ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.07.2020
Просмотров: 6009
Скачиваний: 36
СОДЕРЖАНИЕ
БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Вопрос 1. Понятие и научные основы криминалистической идентификации (отождествления)
Идентификация по материально фиксированным отображениям признаков
Идентификация по мысленному образу
Вопрос 2. Понятие и значение установления групповой принадлежности
Вопрос 3. Понятие и сущность криминалистической диагностики
Основные узлы фотоаппарата и их характеристика.
Свойства и характеристика светочувствительных материалов.
Стадии фотографического процесса.
Фотографическая съемка – при подготовке к съемке фотограф должен произвести следующие действия:
Вопрос 2. Понятие криминалистической фотографии, ее система и назначение
Общие правила обнаружения, осмотра, фиксации и изъятия следов.
При исследовании топографических признаков учитывают:
Вопрос 3. Технико-криминалистическое исследование документов
Вопрос 4. Назначение экспертизы по исследованию документов
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВСЕМ ТЕМАМ:
2. Криминалистика: Учеб. пособие в схемах / Под ред. А.Г. Филиппова.
С вдавленных следов от металлических деталей подошв обуви (подковок, головок шурупов и т.д.) на деревянном полу, фанере, размягченном асфальте и т.п. можно изготовить пластилиновые слепки. Для этого кусочек пластилина разминают в руках и выравнивают, прижимая, например, к стеклу. После отделения от стекла пластилин выровненной стороной вдавливают в след. Чтобы слепок легко отделялся, след предварительно смазывают вазелиновым маслом или припудривают порошком графита.
Для изготовления, слепков рекомендуется применять также пасты «К» и «СКТН». Смешанная с катализатором и введенная в след паста «К» в зависимости от температуры окружающей среды превращается в слепок через 20-40 мин. При минусовых температурах для её полимеризации необходимо несколько часов.
Паста «К» и «СКТН» хорошо передают в слепках отображения идентификационных признаков подошв обуви в следах, оставленных на любой следовоспринимаюшей поверхности.
Поверхностные следы, как и объемные, описываются в протоколе осмотра, фотографируются и изымаются вместе с предметом. Если след с предметом изъять невозможно, то в зависимости от его вида изготавливают копии.
Поверхностные следы копируются на следокопировальные пленки.
Бесцветные следы босых ног после их опыления порошками (аналогично окрашиванию следов рук) копируются на дактилоскопические пленки или на размягченный желатиновый слой фотографической бумаги и т.д. Если это сделать невозможно, то ограничиваются масштабной фотосъемкой и составлением схем следа.
При подготовке материалов на экспертизу в распоряжение эксперта необходимо предоставить наряду со слепками или фотоснимками следов и обувь, изъятую у подозреваемого.
Если след оставлен босой ногой, то в качестве сравнительного материала представляются либо оттиски ног подозреваемого, сделанные на бумаге с использованием типографической краски, либо слепки подошвенной части с экспериментальных следов, сделанных в условиях, соответствующих месту происшествия.
При назначении трасологической экспертизы по следам ног на ее разрешение могут быть поставлены вопросы:
1. Пригодны ли для идентификации следы, обнаруженные на месте преступления?
2. Одной или разной обувью оставлены следы, обнаруженные на месте происшествия?
3. Не оставлены ли следы обувью, изъятой у гражданина Петрова?
Кроме того, обнаруженные на месте происшествия вещества, которые унес преступник или занес на своей обуви, должны наряду со следами ног изыматься и направляться на экспертизу для исследования.
Таким образом, следы рук и ног человека могут и должны использоваться для раскрытия различных видов преступлений. А для этого каждый оперативный работник или следователь должен уметь обнаружить, правильно зафиксировать и изъять обнаруженные следы при осмотре места происшествия.
Вопрос 3. Иные следы
Следы орудий взлома и инструментов.
Как показывает практика, преступники для достижения своих целей нередко прибегают к разрушению тех или иных преград (стен, потолков, окон, замков и т.д.). В подавляющем большинстве случаев от орудий взлома, применяемых преступниками, на преградах образуются разного рода следы.
Следы от орудий взлома играют большую роль в раскрытии преступлений. По следам от орудий взлома можно определить, каким способом и с какой стороны производился взлом, что, в свою очередь, позволяет правильно оценить событие преступления: действительно ли имело место кража или взлом был совершен с целью инсценировки кражи.
Так, например, в отдел милиции поступило заявление, что на станции Тягун в ночное время преступники, разбив окно билетной кассы, проникли в помещение и похитили железный ящик с деньгами. Произведенным осмотром места происшествия было установлено, что двери помещения кассы закрыты и опломбированы. Окно разбито, у окна отсутствовала обвязка фрамуги, которая была обнаружена у здания на земле в 50 см от стены, там же были обнаружены осколки стекол. При осмотре обвязки фрамуги на ней был обнаружен след удара твердым предметом. След находился на окрашенной стороне обвязки фрамуги, т.е. на той стороне, которая была обращена во внутрь помещения кассы. Таким образом, данные осмотра помогли установить, что повреждение обвязки фрамуги было причинено изнутри помещения.
