг-биоуправления // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 2 (10). – С. 80-90.
  30. Павлов Ю. Г. Эффективность лечения зависимостей методом ээг-биоуправления // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 1 (13). – С. 93-99.
  31. Святогор, В. А. Метод биоуправления потенциалом головного мозга и его клиническое применение / В. А. Святогор // Биологическая обратная связь. - 2000. - № 1. - С. 5-7
  32. Суворов Н. Б. Знакопеременный кардиотренинг. Практика применения. Биоуправление-3: теория и практика / Н. Б. Суворов. – Новосибирск, 1998. – С. 69-79.
  33. Суворов, Н. Б. Знакопеременный кардиотренинг. Практика применения. Биоуправление-3: теория и практика / Н. Б. Суворов. - Новосибирск, 1998. - С. 69-79.
  34. Шевцов В. И., Скрипников А. А., Шеин А.П. Применение биологической обратной связи по электромиограмме в комплексном лечении больных с центральными гемипарезами // Гений ортопедии. – 2007. – №1. – С. 142-147.
  35. Шубина О. С., Уколова Л. А., Шабанова Н. А., Богодерова Л. А., Загоруйко Е. Н. Психосоматические соотношения при заболеваниях суставов аутоиммунной природы // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2009. – № 1. – С. 71-74.
  36. Яковлев Н.М., Косицкая З.В., Пинчук Д.Ю., Моховикова И.А., Русановский В.В., Русановский Г.В. Реорганизация паттерна ЭЭГ у подростков с дефицитом внимания и токсикоманией в процессе комплексного функционального лечения // Психофармакол. и биол. наркол. 2005. Т. 5. № 2, с. 957-962.
  37. Яковлев Н.М., Свиридова И.А. Особенности произвольного управления с ЭЭГ БОС в лечении подростков с наркоманией в остром периоде // Биол. обратная связь. 2001. № 4, с. 2-9.