Это дало возможность выдвинуть версию о том, что кража совершена самим кассиром, что в дальнейшем и подтвердилось.
Нередко следы от орудий взлома позволяют отождествить само орудие взлома, которым пользовался преступник.
Следы от орудий взлома и инструментов подразделяются на виды:
- следы давления;
- следы трения (скольжения);
- следы разреза или разруба;
- следы распила;
- следы сверления.
Следы давления образуются при нажиме или ударе, в результате которого следовоспринимающий объект, деформируясь, отображает форму, размеры и детали орудия взлома. Это статические следы.
Следы трения (скольжения) возникают при движении орудия взлома по поверхности преграды. При этом происходит уплотнение материала следовоспринимающего объекта либо частичное соскабливание его поверхности, а возможно то и другое одновременно. Это динамические следы.
Следы трения представляют собой продольные трассы (линии) в виде валиков и бороздок. Их форма, размеры и взаимное расположение зависят от величины и особенностей рельефа контактной поверхности следообразующего объекта и положения орудия взлома относительно преграды.
Следы разреза образуются режущей кромкой орудия взлома на поверхности следовоспринимающего объекта. Это динамические следы.
Следы разреза представляют собой систему валиков и бороздок, передающих особенности режущей кромки орудия взлома. Четкость передачи индивидуальных особенностей орудия взлома зависит и от скорости резания.
К следам взлома относятся следы распила и сверления.
По следам сверления можно установить, с какой стороны производилось сверление. Если отверстие не сквозное или только начальное, то на дне следа можно обнаружить особенности от режущей кромки сверла, которые в отдельных случаях используются для идентификации. След сверления динамический.
Следы распила, как правило, для идентификации не пригодны, но по ним можно установить ширину развода пилы и с какой стороны производился распил.
При обнаружении следов взлома, они должны быть подробно описаны в протоколе, тщательно осмотрены.
При изучении следов выясняются:
- обстоятельства взлома;
- первоначальное положение взломанной преграды;
- механизм образования следов.
Используются в качестве орудий взлома в зависимости от рода преград, всевозможные инструменты: ломики, долота, дрели, кусачки, строительные скобы, молотки и т.д. Реже преступники используют специальные воровские устройства «фомки», «гусиные лапки» и т.д.
Иногда разрушение преград осуществляется с помощью промышленной аппаратуры и механизмов: электросварочных или газовых аппаратов, лебедок и т.д.
При осмотре места происшествия и следов взлома обращается внимание на отыскание частей от орудия взлома или самих орудий оставленных преступниками на месте преступления.
Изымать следы рекомендуется с частью преграды, на которой они обнаружены. Если это сделать невозможно, то со следов необходимо изготовить масштабные фотоснимки и слепки. Для изготовления слепков применяются пластилин, гипс, слепочная масса «Стенс» или силиконовая паста «К».
При изъятии с места происшествия следов орудий взлома и самого орудия взлома в протоколе осмотра, места происшествия указывается:
- место обнаружения следа или орудия взлома;
- на какой преграде обнаружены следы взлома;
- материал и поверхность преграды;
- вид обнаруженных следов и наименование обнаруженных орудий взлома;
- расположение следов;
- их размеры, форма и наличие особенностей, а также форма и размеры обнаруженного орудия взлома;
- наличие на орудии взлома или в следе частиц посторонних веществ и их цвет;
- характер и оформление упаковки.
Экспертизой разрешаются в основном следующие вопросы:
- каким способом произведен взлом;
- каким видом орудия;
- с какой стороны производился взлом;
- пригоден ли след для идентификации орудия взлома;
- не образованы ли следы, обнаруженные на месте происшествия, иным орудием взлома.
Необходимо помнить, что успешное разрешение вопросов во многом зависит от того, насколько правильно будут подготовлены и оформлены материалы, направленные на экспертизу.
Частыми объектами взлома являются замки и другие запирающиеся устройства. Способы их взлома разнообразны и в основном применяются в зависимости от особенностей устройства замка.
Замки подразделяются:
- по назначению: мебельные, дверные, специальные (для сейфов);
- по способу крепления: постоянные и навесные. Постоянные замки могут быть прирезными (накладными) или врезными;
- по устройству механизма: пружинные, сувальдные и цилиндровые.
Обычно взлом и отпирание замков и запорных устройств совершаются одним из следующих способов:
- вырыванием или разрушением (распиливанием) дужки;
- разрушением короба;
- отпиранием при помощи поддельных и подобранных ключей или отмычек;
- разрушение запорных устройств (запорных петель, дверных накладок и т.д.);
- отжим ригеля.
При описании в протоколе места происшествия должно быть указано:
- место обнаружения;
- вид замка;
- его внешнее состояние;
- положение отдельных частей замка;
- наличие на замке повреждений;
- частиц посторонних веществ;
- повреждения на приспособлениях для его навески и на прилегающих к нему участках;
- вид упаковки.
После фотографирования и описания в протоколе осмотра замок и другие следы его взлома должны быть изъяты для криминалистического исследования.
Вопросы, разрешаемые экспертизой:
- исправен ли замок;
- не отпирался ли он отмычкой, подобранным или поддельным ключом;
- каким способом произведен взлом замка;
- можно ли открыть замок этим предметом и т.д.
Во всех случаях на исследование направляются непосредственно замок и все обнаруженные и изъятые приспособления к отпиранию замков.
Таким образом, из вышеизложенного материала следует, что следы от орудий взлома играют большую роль в раскрытии преступлений, и поэтому оперативные работники должны четко представлять механизмы возникновения следов взлома, хорошо владеть приемами по их обнаружению, фиксации и изъятию.
Следы транспортных средств.
На проселочной дороге была обнаружена легковая автомашина «Волга», под которой лежал труп мужчины.
Владелец «Волги» был задержан работниками милиции, но он своей вины в наезде на человека не признавал, а пояснял, что им был совершен наезд на труп.
В связи с этим следователь с участием эксперта произвели осмотр трупа повторно и более тщательно, при котором на теле и одежде трупа обнаружили кроме следов протектора шин «Волги» еще след протектора грузовой автомашины «ГАЗ-63» с частной особенностью в рисунке.
Принятыми мерами была установлена машина «ГАЗ-63», а снятая с нее шина вместе со следом направлена на экспертизу. Экспертиза дала заключение, что след на трупе оставлен данным протектором.
Так, по следу была установлена автомашина и шофер, который при совокупности других доказательств признал вину в наезде на человека. Что же касается владельца «Волги», им был совершен наезд на труп.
Приведенный пример свидетельствует о том, что в процессе раскрытия некоторых преступлений необходимо устанавливать транспортные средства, которыми пользовались преступники. Чаще всего такая необходимость возникает по делам автодорожных происшествий, а также в тех случаях, когда преступники использовали транспорт для перевозки похищенного или разрушали преграду (вырывание запоров гаражных дверей).
Различают следующие группы следов транспортных средств:
1) следы ходовой части автомобиля;
2) следы-потеки (тормозная жидкость, ГСМ);
3) следы от столкновения (вмятины);
4) следы-вещества (осколки фарного рассеивателя, откол краски);
5) следы-ранения на теле человека, животного.
Основное внимание в трасологии при изучении следов транспортных средств уделяется вопросам установления автомобиля по следам, оставленным его ходовой частью. Кроме того, рассматриваются и другие следы автомобиля. Это следы буфера, кузова, облицовки радиатора. Установление искомого транспорта может быть и по его частям, найденным при осмотре места происшествия (осколки стекол, фар, части от кузова и т.д.). Изучение этих следов позволяет выяснить, какой вид, тип транспорта использовался.
По следам, оставленным автомобилем, в ряде случаев можно определить характерные признаки, по которым можно его разыскать.
С помощью исследования по следам колес производится идентификация шин транспортного средства. Заключения экспертов по данному вопросу нередко являются одним из важнейших доказательств по делу.
Следы транспортных средств подразделяют:
По характеру изменений следовоспринимающего объекта на объемные и поверхностные.
Объемные следы возникают на мягком грунте за счет вдавливания рельефных элементов поверхности шин; поверхностные – на твердом грунте в виде отпечатков загрязненной, смоченной или окрашенной поверхности шин.
По механизму образования на статические и динамические.
Динамические следы возникают в результате торможения автотранспорта или в результате скольжения полозьев гужевого транспорта (сани).
Вывод о принадлежности автомобиля к определенному типу (грузовой, легковой и т.д.) и к определенной модели основывается на изучении всей совокупности общих признаков:
- число и расположение следов;
- ширина колеи;
- ширина профиля шины;
- строение рисунка следа протектора;
- посадочный диаметр шины.
Число и расположение следов при осмотре места происшествия часто бывает трудно установить, т.к. при движении автомобиля по прямой следы передних колес разрушаются задними колесами.
При повороте автомобиля на дороге отображаются следы всех колес автомобиля, и поэтому при осмотре места происшествия нельзя ограничиваться осмотром следов непосредственно около места происшествия.
Ширина колеи – расстояние между серединами дорожек колес, находящихся на одной оси. Если колеса парные, то измеряется расстояние между серединами промежутков дорожек колес.
Полученные на месте происшествия размеры сопоставляются с данными, имеющимися в технических справочниках автомобилей. В результате становится возможным совершенно исключить многие марки машин и определить те модели автомашин, которые по числу и расположению колес, ширине колеи соответствуют проверенным данным.